В настоящее время в составе Военно-морских сил Украины находятся фрегат «Гетман Сагайдачный» и ещё несколько мелких кораблей. Фактически на конец марта 2014 г. Флот ВМС Украины отсутствует, в состав ВМС Украины входит всего 3 корабля и баржа: Пограничный сторожевой фрегат «Гетман Сагайдачный», Сторожевой катер «Скадовск» и малый разведывательный корабль «Переяслав», а также несамоходная баржа склад «Золотоноша».
На 2013 год Военно-морские силы Украины насчитывали примерно 14 тысяч человек В составе Военно-морских сил Украины находились более 17 боевых кораблей и около 20 судов и катеров обеспечения, около 30 самолётов и вертолётов, около 40 танков, более 90 боевых машин пехоты, около 190 бронетранспортёров и более 60 артиллерийских систем и миномётов.
В марте 2014 года Крым де-факто вошёл в состав России. Корабли ВМСУ, базировавшиеся в Крыму, были взяты под контроль российской армии.
Как же так получилось? Ведь ЧФ был разделен между Россией и Украиной. Куда же делся украинский флот?
Чтобы вспомнить, как это происходило, предлагаю вам выдержки из статьи О. Бузины.
«Конец 1991-го - начало 1992-го годов был одним из самых смутных периодов в отношениях Украины и России. Многое в этих петушиных боях определялось тем, что к власти и в Москве, и в Киеве пришли представители провинциальных партийных элит. Два сельских парня. Один - с Урала. Другой - с Волыни. Развалив в Беловежской пуще союзное государство, оба великовозрастных дитяти барахтались в море проблем, порожденных своей активностью, хватая ручонками обломки корабля погибшей великой державы. Тем более, что и тот, и другой сразу же получили статусы Верховных главнокомандующих. А какие же «верховные» без флотов? Раз у Ельцина, как бы сами собой, по географическому принципу оказались Балтийский, Северный и Тихоокеанский флоты, то и Кравчуку захотелось иметь самый тепленький Черноморский флот. Проблема была только в самом флоте. Он вдруг зажил своей собственной жизнью, не желая признавать Кравчука и идти под его юрисдикцию.
На Черноморском флоте, в отличие от Леонида Макаровича, хорошо понимали, что Украина просто не потянет такую армаду. На момент распада Союза ЧФ насчитывал 833 корабля! Только подводных лодок было 28, крейсеров и больших противолодочных кораблей 1-го ранга - восемь, 20 противолодочных кораблей 2-го ранга и эсминцев, почти четыре десятка сторожевиков, 30 ракетных катеров, 400 самолетов, 50 десантных кораблей. Тральщиков было около 70! На флоте служили почти 100 тысяч офицеров и матросов, и еще 60 тысяч рабочих и служащих с гражданским статусом, обеспечивающих его жизнедеятельность. Добавьте к этому морские базы в Одессе, Балаклаве, Керчи, Измаиле, судостроительные заводы в Николаеве… И это неполный перечень!
Через три недели после Беловежского соглашения Ельцин и Кравчук снова встретились в Минске 30 декабря 1991 года на саммите глав новорожденного СНГ. Результатом этого стало расплывчатое решение, что Черноморский флот выполняет задачи, отражающие интересы всего Содружества независимых государств. Но каждый трактовал его по-своему. Ельцин проблему вообще не замечал, погрязнув в борьбе за власть с парламентом в Москве. А Кравчук потребовал от флота принять присягу Украине 3 января 1992-го вместе со всей группировкой бывших советских войск на территории Украины, насчитывавшей 700 тысяч человек.
ЧФ тогда командовал адмирал Касатонов. Он прибыл командовать Черноморским флотом в сентябре 1991 года. Первое, что сделал Игорь Владимирович, прибыв в Севастополь, это вывел флот в Средиземное море. Этим он хотел подчеркнуть значимость ЧФ.
Впоследствии Касатонов вспоминал: «Никто никогда (ни тогда, ни позже) задач по сохранению флота мне не ставил, меня ни на что не подбивал, никаких условий не выставлял, наград не сулил… Меня вообще никто ни к чему не призывал. Конечно, эти начальники спасовали перед силой и волей обстоятельств, боялись за себя, хотели выжить… Необходимо было решение, и его принял я, объявив 5 января, что «ЧФ - флот российский, подчиняется Е. Шапошникову (тогдашний министр обороны СНГ.) и В. Чернавину (главнокомандующий ВМФ объединенных вооруженных сил СНГ. ). Необходимо по флоту политическое решение. Мы готовы сотрудничать с МО Украины!» Моряки выполнили мой приказ: «Украинскую присягу не принимать!»
Было бы желание наверху, флот бы весь остался российским. Никакого дележа не было бы. Но из Киева шли команды призывать на флот в 1992 году матросов только с украинской территории. Понимали: если матросы только с Украины, присяга - украинская, значит, корабль автоматически становится украинским. Из Новороссийска кораблями привозили сюда российских моряков с российской присягой. Была команда из Киева в январе всем принять присягу Украине. Но присягу никто не принимал, так как у всех была мысль: давайте ждать до того момента, пока два Верховных главнокомандующих - Ельцин и Кравчук - не решат судьбу флота. И только после этого каждый вправе определиться, хочет он служить на Черноморском флоте Российской Федерации или на флоте Украины.
Но нашлись такие люди, которые, как говорят, впереди паровоза: «Хотим служить Украине, принимать присягу!» Очень здорово повлияло на них общеукраинское собрание офицеров, которым руководил армянин Мартиросян - командир полка связи и председатель общественной организации «Союз офицеров Украины». Они рекомендовали Кравчуку побыстрее принимать присягу и определяться с составом вооруженных сил. С этого момента и началось. В Севастополь пошли директивы принимать присягу. Каждый начинал думать сам за себя.
5 апреля 1995 года президент Кравчук подписал указ «О неотложных мерах по строительству Вооруженных Сил Украины». Этот документ предписывал сформировать украинские ВМС на базе Черноморского флота. То есть, по сути, пытался переподчинить ЧФ Киеву, а непокорного Касатонова убрать. Но ровно через два дня вышел указ Бориса Ельцина «О переходе под юрисдикцию Российской Федерации Черноморского флота». Две страны оказались чуть ли не на грани войны. Но ровно через день - 8 апреля - оба президента, видимо, переговорив друг с другом по телефону, отозвали свои указы и еще после нескольких месяцев обострений хронической черноморской болезни амбиций 3 августа в Мухалатке объявили о «переходном периоде в истории флота», пообещав разделить его «по справедливости» между двумя братскими народами.
Началась утомительная работа межправительственных делегаций. Флот продолжал стоять в гавани под прежним советским флагом до 1997 года, когда на российской его части был поднят Андреевский стяг, а на украинской - морской флаг эпохи гетмана Скоропадского. Украина получила 138 кораблей и судов. В том числе и достроенный более чем на 90 процентов ракетный крейсер «Адмирал Лобов». Этому кораблю сначала дали название «Галичина», потом переименовали в «Украину». Но сути дела это не поменяло. Ржавеющая недовооруженная лохань так и застряла у стенки завода в Николаеве, в то время как однотипный с ней «Москва», пройдя капитальный ремонт, стал флагманом российского Черноморского флота. Большинство же украинских кораблей порезали на металл, обогатив доходами от металлолома чьи-то карманы. Уцелевшая же от резака часть ВМСУ сбилась в ощипанную стайку у Куриного причала в Севастополе.
В Севастополе вам обязательно расскажут не анекдот, а подлинную историю с покупкой злосчастного аккумулятора для «Запорожья». Лодке уже больше сорока лет! Ее построили еще в 1970 году в Ленинграде для ВМФ СССР. Тогда она носила скромный номер Б-435 и входила в 14-ю дивизию подводных лодок Черноморского флота. На момент распада Советского Союза это был морально устаревший корабль, нуждающийся в капитальном ремонте. Главной проблемой его был «умерший» аккумулятор, без которого дизель-электрическая субмарина не может ходить под водой. В 1997 году после пятилетней эпопеи раздела союзного Черноморского флота Б-435 досталась Украине и была переименована на западный манер (о, это стремление стать европейцами!) в U01 с добавлением пронизанного ностальгией по мифическим «подводным лодкам запорожских казаков» названием «Запорожье».
Однако аккумулятор от этого не зарядился. Повторяю, он был полностью убит от предыдущей славной службы, когда Б-435 совершала дальние походы вплоть до Кубы. Украинские адмиралы, на скорую руку переделанные из бывших советских капитанов (причем часто с очень русскими фамилиями, оканчивающимися на «ов» и «ин») решили, чтобы показать свою независимость и «украинскость», купить аккумулятор для «Запорожья» не где-нибудь, а в Греции! Ведь в Греции, как говорил герой чеховского рассказа, все есть!
Конечно, проще было все-таки приобрести «батарейку» в России, так как «Запорожье» принадлежала к одной из самых распространенных серий советских подводных лодок проекта 641 (по натовской классификации «Фокстрот»). С 1958-го по 1971 год их было построено ни много, ни мало - 75 штук! Естественно, российская батарея (бывшая советская) идеально входила в корпус «Запорожья». Но по загадочной причине (вы, естественно, догадываетесь, по какой, и верите, что она не имела никакого отношения к коррупции), аккумулятор купили у некой греческой фирмы за 3,5 млн долларов. Оказалось, что аккумулятор имеет квадратное сечение и не лезет в круглую в разрезе украинскую экс-советскую лодку, на которой собрались поплавать «новітні запорожці». Чтобы запихнуть его туда, нужно было пилить прочный корпус лодки, а потом снова заваривать. Но сварщиков такой квалификации у Украины нет. Они остались только в России в Североморске, причем получают зарплату за свое искусство, примерно, по 3000 долларов в месяц. Можете представить, что это за специалисты, если их жалованье выше, чем официальная зарплата украинского адмирала. Те же сварщики, которыми обладает украинская оборонка, «Запорожье», конечно, могли «сварить», но не исключено, что при первом же погружении ее расплющило бы вместе с батареей и, что самое прискорбное, со ВСЕМ личным составом подводного флота Украины в числе около 80 человек, не считая многочисленного командования, балластом усевшегося у него на шее!
«Неправильная» греческая батарея долго валялась на берегу, пока не была все-таки заменена полагающейся «Запорожью» по проекту российской. Три с половиной миллиона зеленых американских рублей вылетели на ветер!».
На примере с ЧФ становится понятно, почему Украина сегодня находится в таком положении.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)