В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Вчера православные отмечали большой праздник - _Радоницу - день поминовения всех усопших. Она отмечается всегда в первый вторник через неделю после Пасхи. Одни говорят, что праздник так называется потому, что происходит от слова «род», другие, что это - день радости по поводу будущего воскрешения и вечной жизни.
С детства бабушка водила меня в этот день на наше Измайловское кладбище. По их белорусскому обычаю на могилу надо постелить белую скатерть и расположить на ней еду, в частности, обязательно крашеные яйца (но их красят уже после Пасхи и в церкви не освящают). Получалась как бы совместная трапеза с духами покойных.
Для них на землю выливали немного водки, остальное выпивали сами. Закуска тогда была простая: соленые огурцы, вареная колбаса, картошка, хлеб. Ходили вчетвером: моя бабушка, я и 2 ее сестры. Конечно, кусок в горло мне не лез, и было как-то не по себе, тем более что они навещали могилы людей, которые умерли до моего рождения, и с которыми у меня не было связано никаких воспоминаний. Кладбище это было бедным, таким и остается, потому что там давно не хоронят, а когда еще хоронили, то у людей не было денег на хорошие памятники и ограды. Там стоят деревянные и железные кресты. Кстати, много людей в этот день не было, во всяком случае, не больше, чем в любой другой день.
Прошло много лет. Увы, теперь у меня появились свои могилы. Они на Николо-Архангельском кладбище. Когда я бываю там, то чувствую умиротворение, иногда мне даже кажется, что я ощущаю душу умершего, что есть в воздухе какое-то его присутствие. Но на Радоницу я на кладбище больше не пойду, хотя там теперь в этот день очень много народа, и с каждым годом становится больше. Большинство могил теперь украшено хорошими памятниками и цветами. Мне не нравится, что многие люди много едят и пьют на могилах. Я понимаю, что это - обычай, но все равно неприятно. Все-таки бабушки мои родились до революции и были неграмотными, а эти - современные люди. Видела, как одна семья просто бегом бежала до нужной им могилы, держав за ручки с обеих сторон большую кастрюлю. Прибежали, открыли и стали, давясь, поедать ложками щи: спешили, видимо, чтобы не остыли. Похоронена там старушка, умерла лет 30 назад, памятника до сих пор нет, одна покосившаяся табличка с фамилией, холмик почти сравнялся с землей. Зачем они ходят есть щи к ней на могилу? Другие привезли целый грузовичок еды в такой машине, где можно откинуть крышку и сделать как бы прилавок, из таких машин на праздниках продают напитки и еду. У них там был просто пир на весь мир. Кажется, был и мангал. Я уже не говорю о семействе цыган, которые на моей памяти за 10 лет похоронили, наверное, всю мужскую родню в роскошных мавзолеях. Видимо, там идут какие-то клановые разборки, потому что каждый год появляется новый усопший молодой мужчина. Они ставят им памятники из белого мрамора с плачущими ангелами в прозрачных шатрах. Даже зимой там иногда сидят мужчины и что-то едят. Например, я видела, как один в январе ел там арбуз. Может быть, и его уже похоронили? В общем, большое количество питающихся на могилах людей напоминает мне сборище вурдалаков.
Но дело даже не в этом. Хотите верьте, хотите нет, но в этот день там много духов. Но это вовсе не духи наших близких. Это какие-то духи-хулиганы. Наверное, они слетаются на кладбище, будучи привлечены большим количеством выпивающих людей. Не хочу сказать, что от них есть какой-то вред, но их присутствие мне не нужно. Я не для этого прихожу на кладбище. Поэтому я на Радоницу больше на кладбище не пойду.