Рэйф Файнс• Тони Револори• Сирша Ронан• Эдриан Броуди• Уиллем Дефо• Ф. Мюррэй Абрахам• Джуд Лоу• Эдвард Нортон• Джефф Голдблюм• Харви Кейтель
Отель «Гранд Будапешт» - новый фильм Уэса Андерсона. Я смотрела его фильм «Королевство полной луны» - этот на него похож. Режиссер снимает фильмы через 2-3 года, «Град Будапешт» - это его 7-я картина.
Вновь можно созерцать зрелище, похожее одновременно на серию очаровательных старинных открыток и захватывающий триллер.
Нереально красивые кадры, знаменитейшие актеры. В прошлом фильме играли Билл Мюррей, Тильда Суинтон - и здесь они есть. Но зато в главной роли - Воландерморт - Рэйф Файнс. Без этой страшной маски - он симпатичный мужчина с обаятельной улыбкой.
Файнс играет консьержа Густава Х. - главного человека в отеле, находящегося в одной из бывших провинций Австро-Венгрии, названной Зубровкой.
В 1932 году люди умели работать и уважали свою профессию. «Будапешт» был раем для постояльцев, а бесперебойную работу отеля обеспечивал Густав Х. Кстати, никто не знал, кто является владельцем отеля. Хозяин действовал через посредника.
Густав не только следил за коридорными, поварами, горничными, но и спал с некоторыми гостями отеля. Он говорил, что спит со всеми своими друзьями.
Одной из его подруг была 83-летняя аристократка с фамилией типа фон Такс. Она никак не хотела уезжать домой, но Густав ее выпроводил.
И вдруг вскоре он получил телеграмму о ее смерти. Консьерж чувствует себя виноватым: ведь старуха не хотела ехать домой. Одновременно он надеется получить небольшое наследство. Он направляется в Ланц (то ли город, то ли страна) к одру графини.
Густава сопровождает мальчик-коридорный Мустафа Зеро. Мальчику лет 16, но он очень мелкий. По-видимому, он откуда-то из Северной Африки. Это второй главный герой фильма.
О том, что фильм - комедия, напоминают странные разговоры. Так Мустафа удивляется, как можно было спать с такой пожилой женщиной, а Густав объясняет ему, что в молодости он тоже ел вырезку, но с годами перешел на менее аппетитные части из-за скудности финансов, но и в них можно находить свою прелесть. У него были и любовницы постарше. Густав вообще изъясняется чрезвычайно напыщенным слогом, читает стихи и очень сильно душится одеколоном.
В дороге случается неприятная история: на границе полицейские пытались ссадить Мустафу с поезда, потому что тот имеет только иммигрантскую справку, а Густав начал его защищать, и чуть было не попал в околоток, но его выручил старший офицер, который когда-то останавливался в «Будапеште» и помнил о нем только хорошее. Густав потом сказал, что еще остались проблески человечности.
В Ланце выясняется, что фон Такс оставила Густаву очень дорогую картину, которую написал кто-то типа Рембранта (но фамилия придуманная). Разражается жуткий скандал. Сын графини Дмитрий полон решимости не отдавать раритет консьержу. Тогда Густав и Мустафа крадут картину, вывозят ее в Зубровку и прячут в сейф. Густав обещает мальчику 1,5% от продажи и завещание на все свое имущество.
Но Дмитрий не зевает, и, во-первых, предъявляет Густаву обвинение в том, что он убил старушку (ее отравили стрихнином) , а, во-вторых, пускает по следу наемного убийцу устрашающего вида.
Густав попал в тюрьму, но и там он сумел проявить себя с самой лучшей стороны. Он подружился с заключенными, когда разносил им еду. Густав делал это так же элегатно, как когда обслуживал богачей в своем отеле. Еще он кормил соседей по камере пирожными из знаменитой кондитерской Менделя. Эти сладости присылал ему Мустафа. А сам коридорный влюбился в молоденькую Агату, которая и пекла эти пирожные. Она очень серьезная, а на лице у нее - огромное родимое пятно. В кондитерских изделиях в тюрьму переслали напильники, и заключенные устроили побег.
Побег изображен длинно, но смешно, хотя попутно зарезали 5 человек. Под стенами тюрьмы Густава встречал Мустафа. Тут следует еще одна смешная сцена. Густав просит одеколон, а Мустафа его не взял. «Как не взял? Это в вашей грязной деревне можно жить без одеколона. Ты, вообще, зачем приперся в нашу страну?!» Мустафа с достоинством отвечает, что на его деревню напали враги, убили всех его родных - вот он и вынужден был уехать. «Ах, ты беженец, а не эмигрант! Прости меня, ради бога! Я не должен был тебя оскорблять!» Но тут появляются полицеские.
Мустафа и Густав бегут по белому полю, посереди которого стоит телефонная будка. Чтобы спастись, Густав обратился за помощью. Здесь идет замечательная длиннющая сцена, связанная с неким священным братством, объединяющим консьержей гранд-отелей. Например, один из них пробует суп, а ему говорят о кодовом звонке, он передает ложку коридорному: «Замени», а сам звонит следующему консьержу, который делает искусственное дыхание потерявшему сознание постояльцу. Услышав про звонок, он говорит коридорному «Замени» и идет звонить - и так раз восемь. Наконец, к Густаву и Мустафе подъезжает автомобиль, их сажают в машину, дают билет на поезд и одеколон. Консьержи могут все - это страшная сила.
Затем опять серия погонь на санях, лыжах и мотоциклах, переодеваний, драк, стрельбы, Густав висит на краю ледяной пропасти, Мустафа и Агата висят на карнизе, но в конце-концов выясняется, что к украденной картине было прикреплено последнее завещание покойной графини, по которому все ее имущество, включая отель «Будапешт» достается Густаву.
Мустафа женился на своей Агате, Густав наслаждался жизнью,
но в 1939 году они опять поехали в Ланц, Мустафу опять хотели снять с поезда, Густав опять за него вступился, но на этот раз его застрелили. Проблески человечности закончились.
Так Мустафа стал миллионером и владельцем отеля. Но Агата вскоре умерла от гриппа, в Зубровку пришла советская власть, а отель национализировали. Но Мустафа добился разрешения приезжать в него время от времени. Он делал это в память об Агате.
А потом отель снесли.
Всю эту историю рассказал писатель (Джуд Лоу), который когда-то отдыхал в отеле и там познакомился с уже пожилым Мустафой. Впоследствии писатель стал знаменит, и ему даже поставили памятник.
О Густаве Мустафа сказал, что его время умерло даже раньше него.
Кто такой Густав? Это человек, который, как и старые гранд-отели, олицетворял ценности золотого времени Европы, которым был для нее конец 19 и начало 20 (до 1914 года) века. Эти ценности: профессионализм, достоинство, уважение к другим людям, человечность, прагматизм, романтизм, авантюризм, аккуратность, сибаритство, любовь к красивым словам, соблюдение приличий, наличие хоть каких-то моральных принципов, ненависть к насилию.
Теперь все это ушло в прошлое.
Я бы не сказала, что этот фильм очень хорош. Его портят бесконечные гэги. Я понимаю, что была цель стилизовать старое кино, вроде фильмов Чаплина, но все равно - перебор. «Королевство полной луны» было лучше. Но посмотреть можно.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)