В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Из поста
http://dmpokrov.livejournal.com/424110.htmlАвтор выборочно цитирует дневники актера Георгия Буркова за 80-е годы. Точной ссылки он не дает, но скорее всего, это из «Хроники сердца», вышедшей в серии «Мой XX век».
"Легкость, с которой мы входим в чужие страны (или вводим туда оружие) - Чехословакия, Венгрия, Польша, ГДР, Афганистан, Куба, Никарагуа, Китай, Вьетнам и мн. др., - говорит о том, что Запад вооружился не зря. Мы - профессиональные агрессоры. И не отказались до сих пор от идеи Мирового господства, скромно называя эту идею «Мировой революцией»."
"Победа в Великой Отечественной окончательно развалила русских. И, естественно, позволила большевикам держаться до сих пор. Ведь Победа дала право думать, что путь правильный: лагеря, соц. реализм и пр. И безкультурье. Падение в будку. Мы выбрали «родное» рабство, рассчитывая на то, что у коммунистов оттает сердце. Дураки! Мы ввергли себя в большую глупость и униженность. Дело еще вот в чем: война не дает повод для геройства ни с той, ни с другой стороны. Война - это грязь и убийство на самом дне сознания. Геройство создают идеологические подонки. Выбор между двумя фашизмами. Что может быть мучительней?! Но я никогда не скажу, что выбор был сделан правильный. Раб на выбор не способен. Такова судьба. Раба."
"Придет время, и Васю (Шукшина - ДП) помянут те, кто его унижал и убивал, как своего соучастника строительства коммунизма. Ведь он был коммунист? А иначе не подпустим к кино, к литературе. Его принудили."
"Но процентно больше должно быть рабочих (монополия на рабство), т. е. людей темных. И вот при помощи этих озлобленных и голодных рабов заставляли трудиться талантливых и умных."
"Люди вне культуры выращиваются в стаде, в строю горшечников, октябрят, пионеров, солдат, заключенных, демонстрантов. Не искусства, а зрелищ жаждет Хомо Советикус."
"Чернь, дорвавшаяся до власти, крайне опасна"
"Не сразу мы узнали и о «смершах». Конечно, никто не найдет ни одного приказа о том, чтоб стреляли в спину. Однако стреляли. Детдомовец Матросов бросился на амбразуру. Зоя Космодемьянская, дочь врага народа, приняла мученическую смерть. Никто не узнает истинных причин, истинных подробностей."
"У меня нет Родины, ибо у раба ее не может быть. Но если она у меня есть, то внутри меня, и так у многих. Но мы живем на чужой территории, нашу Родину оккупировали коммунисты."
"Если удастся протащить в книгу или фильм кукиш в кармане, это в закоулках выдается чуть не как акт неповиновения или крупной диверсии."
"«Меньшинство» - цвет наций. Нужна новая демократия, которая учитывает интересы большинства (чтоб они не сдохли и не убили друг друга из-за бездарности), выражает которые только «меньшинство», но не меньшинство из большинства (т. е. проходимцы, пусть талантливые, но проходимцы!), а меньшинство, выбранное генетически."
Георгий Бурков родился в 1933 в Перми, умер в 57 лет. Это был 1990 год. Бурков к этому времени был популярным актером, но имел звание только заслуженного артиста РФСР. Вероятно, начальство его недооценивало, потому что зрителя помнят Буркова до сих пор, хотя больших ролей у него не было. Талант его был скорее комедийного плана, и играл он роли простаков. В нем была естественность и индивидуальность, которые не делали проходными даже небольшие эпизоды с его участием.
Интересно, что он не имел актерского образования, а закончил 2 курса юридического факультета Пермского госуниверситета.
Из воспоминаний современников известно, что Бурков страдал алкоголизмом и пил много даже для актерской среды.
Проблемы появились уже к концу 60-х: "Вот уже скоро месяц, как меня лечат от хронического алкоголизма. Лечат все. Начиная от жены и кончая доктором К., общепризнанным авторитетом на алкогольном фронте".
Бурков играл не в одном театре. Вот что вспоминают по этому поводу:
«В 1980 году Бурков перешел в Московский Художественный Академический театр. Татьяна Ухарова о причинах ухода: " В 1970-1971 Бурков уходил работать в театр "Современник". Об этом периоде вспоминает Татьяна Ухарова: "Познакомившись с Ефремовым, он ушел в "Современник" (на один сезон - Ефремова ждал МХАТ). Вернулся в Станиславского, а там главный - режиссер из Перми: он так и не простил Буркову уход из того театра и играть ничего не давал. Жора не вступал в партию, совершенно не умел разговаривать с официальными людьми. Хотя с ним было интересно всем - коллегам, режиссерам, рабочим сцены. Врожденная интеллигентность не позволяла ему обидеть собеседника. На творческих встречах со зрителями он не читал, не играл - он разговаривал с залом. Встреча с Шукшиным перевернула жизнь всей нашей семьи. Они сразу заговорили на понятном им одним наречии, Жора преобразился, стал много писать. Замечательные два года под названием ВАСЯ ШУКШИН!"
"Театр Станиславского был для Жоры родным домом. Там его любили, но до конца не понимали. Играл, снимался - все нормально, казалось бы. Но жизнь ума, его ума, протекала не так гладко. Он занервничал, остановился - так ему казалось".
"В МХАТе Бурков проработал до 1983 года. Татьяна Ухарова: "Никто не понял, почему Жора ушел от Ефремова. Толчком послужила ерунда (этого и Олег Николаевич не знал) - уважаемая актриса погрозила пальчиком: "Веди себя хорошо на гастролях, Жора, мы за тебя поручились в райкоме партии!" А он просто не поехал на эти зарубежные гастроли - и уволился. Мне он объяснил, что не состоялся авторски, личностно, так сказать."
В 1984-1987 годах Бурков выступал на сцене театра имени А.С.Пушкина.
С 1988 года он стал художественным руководителем Центра культуры им. В. М. Шукшина. Последние годы он целиком посвятил Центру: хотел создать там свой театр, свою театральную школу...».
Даже из этих отрывков видно, что характер у актера был сложным. Хотел уважения, но не мог побороть своей слабости. Олег Ефремов тоже пил, но был при этом хорошим организатором. Вот и Бурков не хотел быть просто актером - он претендовал на большее.
Жаль, что я не читала всех его дневников. С какого года появились у него эти записи?
Но безотносительно к Буркову могу подтвердить, что такие настроения были очень даже в ходу уже в начале 70-х, а, может быть, и раньше. Кто-то слушал «Би-би-си», «Свободу» и др. - «Есть обычай на Руси ночью слушать «Би-би-си»». Кто-то читал диссидентскую литературу, которая была многообразна, кто попал в компанию, где говорили на эти темы. А люди тогда много общались и пересказывали интересненькое друг другу. В итоге все хоть краем уха, да слышали то же самое, о чем пишет Бурков. Подслушанная информация всегда кажется особенно убедительной. Это сегодня мы знаем, что кое-что из этого выдумали гитлеровские идеологи, кое-что - белые эмигранты, и всему этом уже в 60-х было 100 лет в обед. А нам тогда казалось, что это так ново.
А Бурков еще и принял все слишком близко к сердцу - особенности актерского темперамента.
Интересно, он считал себя «выбранным генетически» меньшинством?
Я помню, что Бурков мне казался особенно убедительным, когда в «Гараже» его герой сказал: «Я за эту машину Родину продал!». Герой имел в виду, что продал дом в деревне, оставшийся от родителей. Но Бурков произносил фразу с таким чувством, что явно подразумевал совсем другое.