Оглавление проекта "Расцветала сакура и груша" Нахожусь в городе Ульсан. Этот город может служить прекрасной иллюстрацией «корейского экономического чуда».
До начала 60-х годов это был поселок, специализирующийся на китобойном промысле. Они забивали кита и устраивали по этому поводу праздник. Да и китами они занялись не сами по себе, а этот промысел организовал у них в начале 20 века один русский китобой из Владивостока. В России у него дела почему-то не пошли - вот он и перебрался в Корею. А до китов они, наверное, просто рыбу ловили, а, может быть, тут и не жил никто. Но потом на этом месте построили заводы Hyundai - и появился город. Сейчас в нем больше миллиона человек.
Итак, в 1960 году в те времена Корея относилась к числу беднейших стран Азии, и по ВНП на душу населения уступала Папуа-Новой Гвинее и Нигерии. Голод был обычным явлением в деревне, а электричество в городах подавалось с перерывами.
Весной 1961 года произошел военный переворот, организованный генералом Пак Чжон Хи, с именем которого и связано «корейское экономическое чудо». Вот как пишет об этом Википедия: «Новое правительство сделало ставку на развитие экспорта. Корею следовало превратить в страну-фабрику, которая бы импортировала сырье и экспортировала готовую продукцию. Однако большинство карликовых корейских фирм того времени не могло и думать об успешном выходе на международный рынок. Поэтому после прихода к власти генерал целенаправленно «отобрал» несколько десятков фирм,
которые казались ему наиболее перспективными. Основным критерием отбора были при этом личные качества руководителей, а не особенности фирм. Таким образом образовался список привилегированных компаний. Этим компаниям власти оказывали всяческую поддержку, предоставляли льготный доступ к кредитам и иностранным инвестициям. Свою благодарность «избранные» должны были выражать не конвертами с валютой - взяток Пак Чжон Хи не брал, а дисциплинированным исполнением правительственных предписаний. Так появились на свет южнокорейские «чеболь» - многопрофильные семейные холдинги».
Одним из таких семейных холдингов стал Hyundai Civil Industries (впоследствии - Hyundai Construction). Его возглавлял Чон Чжу-ён, который родился в семье бедного крестьянина в Северной Корее в 1915 году. Он работал грузчиком в Сеуле, потом организовал свой автосервис и продавал подержанные детали под видом новых японцам. Это было в 1939 году, а в 1946 году эта мастерская и стала первым предприятием, которое носило название Hyundai («Современность»). В 1939 году на фирме работали 11 человек. Подняться ей помогли заказы американцев во время Корейской войны. В этом сыграл роль младший брат Чон Чжу-ёна, который знал английский язык. Тогда это было редкостью. К концу пятидесятых детище Чон Чжу-ёна уже представляло собой крупную по корейским меркам компанию. Но если бы не государственная помощь Пак Чжон Хи, то никакого гигантского концерна бы, конечно, не было. Начинал Hyundai с того, что добился подряда на восстановление взорванного во время Корейской войны моста в Сеуле. Несмотря на то, что этот контракт принес компании заметные убытки, работы на столь заметном объекте в центре столицы были проведены с примечательной эффективностью и завершены досрочно. Этот успех, как и планировалось, привлек к Чон Чжу-ёну внимание самого президента, и вскоре Hyundai была выбрана в качестве одного из главных экспортеров строительных услуг - сначала во Вьетнаме и странах Юго-Восточной Азии, где в годы Вьетнамской войны компания строила американские военные объекты, а потом - и на Ближнем Востоке, который в семидесятые годы стал главной ареной деятельности корейских строительных компаний
В 1973 году начала работать верфь Hyundai, которая к 1984 году сделала Корею второй кораблестроительной державой мира.
В семидесятые годы Hyundai стал активно строить и автомобильные заводы (Hyundai Motor), продукция которых вскоре также пошла на экспорт. В 1983 году была создана дочерняя компания Hyundai Electronics, со временем ставшая одним из крупнейших мировых производителей полупроводников. К концу семидесятых группа Hyundai вошла в состав «большой четверки» корейских концернов. Кроме Hyundai, в эту четверку входили Samsung, LG (Lucky Gold Star), Daewoo. На протяжении четверти века Hyundai занимала в списке чэболь первую или вторую строчку. В 1987 г. в состав холдинга входили 34 дочерние компании, на предприятиях которых работало 159 тысяч человек. Концерн производил корабли, автомобили, электронику, локомотивы, станки, электрооборудование, сталь, занимался нефтехимией, строительством и страхованием.
Но в 1997 году разразился азиатский кризис. После кризиса отношение к чэболь резко изменилось. В общественном мнении суперконцерны в одночасье превратились из символа успеха и процветания в символ коррупции и неэффективности. В новых условиях правительство приступило к программе реструктуризации чэболь. Ее главная цель - сделать корейских гигантов похожими на «нормальные» западные концерны: специализирующиеся в нескольких отраслях и управляемые профессиональными менеджерами, а не членами клана основателя концерна. Правительство дробит чэболь, заставляя их предоставлять самостоятельность своим дочерним компаниям, настаивает на введении в состав руководства менеджеров «со стороны», на увеличении влияния рядовых акционеров, ограничивает размеры задолженности. В отличие от другого гиганта - Daewoo, разорившегося в 1999 г., Hyundai избежал прямого банкротства, но дела у него складывались заметно хуже, чем у двух других супер-чэболь - LG и Samsung.
Что касается основателя компании, то в 2000 года Чон Чжу-ён сообщил о своем отходе от дел и о передаче компании своему сыну Чон Мон Хуну. В 2001 году он скончался.
Любопытно, что Чон Чжу-ён пытался наладить отношения со своей родиной, Северной Кореей. Он встретился с Ким Ир Сеноми подарил стране 500 коров. Кроме того, он создал Кымганскую туристскую зона. В рамках этого проекта южнокорейские туристы прибывают в КНДР на круизном лайнере, любуются там горами Кымгансан, а потом возвращаются домой. Эти горы считаются у корейцев священными, очень красивыми, с ними связано много легенд, и там были знаменитые буддийские монастыри. Во избежание нежелательных контактов, из туристского района было удалено все местное население, а необходимая инфраструктура построена за счет южнокорейской стороны. Но проект не принес Чон Чжу-ёну прибыли, потому что вместо ожидаемых 500 тыс. в год горы посещают 300 тыс., и это число сокращается. Старина не в моде.
Теперь вернемся к нашей поездке. В Ульсане и находится судостроительный и автомобильный завод Hyundai Construction. Нас водили в музей компании, где представлены фотографии Чон Чжу-ёна, есть реконструкции комнат, где он жил, его ботинки, рубашки и множество фотографий. На одной он, кстати, с Горбачевым.
Все, что изложено выше, я узнала из Википедии, т.к. переводчица наша не знает толком ни русского, ни корейского языка - она узбечка из Ташкента, вышедшая замуж за корейца. Зато хорошенькая и улыбается.
Автомобильный завод нам не показали, но показали судостроительный. Он огромный, производит впечатление. Снимать там не разрешили. Видели громадные корабли, уже готовые к спуску на воду. И мы такие строили, но не зря этот самый Чон Чжу-ён с Горбачевым ручкался.
Еще нас водили в музей китов. Что сказать - я бы без этого прекрасно обошлась. Созерцала скелеты китов, ну очень большие, хотя скелета голубого кита там нет. Немного посмотрела шоу дельфинов - они прыгают и тявкают, как собаки.
Также мы посещали университетскую огромную клинику (построена на деньги Hyundai ) и частную, но тоже многоэтажную стоматологическую клинику. Стоматологи, якобы, устанавливают штифтовой зуб за 20 мин. Они не делают слепок, а делают ЗД проекцию. Вроде бы, это убыстряет работу. Но, наверное, 20 мин - это сама установка. С нашей переводчицей ничего не поймешь. Стоит один зуб от 2-х до 2,5 тыс. долл. Вообще, воны легко переводить в доллары - надо отнять три нуля.
В клинике нам подарили пудовый куб с изображением своего здания, а у стоматологов разжились зубной пастой и зубной щеткой - все не зря ездили. Ну и проспекты, конечно. Учитывая, что нас двое, этого всего 2 комплекта. Теперь таскаем. Я прошу Андрея выкинуть - он не хочет.
В центре Ульсана стоят небоскребы, на окраинах - двухэтажные коробки и все эти заводы. Но мы живем в центре. Ночью все горит, а в каждом доме по несколько кафе. Все едят. Одна улица - все едят, вторая - то же самое, третья…как шелкопряды. Люди сидят за столиками и жарят мясо и рыбу на жаровнях. Над городом стоит чад. Чем дальше от центра, тем больше традиционных кафе, где снимают обувь и сидят за низкими столиками. В витринах аквариумы с рыбами, крабами, черепахами - они их вылавливают и готовят. Рыбу едят сырую, поливая только соевым соусом. Понравилось мне рисовое вино - оно мутное, белое, на молоко похоже, но по вкусу - кисло-сладкое и совсем слабенькое. Пьют его из больших пиал.
Школьницы носят форму с пиджаками и короткими юбочками, как у японцев. Выглядят очень сексуально.
Некоторые люди ходят в масках и респираторах - боятся заразы, а женщины защищаются от солнца зонтиками, хотя и солнца-то толком нет, и всего 23 градуса. Они будут жить вечно. И действительно, уже средняя продолжительность жизни у женщин заходит за 80 лет.
У пожилых часто кривые ноги - последствия голодного детства. Молодые выше ростом, холеные. Вечером по улицам ходит в основном молодежь, многие поддатые.
Центр сделан под условный "Запад". Только тут есть надписи на английском и даже без дубляжа на корейском. Сетевые мировые кафе типа "Баскина Робинса". Товары все от известных фирм. При этом они как бы без налога, как в аэропорту, например, но дороже, чем у нас. Даже компы от Самсунга дороже, чем у нас.
Много церквей, есть большие соборы. Я спросила корейца, который ужинал с нами, почему у них много церквей и мало буддистских храмов. Он ответил, что сам христианин, что корейцы привыкли к единобожию, а японцы - к многобожию. Видимо, решили поменять старого Будду на нового Христа в надежде зажить по-европейски. Я думала, что у них, в основном, протестанты, но оказывается, католики. По словам моего собеседника, атеистов у них тоже много.
В центре красивые пешеходные улицы, но уже через 5 минут ходьбы плитка вздыблена волнами.
Рабочие здесь работают 8 часов плюс сверхурочные - так Прохоров предлагал у нас сделать. В итоге реально они сутки работают, сутки отдыхают. Отработал сутки, отоспался, поел в кафе и опять на работу - вот и вся жизнь. Я вот думаю, почему они все никак не справятся с Северной Кореей? В том числе, и не хотят, потому что опасаются, что кормежки на всех не хватит.
Во Владивостоке есть отель Hyundai - его открывал сам Чон Джу-ён. Там почему рядом поставили памятник Чужому (из фильма). Я его искала-искала - не нашла. Куда делся и на что намекали? Может, что-то знают люди про этот Hyundai?
Кликабельно (можно щелкнуть по картинке и рассматривать крупный вариант)
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)