В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Закончился сериал «Станица». Его смотрела значительная часть телевизионной аудитории, что в последнее время бывает не так часто.
Возможно, успех вызван не столько художественными достоинствами телефильма, сколько актуальностью сюжета, который основан на реальных событиях, произошедших в станице Кущевская. В 2010 году по Первому каналу показали сюжет о страшном убийстве в Кущевской, где зверски были замучены 12 человек, в том числе четверо детей. Страна вздрогнула. В Кущевку выехал десант следователей во главе с главой СК. Несколько недель все СМИ писали только про это. Оказалось, что в станице, где проживают 28 тыс. человек, орудовала банда, которая держала всех в кулаке. Там был и отъем собственности, и убийства, и побои, и изнасилования. Всей экономикой в Кущевке заправляла женщина по имени Надежда Цапок (говорящая фамилия), а ее сыновья организовали банду, которая помогала маме держать народ в повиновении. Старшего сына Николая убили в 2002 году, а младший, Сергей, продолжил дело брата. До этого он окончил пединститут и особо в бандитские разборки не лез. К 2010 году он стал даже депутатом Кущёвского района и кандидатом наук. Именно он является главным обвиняемым по делу о массовом убийстве. По версии следствия Сергей Цапок убил фермера Аметова, а заодно его семью и гостей, потому что считал, что именно тот виновен в смерти Николая Цапка. Убийство было совершено в годовщину смерти Николая.
В ближайшие дни присяжные должны решить судьбу Сергея Цапка и остальных обвиняемых по этому делу.
Лично мне версия следствия кажется сомнительной, потому что я не понимаю, зачем надо было ждать 8 лет и выбрать день, когда в доме собралось много посторонних людей (приехал бизнесмен Мироненко со своей семьей), а в Кущевской находилась съемочная группа Первого канала. Собственно, не будь там телевидения, убийство не получило бы такого резонанса.
Но вне зависимости от этого банда существовала и творила жуткие дела. Например, в Кущевской было медицинское училище, куда приезжали девочки со всего края, а в училище их насиловали местные бандиты. Многие из девушек возвращались домой, бросив учебу, но в милицию обращались единицы. Милиция на корню была куплена «цапками», и дела никогда не доходили до суда. Кроме медучилища, в станице был Северо-Кубанский гуманитарно-технологический институт. Его ректор, Галина Ивановна Крошка, в октябре 2005 года отправила заявление, подписанное 170 студентами института, губернатору, краевому прокурору, начальнику краевого ГУВД и в «Российскую газету». Студенты рассказывали о зверских избиениях и ограблениях. Но вместо «цапков» посадили саму Крошку. Ее и еще одну женщину, Наталью Сивцеву, обвинили в торговле липовыми дипломами, дали срок. В заключении она пережила два инсульта. Затем ее перевели в психиатрическую больницу. Галина Крошка сошла с ума. Наталья Сивцева отсидела 7 лет.
Жители станицы обращались в Краснодар, в Москву, но отовсюду им приходили отписки. Пресса, например, «Комсомольская правда» писала о творящихся в Кущевской безобразиях, но на это не обращали внимания.
Фильм «Станица» снят по мотивам этих печальных событий. Но жуткое убийство припасено на последнюю серию. Станица названа Лощинской, а Цапки - Волковыми.
В целом из сериала получилась смесь «Семи самураев», «Крестного отца» и «Просто Марии». В общем-то понятно: кино должно быть занимательным, иметь интригу.
Первая серия мне понравилась. Там хорошо показан страх, которым пронизан воздух в станице. Люди прибитые, приниженные, свободно чувствуют себя только бандиты. У них все схвачено. Они контролируют каждый шаг станичников, а тем более приезжих. Туда нельзя, сюда нельзя. Хорошо вышла и последняя серия, а середина значительно слабее. Может быть, дело в смене режиссера? Вначале снимал Юрий Быков (фильм "Майор" о беспределе в милиции), а потом фильм отдали гардемарину Шевелькову.
Молодая красивая женщина Марина Горобец (Мария Шукшина) приезжает в Лощинскую проведать дочь, которая учится в здешнем интернате на доярку, и узнает, что девочка, Света, сбежала. Она быстро понимает, что ей никто не поможет в поисках. В Лощинской всем заправляет семья Волковых, возглавляемая матерью семейства Надеждой (Нина Усатова). Станицу контролирует банда из 50-ти человек под управлением старшего сына Волчихи Николая (Максим Дрозд). Подручный Николая Гендос (Денис Шведов) отбирает девочек для развлечения своей банды и гостей Волковых. Их покрывает начальник милиции Киреев (Леонид Громов). Прокурор края - в доле.
Марине рассказывают, что ее девочку изнасиловали и, возможно, убили. Но она как-то не слишком горюет по этому поводу, а заводит роман с Сергеем Волковым (Павел Трубинер), нанимается на службу к Надежде преподавать в том самом училище и подает Волковым идею открыть магазин экологически чистых продуктов. Все это она делает, чтобы иметь деньги для розыска дочери. Сергей Волков - неплохой парень, несмотря на свою родню. Он, чем может, помогает Марине, но может он не много. Одновременно в станицу приезжает ее бывший муж Федор (Евгений Сидихин). Их всех прессуют бандиты. Марины заодно домогаются Гендос и Николай, а их жены ревнуют, и даже пытаются ее «заказать». Надежда то привечает пришелицу, то видит в ней угрозу для своей семьи - настоящий мексиканский сериал.
У Федора есть друг - начальник милиции соседней станицы Рябоконь (Николай Добрынин). Федор обращается к нему за помощью. Рябоконь давно собирает материалы на соседей в Лощинской и хранит их в красной папке. Волковы успевают его посадить по ложному обвинению. Но за Рябоконя вступаются друзья - бывшие разведчики, прошедшие горячие точки. Им удается спасти красную папку с компроматом и вывести Марину вместе с ее дочерью (она нашлась) в Москву, где у них есть хороший знакомый в Генеральной прокуратуре. Тот их принял и сумел подсунуть материалы начальнику. Было решено заняться Лощинской на самом высоком уровне. Вот оно - спасение! Вылетели в станицу и успели как раз к массовому убийству.
Вся линия с Мариной, с ее дочкой и спасителями выглядит лишней. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на игру Шукшиной. Она ни капли не похожа на доярку. Женщина, она, конечно, яркая, но выглядит в этом фильме, как елочная игрушка летом - ни к чему. И дочь ее, которая по сюжету вначале подверглась насилию, а потом пряталась в шалаше, тоже необыкновенно солнечная. Может, это наследственное? Одна не верит в плохое, другая его не воспринимает. Главная забота у девочки - помирить маму и папу, что и происходит в конце фильма.
Мне было интересно, кто же выступит в почетной роли самураев. Оказалось - бывшие то ли «афганцы», то ли «чеченцы» - герои спецназа. А «богом из машины» окажется Следственный комитет.
С одной стороны, в художественном фильме должно быть добро, с другой - уж очень все это недостоверно, и будто из другой картины.
Зато все остальное сделано хорошо. Здесь мы переходим к линии, излагающей более-менее реальные события. В центре этой истории монументальная во всех смыслах фигура Надежды Волковой - Волчихи. До чего хорошо сыграла Нина Усатова! Даже внешнее сходство получилось.
Усатова создала неоднозначный образ. Ее Надежда - женщина с сильным характером, необыкновенно уверенная в себе, умная, решительная, на всю жизнь озлобленная пережитыми ею когда-то несчастьями, но одновременно она любящая мать, жена, у нее есть и какие-то свои понятия о справедливости, а еще она очень верит в бога. Надежда уверена, что бог на ее стороне. Утро начинается с молитв, даже в спальне у атаманши на потолке картина из Священной Истории. Первое, что она видит, просыпаясь, - это ангелы над головой. Она жертвует большие деньги на церковь. Благодаря ей в станице открыли новый храм.
Свое поведение Волкова оправдывает тем, что иначе с людьми нельзя. Да и люди ли вокруг? Те же волки. Она рассказывает, как стала волчицей. Однажды в детстве она шла зимой в пургу в школу через поле, заблудилась, а ее окружили волки, и тогда маленькая Надя встала на колени перед главной волчицей и, глядя ей в глаза, завыла так, что волки бежали. С тех пор она поседела. Тяжелое нищее детство без отца, которого репрессировали после войны, и без дедов с бабками, которых раскулачили до войны; в юности ее несправедливо посадили на 5 лет в тюрьму (подставили под растрату в магазине, где работала продавщицей); когда в 90-х взялась делать бизнес, столкнулась с местным криминалом - пришлось защищаться. Во всем ей помогал сын Николай. Он сколотил банду из ровесников и родственников. Вначале они охраняли маму и те коровники, что она строила, а потом вошли во вкус.
Соседи говорят, что Волчиха очень жадная: как что увидит - так мое! Так она постепенно захватила все активы, ранее принадлежащие колхозу. В фильме показано, как она прибирает к рукам луговину. Луговиной владеет Михаил Лазарев. Он там разводит коней. Но хороша луговина-то! Надежда достает какие-то документы, из которых следует, что луговина еще до революции принадлежала ее семье. С этими бумагами она приходит на казачий сход и высказывает казакам все, что о них думает. Что они - ряженые, что они - бездельники, что она работала с утра до ночи, а они усы на сабли крутили, что в советское время они все были при должностях, и жена одного из них - директор мебельного магазина - как раз молоденькую Надю подвела под монастырь, а другой был председателем колхоза и все развалил. А она создала несколько ферм, у нее люди получают хорошие зарплаты, она за порядком следит и храм построила. Но луговину Волковой не отдают. Тогда в дело вступает старший сын. Конюшню сожгли, брата Михаила, который ехал на охоту, остановили с проверкой и подбросили наркотики, начальник милиции посадил его в СИЗО. А у них там особый район - борются с терроризмом. Пойдет, как террорист.
Михаилу Лазареву приходится продать луговину Волковой за 50 тыс. рублей. Все налажено, как часы. Видно, что не в первый раз проворачивают такое.
Или как подставили героя Сидихина. Он вез фуру с арбузами по трассе мимо Лощинской. По колесам стреляли, фура перевернулась. Приехавшее на ДТП ГАИшники составили нужную схему, объявились свидетели, которые видели, как шофер превысил скорость, судья поверил им, а не Федору - все, он должен выплатить громадные деньги. Да еще одна свидетельница набросилась на Федора и ловко упала в обморок. Якобы, она и беременная, и угроза выкидыша, и сотрясение мозга. Теперь он еще и ей должен 500 тыс. за физический и моральный ущерб. (Спас Федора Сергей Волков - заплатил за него миллионные штрафы). Если доброта брата и сына бандитов кажется придуманной, то сама схема того, как невиновного можно на раз посадить и разорить, сомнений не вызывает.
Все в станице служат Волкам: стучат друг на друга, выполняют их поручения. А прокурор края их покрывает наверху. Ему, как и другому краевому начальству, за это дают участки земли, дачки, дарят дорогие подарки.
Как и дон Корлеоне из «Крестного отца», Нина Волкова стремится к респектабельности. Она хочет, чтобы ее сыновья стали депутатами, шли наверх. В станице идет предвыборная кампания. Соперником братьев является бизнесмен Захаров. Захаров тоже бандит, но в отличие от Волковой, ему подняться помогли деньги из общака. Волковы покупают журналистов. Очень приятно смотреть, как те за деньги хвалят бандитов, а между собой над ними смеются и отзываются с отвращением. Ничего, им это с рук не сойдет. Николай Волков нашпиговал подслушивающей аппаратурой все значимые для банды объекты, и гостиница, где живут журналисты среди них. Услышав, что они говорят о нем за закрытыми дверьми, он врываются к ним и мочит каждого по очереди головой в сортире. Теперь они уже станут хвалить от всей своей навсегда ушедшей в пятки душонки.
Захарова Волчиха в конце концов покупает. Он сам снимает свою кандидатуру. Смешно смотреть, как из бюллетеней, на которых сплошь и рядом написаны одни ругательства, угодливая избирательная комиссия кует Волковым победу.
Как и в «Крестном отце», в семье Волковых есть разлад. Если Надежда и Николай - злодеи без страха и упрека, то муж Надежды и младший сын Сергей - хорошие люди. Из-за этого в семье происходят ссоры. Напомню, что среди реальных Цапков такого не наблюдалось.
Старший брат Николай - это как бы Сонни, а младший как бы Майкл. Правда даже у Марио Пьюзо Майкл был вынужден принять участие в семейном бизнесе. Но не таков Сергей - он честный и незлобливый. Очень хорошо играющий роль Николая актер Дрозд провел сцену, где его герой вразумлял брата. Для меня этот актер стал открытием.
Но, возможно, в поведении Сергея виновна генетика. Старший сын похож на мать, а младший - на папу. Отец семейства - нежный мужчина (Сергей Никоненко) когда-то полюбил Надю за голос - она хорошо пела. Он ждал ее из тюрьмы и женился. Кстати, сразу после выхода Нади на волю они пошли на концерт. Владислав Митрофанович не ожидал, что его жена окажется такой крутой деловой женщиной, а сын - бандитом. Он стал их бояться, рано постарел, проводил свои дни на рыбалке и внезапно умер от инфаркта. (Кстати, именно он приютил у себя в шалаше дочку Марины Горобец). Но дело в том, что Волковых был реальный враг - снайпер, и он иногда устраивал на них охоту. Стрелял в Сергея, но промахнулся, стрелял в Надежду - тоже промахнулся, и в папу-Волкова он тоже стрелял, и тоже промахнулся, но пулю нашли около места, где Вячеслав умер. А вдруг инфаркт случился с ним от страха? Безутешная Надежда велит разыскать врага. Известно, что тот передвигается на мотоцикле. И вот Надежда собирает в Доме культуры всех мужчин, у которых есть мотоциклы, и держит их взаперти, пока кто-то из них не признается.
И представьте себе, никто не может ей противостоять! А снайпера-то среди них и не было. Снайпер - это отдельная детективная линия сериала. Им оказался муж одной давно убитой Волками женщины. В итоге ему удалось убить вначале Гендоса, а потом и Николая. Жители станицы настолько ненавидели банду, что выкопали гроб с Гендосом из могилы и принесли к дому его вдовы с запиской «Забери своего упыря». Волки, сжав зубы, терпели это - знали, что за дело получают. А смерть Николая привела совсем к другим последствиям - ведь он был главным человеком в жизни Волчихи. Только он ее во всем безоговорочно поддерживал - был ее истинным сыном.
Как раз в это время поступили сведения о десанте следователей из Москвы. Но горе Надежды таково, что ей уже на все плевать: она платит большие деньги беспредельщикам из банды сына и велит убить всех, кто связан со снайпером. Тот нашел приют у семьи Лазаревых, тоже ранее очень обиженных Волковыми. Вот эту-то семью и расстреляли в конце фильма.
В финале следователи выводят Волкову из дома. Перед домом ОМОН сдерживает толпу, желающую разорвать ее на части. Но вот она выходит - в черном, без парика, седая, и все замолкают - настолько привыкли ее бояться.
Несмотря на недостатки, сериалу «Станица» удалось подняться от страшной, но частной истории до обобщения, заставляющего задуматься о жизни нашей страны.
Во-первых, где они все эти новые «духовные скрепы» и институты государства? Казачество - маскарад для болтунов и бездельников. Несколько сотен казаков покорно сидят взаперти и ждут, что с ними сделает одна распоясавшаяся баба.
Церковь - целиком на стороне богатых, а то, как они нажили свое богатство, их не касается. Они приватизировали Бога и дают от его имени отпущение всех страшных грехов тем, кто им платит. Ведь Надежда регулярно исповедуется батюшке, он знает обо всех ее злодеяниях. Почему бы ему не велеть ей прекратить все это под страхом кары божьей? Как бы не так - он ее поддерживает.
Выборная система - это цирк с конями. Выбор между двумя группировками бандитов, да и тот подтасован.
Журналисты - трусливые и продажные. Жалкие существа, готовые говорить что угодно по заказу.
А на Всех правоохранительных органах и вовсе пробы ставить негде: мерзавец на мерзавце сидит и мерзавцем погоняет.
Получается, что там, где есть дефицит государственной власти и воли, институты государства переходят на службу бандитам.
Теперь обратим внимание на экономический аспект. Да, методы Волчихи ужасны, но ведь она добивается результата! Все соседние станицы полностью разорены, а в Лощинской производство растет, люди имеют работу и зарплату. Например, почему развелись Марина и Федор, а их дочь попала в этот странный интернат-бордель? Потому что в их станице не стало работы, Марина уехала на заработки в город, муж загулял - семья распалась.
А других методов, кроме тех, что у Волковой, получается, просто нет. Не она - так другие бандиты бы царствовали, только с меньшим успехом, потому что у нее есть способности к бизнесу, а у них только к воровству.
Дело не только в бандитах. Волкова боролась с ними, но одновременно ей приходилось заставлять местных жителей работать. Даже повышение зарплаты не так хорошо действует на производительность труда, как сочетание ее с репрессивными методами. Волкова жалуется, что без страха люди не хотят добросовестно исполнять свои обязанности, сколько бы она им не платила.
В конечно итоге, как всегда, встает вопрос о цене успеха. Было государство тоталитарным - было могучей державой. Стало государство демократичным - нет его уже почти, нет ни производства своего, ни науки и все остальное загибается. Так можно ли без репрессий навести порядок?
Ответа на этот вопрос фильм не дает. Получается замкнутый круг, из которого мы никак не можем выйти.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)