В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Мне всегда нравились работы А.Гордона, еще с тех времен, когда он жил в Нью-Йорке и делал передачи про США. По-моему, это были самые лучшие передачи об этой стране. Парфенов и Гордон - самые талантливые люди на нашем телевидении, но, к сожалению, одного совсем убрали за кулисы, а второй появляется лишь время от времени и, обычно, очень поздно. Программа «Гордон Кихот» - счастливое исключение, она будет выходить в 22.30 по четвергам на 1 канале. Но вот поставили летом, когда люди разъехались. Зато программы бывшего соведущего Гордона В.Соловьева идут в лучшее время, а летом барин отдыхает. Почему из этих 2-х людей телевизионные начальники сделали ставку на Соловьева, я не понимаю.
Вчера состоялся первый выпуск. Концепция программы заключается в том, что Гордон борется с ветряными мельницами - деятелями нашей массовой культуры, вызывая их на поединок. Ему помогают несколько человек, и несколько человек помогают «мельнице». Идет свободная дискуссия. В самом начале Гордон сказал, что не победит ни в одной схватке, потому что те, с кем он борется, уже победили на всех фронтах, и сегодня их время. В этот раз был вызван Сергей Минаев, автор модных книг "Духless», «Media Sapiens», «Повесть о третьем сроке», «The телки». Гордон доказывал, что Минаев - плохой писатель, что он презирает своих героев и своих читателей, считая их уродами, что его книги ставят диагноз, но не дают рецептов, и выяснял, зачем он пишет книги.
Минаев говорил, что он не писатель, а рассказчик, что пишет потому, что ему нравится писать, что не Гордону и другим судить о том, какой он писатель. В общем, если пересказывать содержание спора, то оно было неинтересное. Но интересно было смотреть, как все это сделано. Гордон в потертом пиджаке - ведь он Дон Кихот, пожилой, усталый, небогатый, но верный своим принципам. За ним - его команда. Люди все высоко духовные, трепещущие при слове «Достоевский»: критик Игорь Волгин, автор большой книги о Достоевском, редактор отдела культуры «Огонька», Архангельский - архивный юноша, питающийся святым духом, с горящим взором, очень культурная дама, не помню фамилии, глава издательства «Ад Маргинум» (кстати, это он первый и напечатал Минаева). Со стороны Минаева - это такие титаны, как бывший заместитель Жириновского Митрофанов, культурист Турчинский, писательница с Рублевки Огородникова, ресторатор, муж актрисы Ларисы Гузеевой, Андрей Малахов. Сторона Минаева сразу заявила, что они - люди успешные, богатые, знаменитые, а противная сторона представлена неудачниками и завистниками. Противная сторона смотрела на них, так, как умеет только интеллигенция, как на животных в зоопарке, с выражением на лице: «Господа, вы звери!» и говорили мягко, как с умственно-отсталыми. Они обменивались с друг другом грустными понимающими улыбками: мол, мы же понимаем, что нам не победить этих павианов. Ну, не хорошо быть такими снобами. Муж Гузеевой, названной, естественно, великой актрисой (а не великие у нас бывают?), возможно, сделал хороший ресторан, хотя и не исключено, что отсидел при Советах срок за какой-нибудь грабеж. Турчинский честно накачал свои мышцы и сожрал столько анаболиков, что требовать от него читать просто бесчеловечно. Митрофанов - жертва проклятого тоталитаризма - сын партноменклатурщиков, всю жизнь катающийся. как сыр в масле, а потом еще 15 лет состоящий при Жириновском: как он может вести себя прилично? Огородникова, хотя и жена олигарха, но сама пишет в своих книгах, как ей трудно удерживать мужа. Впервые вижу ее лично: вид у нее очень изможденный, измучалась, бедная, никакие спа-салоны не помогают. Про Малахова и говорить нечего: человек все время находится на грани нервного срыва, за то и держат.
Собственно, созерцания одних только команд было достаточно, чтобы понять, кто победит, но Гордон еще и применял разные приемчики. Так, начав обвинять Минаева в том, что тот пишет для денег, он легко добился того, что команда поддержки закричала, что Достоеский тоже писал для денег. В результате все обсуждение пошло под знаком сравнения несчастного Минаева с великим классиком, а это очень невыгодная позиция: «Да, он писал тоже для денег, но он, в отличие от Вас - гений!». Говорил Минаев, молчал Минаев - он все время был в проигрыше, т.к. выглядел, как выскочка, как нувориш, как человек со смешными претензиями. Но ведь он не виноват. Он, действительно, плохой писатель, но ведь не существует писателя, поэта, художника, который не считает себя гением. Без этого качества просто нельзя ничего делать, зачем же его мучить? Он моралист и пишет, чтобы обличать пороки общества, он надеется исправить людей своими книгами. Конечно, это глупо. Но ведь будь он умен, Гордон не позвал бы его в эту программу.
Гордон, разумеется, выиграл вчистую, выставив противника в смешном свете, но все же он не Дон Кихот, потому что Дон Кихот был горяч и не расчетлив, а Гордон - холоден, и у него все ходы записаны и рассчитаны. Он использует свое актерское мастерство, свое режиссерское мастерство. А что есть у Минаева, кроме наглости? Скорее, здесь Дон Кихотом был Минаев, сражающийся с мельницами традиционных понятий. Но уж очень он неприятный. Так что - ничья.