Нобелевский лауреат писатель Найпол (есть ли разница между Россией и Тринидадом?)

May 25, 2008 00:10


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Благодаря приложению к «Новой газете» «Свободному пространству» я познакомилась с писателем Найполом. В 2001 году он получил Нобелевскую премию, но к тому времени у нас не было его книг в продаже. Не знаю, переводили ли его прежде. Одна из его книг «Полужизнь» вышла в 2003 году и до сих пор не распродана, в общем, сенсации он у нас не произвел. А между тем, человек он, оказывается, очень интересный. Он родился в 1932 году в Тринидаде. С тех пор он ненавидит регион Карибского бассейна. В 18 лет он оттуда уехал в Англию, где учился в Оксфорде. Говорит, что долго просыпался от ужаса, потому что ему снилось, что он опять в Тринидаде. Живет в Англии, с 29 лет пишет романы, вот и премию получил. Но своей основной темой он сделал страны, так называемого третьего мира, о которых пишет в отрицательном ключе.

Найпола часто упрекают в том, что он ненавидит третий мир, что выносит приговор 90% человечества. Но он, и те, кто дали ему премию, видимо, так не считают. Найпол говорит, что он всего лишь против того, чтобы относиться к этим странам, как к экзотике, а за то, чтобы считать их абсолютно равными западным странам и судить по одинаковым меркам. С этой точки зрения он находит, что эти страны ничего полезного не создали, и что у них нет истории, потому что история - это прежде всего история достижений. Он считает, что цивилизованность - это утверждение высоких критериев, критичность к себе, требование качества, и это - не прерогатива только западных стран. Каждый может хотеть стать лучшим. По мнению Найпола, если страны третьего мира не стали лучшими, то именно из-за того, что не прилагали к этому должных усилий. «Я приходил в этот мир, - говорит писатель, - когда белые сидели на упакованных чемоданах и ждали вертолетов в Европу (ох уж эти писатели: если бы они в 1932 году, да и сегодня летали в Европу на вертолетах, то далеко бы не улетели). Западные империи уходили, и казалось, что мир теперь будет переделан, он будет реорганизован, и все будет не так уж и плохо. Но не так уж плохо не становилось. И тогда ты остаешься наедине с вопросом, может быть, есть что-то такое в этих людях, что мешает им наладить жизнь. Какая-то трещина, какой-то недостаток в понятиях, при которых жизнь не будет хороша, не будет цивилизована.» «Общество с трещиной» - так он определяет третий мир. Но при таких взглядах Найпола нельзя упрекнуть в расизме, потому что он - чистокровный индус. Его отец эмигрировал в Тринидад и стал там журналистом. Поэтому Нейпол считает, что имеет полное право обличать своих бывших соотечественников и представителей своего народа. Вот он хотел стать лучшим, старался - и стал. Национальность и место рождения ему не помещали. А они живут плохо, потому что не стараются, не хотят быть лучшими, а все потому, что в них есть изъян.

Если бы я не знала, что этот гражданин индус и урожденный тринидадец, то подумала бы исходя из его воззрений, что он - русский либеральный журналист, писатель или диссидент былых времен. Как знакомы все эти рассуждения! Народы исторические и выпавшие из истории. Порочность с рождения самих людей, не добившихся успеха, Вековое рабство. Рабская покорность. Лень. Отсутствие амбиций.
Уже 17 лет , как нет тоталитаризма, почему же живем не так, как в Англии? Чем это можно объяснить, кроме трещины? Мало времени прошло, говорите? А мне некогда ждать. В Англии тоже не сразу стало все не так плохо? Вранье, там всегда было лучше, чем у нас.

Вот я же добился - значит все могут. Все не могут получить Нобелевскую премию, разбогатеть и пр. Если все получат премию, то надо будет создавать супер-премию, как только повышается нижний порог бедности, так тут же повышается и то, с чем его сравнивали. Ты можешь считать, что всего достиг благодаря своему таланту, но тебе помогал и случай. Одни народы богаты не потому, что умнее, трудолюбивей, честолюбивей других, а по очень многим причинам. И это превосходство - не навсегда. Великий Рим считал предков нынешних европейцев варварами, и где теперь тот Рим? Может быть, уже через 100 лет, великими будут индусы, а европейцы опять превратятся в варваров.

Я имею право говорить гадости про русский народ, потому что я сам русский. Я могу критиковать Россию, потому что я там родился и жил. Как удобно! Особенно, когда за это платят и дают премии.

В газете был помещен отрывочек из книги «Средний путь», которая должна выйти у нас летом. Там есть любопытные наблюдения, вполне приложимые к нашей жизни. Так он обличает стремление Тринидада быть современным, потому что современность там понимается, как полное копирование США. Тринидадцам не интересна своя история (Только что писатель говорил, что у стран, где нет достижений, нет истории, но писатели - они такие противоречивые…) и свои новости, зато огни интересуются всем, что происходило и происходит в США, Европе, даже почему-то Австралии (Здесь они нас с нашей «всемирной отзывчивостью» переплюнули). Тринидадцы во всем подражают Западу и не уважают себя. Так они пьют плохой растворимый кофе только потому, что его рекламируют , и не пьют свой хороший (Это они зря: мы выбрали квас, а не колу, хоть тут отличаемся). В Тринидаде можно заниматься только юриспруденцией, медициной, финансами, посредничеством и розничной торговлей (Это сходится). Простые люди там не любят тех, кто выделяется, называют их «тщеславными». Талант там заменен интригой. Общество там не требует никаких умений и не награждает заслуг. Единственное, что там поощряется - это хорошая учеба в школе и игра в крикет. Коллективные игры в Тринидаде не в чести, потому что они не хотят сотрудничать друг с другом и подчиняться капитану, а вот крикет дает людям возможность проявить свою индивидуальность. Общество Тринидада отвергло героев, и единственными героями остались игроки в крикет (Так я и не поняла, зачем для крикета сделали исключение, но ладно. А помните, как с победой демократии сразу поплыли коллективные игры и взлетел теннис?) Наконец, в Тринидаде интересное отношение к власти. Раньше власть была далеко, а местную власть презирают. Теперь высшей власти нет, свою по-прежнему презирают, но из этого получился странный результат: никто не осуждает власть за воровство и коррупцию. Вообще, к мошенничеству относятся очень спокойно. С одной стороны, не верят, что богатство и власть можно получить честным путем, с другой сами мечтают так же устроиться, и воруют и нарушают, что могут (Опять много общего, во всяком случае, в отношении к коррупции власти и воровству). В целом, Тринидад живет мечтой, чтобы все вокруг было, как в глянцевом журнале. Он грезит, что уже живет в прекрасном мире, и там востребованы только такие писатели, которые поддерживают их в этих иллюзиях (А Минаев, а Робски, а все глянцевые журналы?).

Ну разве мы не живем в Тринидаде? Но с мнением писателя, что западные страны так не живут я не согласна. Может у них почетнее быть научным работником, чем адвокатом? Может, они не живут в глянце и они его продуцируют? Пока там есть место для разных писателей, но не думаю, что тот же Натомб там популярен. Самые большие тиражи у Кинга, у Роллинг, у покойного Шелдона. И уровень жизни там не за один век и уж не за пол века создался. И не всегда они будут наверху.

А Натомба я еще почитаю. Пока скачала «Полужизнь». Если понравится, то летом куплю «Средний путь» и «Территория тьмы», которые должны выйти в июле-августе.

Критика

Previous post Next post
Up