Ридна этрусщина 15/1 Малатеста

Aug 23, 2013 23:38


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)

Оглавление проекта - http://uborshizzza.livejournal.com/2595506.html

В Средние века и Новое время было распространено такое явление, как сеньория. Сеньория - это определенная территория, закрепленная за каким-нибудь аристократом. Он мог собирать там налоги, вести войны. Т.е. получалось так: изначально была городская коммуна или город-республика. Но на каком-то этапе появлялась необходимость в организации военной обороны от врагов. Тогда находился защитник, кондотьер, имеющий какое-то количество солдат и средства вести войну (Если перевести эти реалии на наше время, то появлялась «крыша»). Он имел право набирать войско. Потом он захватывал власть, например, становился падеста, т.е. главой администрации коммуны. Потом он умудрялся передать эту выборную должность по наследству своему сыну или брату. Так устанавливалась правящая династия. Органы самоуправления могли и дальше собираться, могли быть уничтожены, но в любом случае они уже носили чисто декоративный характер.
Таким же образом в Римини появились Малатеста. Малатеста (Мала Теста) - прозвище и означает оно "Дурная голова". Действительно, среди членов этой семьи встречались по-настоящему «безбашенные» экземпляры. Среди них были как религиозные фанатики, так и нарушители всех божьих заповедей. При этом Малатеста были хорошими полководцами и отличались удачливостью - даже чума их не брала.
Они правили Римини почти 300 лет (Как Романовы в России). Все это время они вели войны с соседеми-сеньорами Монтефельтро. Крепости Малотеста и Монтефельтро стоят вперемешку по всей Эмилии-Романии и соседней области Марке.
Первым был Малатеста де Веруккьо (ум. 1312), родом из Веруккьо, с 1239 подеста Римини, встал во главе всех гвельфов Романьи и организовал убийство своих противников-гибеллинов из семейства Парчитати. (Напомню, что гвельфы и гибеллины были основными политическими партиями в Италии в Средние века и Новое время. Гвельфы были за власть Римского папы, а вторые - за власть Императора Священной Римской империи немецкого народа).
Вторым был Джованни Малатеста (ум. 1304) - старший сын предыдущего, активный участник романских междоусобных войн, с 1294 г. подеста Пезаро. Он продолжил семейную историю убийств, расправившись с женой, Франческой да Полента, и её любовником Паоло.
Последним был Сиджизмондо Малатеста (1498-1553) , всю жизнь пытавшийся отобрать Римини у папы и ненадолго преуспевший в этом деле. После него Римини вошел в состав Папской области.

Но самым знаменитым был Сиджизмондо Пандольфо Малатеста (1417 -1468) - «Волк Романьи», правитель Римини, Фано и Чезены. Один из самых талантливых итальянских кондотьеров своего времени. Его имя носит соборный храм Римини, Темпио Малатестиано, спроектированный по его заказу великим Альберти, а также замок в Римини.
Сигизмундо Малатеста уже в 13 лет водил войско и обнаруживал как большие военные дарования. Его описывают как тщедушного, с маленькими огненными глазами и орлиным носом человека. При всем том этот Малатеста был большим любителем и знатоком наук, искусств и вообще гуманистической образованности. В его замке собирались филологи и в присутствии тех, как они его называли, вели свои ученые диспуты. Даже его ожесточенный противник, папа Пий II (Эней Сильвий), признавал его гуманистические познания и философские склонности.

Историки обвиняют его в многочисленных преступлениях, убийствах, изнасилованиях, кровосмешении, ограблении церквей, предательстве, измене присяге и т.д. Эней Сильвий пишет о нем: "Сигизмунд Малатеста был в такой степени не воздержан в разврате, что насиловал своих дочерей и своего зятя... В его глазах, брак никогда не был священным. Он осквернял монахинь, насиловал евреек, что же касается мальчиков и молодых девушек, которые не хотели согласиться добровольно на его предложения, он или предавал их смерти, или мучил жестоким образом. Он сходился с некоторыми замужними женщинами, детей которых он раньше крестил, а мужей их он убивал. В жестокости он превзошел всех варваров. Своими окровавленными руками он совершал ужасные пытки над неповинными и виновниками. Он теснил бедных, отнимал у богатых их имущество, не щадил ни сирот, ни вдов, словом, никто во время его правления не был уверен в своей безопасности... Из двух жен, на которых он был женат до сближения с Изоттой, одну он заколол кинжалом, другую отравил. До этих двух жен у него еще была жена, с которой он развелся раньше, чем познал ее, завладев, впрочем, ее приданым".
Малатесто обвиняли в покушении на изнасилование собственного сына Роберта, защищавшегося кинжалом. Дочь Сигизмундо, изнасилованная своим отцом, забеременела от него.

Скорее всего, здесь много наговоров. Точно ничего неизвестно. Например, что жен убил. Про то, что первую убили кинжалом не все говорят, есть версии, что могла и сама умереть, а вторую, действительно, задушили. Но, может быть, и не муж? Хотя, кому еще это было нужно? Ведь у него в это время уже была в любовницах Изотта, имеющая от него ребенка. Но зато Изотту от явно любил.

Сигизмундо был отлучен от церкви по указу Папы Римского Пия II. В 1460 году сразу на трех римских площадях сжигали богато одетое и украшенное соломенное чучело. На каждом экземпляре красовалась табличка следующего содержания: "Вот он я, Сиджизмондо Малатеста, сын Пандольфо, король предателей, ненавидимый Богом и людьми, приговоренный к сожжению по приговору Святой Коллегии." Сиджизмондо обвиняли в: отравлении первой жены, удушении второй, фальшивомонетничестве, инцесте, ряде изнасилований (жертвы - обоих полов), некрофилии, предательстве, отступничестве, идолопоклонстве.
Вот что Папа Пий II еще говорил о Малатеста:
«... Он ненавидел священников, не веровал в будущую жизнь и считал, что души людей погибают вместе с телом. Это не помешало ему построить в Римини прекрасный храм в честь св. Франциска. Но он переполнил его языческими произведениями, так что казалось, будто это не христианский, а языческий храм, посвященный языческим божествам. В нем он соорудил гробницу своей наложнице - гробницу из великолепного мрамора превосходной работы, на которой, согласно языческому обычаю, приказал высечь надпись: «Святилище божественной Изотты».

Причиной немилости Папы послужил несвоевременный очередной конфликт между Малотесто и Монтефельтро. Малатеста объявил войну своему соседу, когда Папа пытался как раз примирить всех итальянских сеньоров, чтобы они собрались в крестовый поход против турок, которые как раз взяли Константинополь. Поступок Малотесто поход сорвал.
В 1462 году Пию все же удалось собрать войско, которое возглавил старый враг Малатеста Федериго да Монтефельтро. В итоге Малатеста лишился почти всех владений (в пользу церкви) и вынужден был покаяться. Находясь в Римини, он признал, что великий грешник, а в Рим послал гонца, который от его имени заявил, что очень глубоко раскаивается.
Но крестового похода не получалось. От командования отказались все кондотьеры, даже образцовый и верный Пию Монтефельтро. Но потом поход все-таки состоялся. Правда, пошли не на Константинополь, а в Грецию, - так решили венецианцы: ведь флот был у них. Во главе, с папского благословения стоял "насильник", "убийца жен", "отравитель", "некрофил", "содомит", "еретик", "фальшивомонетчик", "богохульник", "язычник" и даже "гражданин Ада" - Сиджизмондо Пандольфо Малатеста. Но средств и на этот поход не хватал: армия Малатеста осталась без провианта и подкреплений. Хотя Малатеста отбил у турок Спарту, но людей у него было мало. Пришлось уйти. Сиджизмондо довел армию домой. Главным трофеем оказался прах почитаемого Малатестой средневекового греческого гуманиста, эрудита и философа Гемистуса Плетона. Плетон верил в олимпийских богов, в то, что они живы. Малатеста торжественно похоронил язычника-грека в своем христианском храме в Римини (снаружи, в третьем саркофаге по счету).
Через несколько лет Малатеста умер. Ему шел 51-й год.

Все достопримечательности, что не античные, построены в городе при Малатеста. Но в этом посте мы остановимся на самой знаменитой из них - на Темпио Малатестиано - кафедральном соборе Римини.
Первая церковь на этом месте была заложена в IX веке и была посвящена Деве Марии. В XIII веке орден францисканцев выстроил новую церковь св. Франциска в стиле итальянской готики. Сиджизмондо Малатеста заказал Альберти реконструкцию здания. На месте монашеской церкви был воздвигнут мавзолей семейства Малатеста. Первый камень на месте нового фундамента был уложен 31 октября 1447 года. Для украшения здания кондотьер привлёк веронского скульптора Маттео ди Андреа де Пасти (он делал основной декор и миниатюры). Скульптуры и барельефы делал Агостино ди Дуччио.
По проекту Альберти церковь должен был венчать купол, изображённый на медали де Пасти 1450 года, который напоминал купол римского Пантеона и стал бы одним из крупнейших в Италии, однако это так и не было реализовано. Не была закончена и верхняя часть фасада, которая должна была включать в себя полноценный фронтон. В 1809 году войска Наполеона разрушили францисканский монастырь, располагавшийся вокруг церкви. Мавзолей Малатеста был переосвящён как городской собор.
После отлучения заказчика от церкви в 1460 году работы над памятником его могуществу были приостановлены, из-за чего к 1503 году, когда строительство завершилось, замысел Альберти так и не был воплощён в полной мере.
Оскар Уайльд в «Портрете Дориана Грея»: «Сиджизмондо Малатеста, любовник Изотты и сюзеренный властитель Римини, ... для культа постыдной страсти воздвиг языческий храм, где совершались христианские богослужения».

Это необычная церковь. Когда я ее первый раз увидела, я не знала всего, что вы уже прочли, но мне сразу показалось, что это и есть настоящее выражение духа Возрождения. Церковь светлая, ясная, в ней царит радостное настроение и человек не чувствует себя виноватым, маленьким - это он стоит во главе мира.
И это очень странно, потому что данный храм был задуман в первую очередь как мавзолей, и, действительно, здесь захоронены почти все Малатеста. И такое впечатление, что все эти записные злодеи ушли в Свет. Может быть, это потому так кажется, что нет привычных фресок с ужасами Страшного суда, страстями Христа?

Более того, такой светлый храм и построен при большом участии такого откровенного негодяя, каким был Сиджизмондо Малатеста. Разве это не странно?

Храм стоит за площадью Тре Мартири - не на виду. Расписание у него неудобное: с 8 до часу и с 4-х до 7-ми, причем, во время мессы снимать не разрешают. Судите сами: с утра надо купаться, а в 4 часа еще слишком жарко. Я там была 2 раза, и оба раза съемку приходилось быстро прекращать.

Вид снаружи. Обратите внимание, как бережно мраморный фасад скрывает прежний храм францисканцев. Если стоять лицом к двери, то на правой стороне храма примерно на середине ее высоты просматриваются ниши. В них установлены саркофаги, где похоронены уважаемые люди, не являющиеся членами семьи Малатеста. Все Малатеста - внутри.



Общий вид изнутри. Обратите внимание на Распятие. Его приписывают Джотто. Говорят, что до грандиозной перестройки вся францисканская церковь была расписана Джотто. Тоже парадокс: Джотто снесли, но построили новый уникальный храм.

Слева видна капелла Павших, капелла Детских Игр и просматриваются контуры капеллы Искусств.




Справа видны реликварий, капелла архангела Михаила и капелла Планет. За ней контуры капеллы, где сейчас находится фреска с изображением св. Сигизмунда и Сиджизмондо Малатеста (Изначально она была в первой капелле справа от входа, потом ее перенесли в реликварий, а теперь она ближе к алтарю. В разных источниках по-разному называют ее место, но я видели ее именно там, где она сейчас, и сфотографировала).




Эти скульптуры расположены над входом.




Капелл, оставшихся от Малатеста, всего шесть. Остальные построили потом уже францисканцы, так как финансирование от сеньора прекратилось. Между первыми и вторыми капеллами справа и слева есть внутренние помещения - справа - реликварий, слева - капелла Павших. О них я писать не буду.

Первая капелла справа от входа посвящена св. Сигизмунду. Св. Сигизмунд - король бургундов, покровитель воинов. Сиджизмондо его почитал.







Около этой капеллы, но не в ней, а рядом с входной дверью похоронен сам Сиджизмондо Пандольфо Малатеста. В некоторых книгах это место называют капеллой Добродетели. Не знаю, правильно ли это - ведь, там нет выделенного нишей помещения.



Более подробно детали: херувимы, слоны и герб, где переплетаются буквы S и I - инициалы Сиджизмондо и Изотты.
Слоны с герба Малатеста всюду в этой церкви. Малатеста считали, что происходят из римского рода Спиционов (Спицион - римский консул и полководец, разрушивший Карфаген. Имел почетное прозвище Африканский).



Другой герб, где по бокам цветочки с 4-мя лепестками - это герб Изотты.




Скульптуры работы Агостино ди Дуччио.




Путешествия

Previous post Next post
Up