Биография Лили Брик в бытовых подробностях. Ч2

Sep 28, 2013 21:54


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Продолжение. Начало http://uborshizzza.livejournal.com/2697359.html

У Лили, кроме Осипа, было еще три мужа - один гражданский и два законных, Осип был женат второй раз, но до самой смерти Лиля и Ося жили в одной квартире. Их супругам приходилось с этим мириться. Вторая жена Осипа, Евгения, жила отдельно. У нее с Осипом был, вероятно, гостевой брак. Лиля очень хорошо к ней относилась, дарила подарки, утешала, когда Осип внезапно скончался. Но умер он на лестнице их с Лилей общего дома.
А вот генерал Виталий Примаков, который когда-то брал Зимний, не возражал против того, чтобы Брик жил с ними в их квартире на Арбате. Так что дело было вовсе не в том, что виноват квартирный вопрос. Просто Лили и Ося хотели жить рядом друг с другом.
Осип говорил, что в Лиле его привлекает удивительная жажда жизни и умение делать каждый день праздником.


Фотографии не дают нам понять, что замечательного было в Лиле. Например, она была рыжая и с очень белой кожей, что бывает у рыжих, а на фото она - брюнетка. Но и вживую она не всем нравилась. Одна из мемуаристок писала: «Боже мой! да ведь она некрасива. Слишком большая для маленькой фигуры голова, сутулая спина и этот ужасный тик».
«...Среднего роста, тоненькая, хрупкая, она являлась олицетворением женственности, - утверждала другая мемуаристка, Доринская. - Причесанная гладко, на прямой пробор, с косой, закрученной низко на затылке, блестевшей естественным золотом своих воспетых... «рыжих» волос. Ее глаза действительно «вырывались ямами двух могил» - большие, были карими и добрыми; довольно крупный рот, красиво очерченный и ярко накрашенный, открывал при улыбке ровные приятные зубы... Дефектом внешности Лили Юрьевны можно было бы почитать несколько крупную голову и тяжеловатую нижнюю часть лица, но, может быть, это имело свою особую прелесть в ее внешности, очень далекой от классической красоты».

«Ослепительная царица Сиона евреева» «умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно», - отмечал Виктор Шкловский.
Искусствовед Н. Пунин записал в дневнике: «Зрачки ее переходят в ресницы и темнеют от волнения; у нее торжественные глаза; есть наглое и сладкое в ее лице с накрашенными губами и темными веками...»
А вот признанной красавице и поэту Анне Ахматовой Лиля не нравилась:"Волосы крашеные и на истасканном лице наглые глаза". Но это не удивительно: Лиля какое-то время была близка с мужем Ахматовой Пуниным. И он о ней писал: "Эта 'самая обаятельная женщина' много знает о человеческой любви и любви чувственной".
Косметичка, обслуживающая Лилю, когда ей было уже далеко за 40, вспоминала, что ее кожа светилась, будто изнутри горела лампочка. И это при том, что она много курила.
Конечно, надо видеть походку, жесты, слышать голос, чтобы понять, почему ее находили привлекательной.


В 1915 году Брики познакомились с Маяковским.
Но прежде чем Маяковский познакомился с Лилей Брик, он ухаживал за ее младшей сестрой Эльзой. Эльза Триоле впоследствии писала: "И только он дал мне познать всю полноту любви. Физической - тоже". Именно Эльза привела поэта в дом к сестре. К концу вечера он уже дарил Лиле свою поэму «Облако в штанах». Но Эля-Эльза зла на сестру не держала. Всю жизнь они были очень близки. Если Лиля была огонь, то Эльза - вода. Шкловский описал ее в своей повести «Zoo. Письма не о любви или Третья Элоиза» как девушку с холодным темпераментом.


Как я уже писала в предыдущих постах, поэма в первую очередь понравилась Осипу. Лиля, по мнению многих, не слишком любила его стихи. Так считала, например, Лидия Чуковская, возмущавшаяся тем, что Брики халатно относятся к посмертному изданию сборника Маяковского.
Но Осип после встречи с Маяковским поменял всю свою жизнь. Он был адвокатом, он был бизнесменом, но литературой не занимался. А тут он стал литератором: идеологом нового направления в искусстве, литературным критиком, сценаристом. Вначале он помог Маяковскому издать его поэмы «Облако в штанах». С 1916 года Осип Брик занимался филологией и журналистикой. Один из организаторов ОПОЯЗ (Общество изучения поэтического языка). Участник художественных объединений левого искусства (комфуты, МАФ, ЛЕФ, РЕФ).
В 1919-1921 гг. служил в ЧК и состоял в партии большевиков. В 1920 г. Осип Брик получил удостоверение сотрудника ВЧК.
Не случайно Сергею Есенину приписывали тогда такую эпиграмму:

Вы думаете, что Ося Брик -
Исследователь русского языка?
А на самом деле он шпик
И следователь ВЧК.

Впрочем, вражда имаджинистов и ЛЕФовцев - вещь известная. Кто там с Блюмкиным дружил?

Отметим, что расстался Осип с ГПУ 31 декабря 1923 г. потому, что был "медлителен, ленив, неэффективен".
Теоретик и идеолог ЛЕФа, создатель теорий социального заказа, производственного искусства, литературы факта. Повесть «Не попутчица» (1923) вызвала бурные дискуссии. Автор острых полемических статей «Против творческой личности», «Почему понравился „Цемент“», «Разгром Фадеева».
В 1926 году написал в соавторстве с В. Маяковским пьесу «Радио-октябрь». Также в соавторстве с Маяковским написал ряд литературных манифестов.
В 1928 написал сценарий фильма «Потомок Чингисхана» (в соавторстве с Иваном Новокшоновым). Позже - еще 3 сценария.
В 1930-х «уходит в тень», пишет статьи о Маяковском, рецензии, ведёт литкружок.
В годы Великой Отечественной войны был редактором ТАСС.
В 1925 году Брик познакомился со своей второй женой. Евгения Гавриловна Соколова (жена кинорежиссера Виталия Жемчужного) была типичной русской красавицей, круглолицей блондинкой. Работала она в библиотеке, а потом стала секретарем Осипа Брика. Поскольку Осип всегда жил там, где Лиля, то Женя жила отдельно. Но это не мешало их жизни с Бриком. Они всюду ходили вдвоем, а она почти ежедневно бывала у него. Но никогда не ночевала в их доме и никогда не выезжала с Осипом за рубеж.

Афоризмы Брика
• Я прекрасно отношусь к людям, потому что ничего хорошего от них не жду.
• Дурак не тот, кто говорит глупости, а тот, кто не замечает, что он их говорит.
• Отличие хороших стихов от плохих: в хороших стихах запоминаются хорошие строчки, а в плохих - плохие.
• Бог есть, но я в него не верю.

продолжение http://uborshizzza.livejournal.com/2698302.html

Критика

Previous post Next post
Up