Любопытная коллизия развернулась вокруг министра культуры В. Мединского. Как известно, его очень не любит вся творческая интеллигенция и близкие к ней круги. Они его не любят за ярко выраженную государственническую позицию. Практически любое решение и выступление Мединского рассматривается буквально под микроскопом и всегда комментируется в выражениях: «Ужас, ужас!». Немалые силы были брошены на то, чтобы доказать наличие плагиат в докторской диссертации Мединского. Разумеется, срок давности вышел (докторскую он защитил в 1999 году в 29 лет), но репутацию ему подмочили.
О ведь В. Мединский не вчера стал известен. Он в политике с 1999 года, а до этого занимался бизнесом и был на госслужбе. Вундеркинд, одним словом. Но почему-то тогда либеральная общественность относилась к нему благосклонно. Но стоило Мединскому стать министром, как все изменилось.
Я его тоже не люблю - он ярый антисоветчик. Типичный выразитель нынешней концепции отношения к СССР: советская власть преступна и ужасна за одним исключением - победы СССР над гитлеровской Германией. Как будто можно отделить одно от другого!
И вот, в эфире радиостанции «Бизнес-FM» в июне прошлого года Мединский с недоумением отозвался о тематике некоторых финансируемых из бюджета гуманитарных разработок в ведомственных НИИ Минкульта: «Каких зайцев они исследовали, какая философия, понять невозможно; и дайте мне под это дело госфинансирование!» Речь шла об исследовании философии зайца, которое якобы оплачивалось государством в течение пяти лет. Но такого исследования не было - Мединского кто-то дезинформировал, или он сам это сочинил.
Решено было дать ему отпор и провести конференцию по придуманной им теме «Философия зайца». Провели ее в ИРЛИ РАН (Пушкинском Доме).
http://www.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=FxymI9xIprU%3d&tabid=361.Константин Богданов (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН)
Фауна морали. Русские классики и русские зайцы
2.Екатерина Носова (Санкт-Петербург, СПбИИ РАН)
Заяц от Апиция до Дюма: рецепты, подача и кулинарная символика
3.Борис Хаймович (Еврейский университет в Иерусалиме)
О символическом значении мотива «трёх зайцев, бегущих по кругу» на памятниках восточно-европейских евреев
4.Екатерина Решетникова (Париж, Высшая школа социальных наук)
Дичь в подарок: заяц в контексте гомосексуальной эротики (на материале аттической
вазописи VI - V веков до н.э.)
5.Наталья Шром, Анастасия Ведель (Рига, Латвийский университет)
«Велик русак»: концептуализация образа зайца в нацистской пропаганде (на материале газеты «За родину» 1941-1944 годов)
6.Михаил Медведев (Санкт-Петербург, Академия художеств)
Царь слабых. Геральдический заяц - жертва и победитель
Евгений Молев (Нижегородский государственный университет)
Заяц в скифской торевтике: семантика образа
7.Андрей Негин (Нижегородский государственный университет)
Сцены терзания зайца хищной птицей как сюжет декора римского защитного вооружения
8.Валерия Колосова (Санкт-Петербург, ИЛИ РАН)
Заячьи травы в народной ботанике славян
9.Александра Ипполитова (Москва, Государственный республиканский центр русского
фольклора)
О траве заец, заечьей капуске и о средствах для ловли зайцев (по материалам русских
рукописных травников)
10.Кирилл Худин, Екатерина Худина (Москва, РГГУ/РГАДА; РГАУ-МСХА им. К.А.
Тимирязева)
Лечение боярина Б.И. Морозова корнем «Заячье копыто» (1661 г.)
11.Валентина Люсина, Александр Пиперски (Москва, ИЯз РАН/РАНХиГС)
Заяц, кролик и иже с ними: лексическая типология зайцевых
12. Нина Осипова (Московский гуманитарный университет)
Заяц vs кролик: к типологии моделей в культуре
13. Полина Эйсмонт (Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения)
Жил-был заяц… Или кролик? (Об образе зайца в языковой картине мира ребенка)
14.Ольга Бойцова (Санкт-Петербург, МАЭ РАН (Кунсткамера))
«Гостинчик от зайчика»: Персонажи - дарители подарков в фольклоре для детей второй половины ХХ века в СССР
15.Ольга Галанина, Ольга Лучкина (Санкт-Петербург, СПбГУ; СПбГУКИ)
Педагогические опыты на зайцах в детской книге XIX в.
16.Ирина Райкова (Москва, МГПУ / Государственный республиканский центр русского
фольклора)
«Меня, зайку, не ищите, я не ваш, я ушел…»: зайчик в русском детском фольклоре
17.Наталья Молева (Нижегородский государственный университет)
Тандем «заяц-собака» в сакральном мировоззрении населения Древней Греции и Северного
Причерноморья
18.Андрей Топорков (Москва, ИМЛИ РАН)
Зайцы в русских охотничьих заговорах
19.Елена Пчелинцева (Черкасский государственный технологический университет / ИЛИ РАН)
Выслеж, сход и выгон зайца, или деривационные и функциональные особенности
профессиональной охотничьей лексики
20.Дмитрий Доронин (Москва, ИЭА РАН)
Ульгень, Булут, Jайык: небесный заяц алтайских тюрков
21.Александр Зорин (Санкт-Петербург, ИВР РАН)
Зайцы «Тибетского сказа» А. М. Ремизова и их тибетские прототипы
Елена Куранда - автор доклада «ЗаЙчьи моноложки» Игоря Северянина.
А «Образы зайца в Интернет-фольклоре: Заяц ПЦ и другие».
22.Татьяна Суханова (Санкт-Петербург)
Образы зайца в Интернет-фольклоре: Заяц ПЦ и другие
23. Антон Сомин (Москва, РАНХиГС)
Lepus albaruthenicus: стереотипы, фольклор и разговоры о белорусском рубле
24.Кирилл Королев (Санкт-Петербург)
Зайцы в рекламном пространстве: на материале отечественной и адаптированной западной рекламы
25. Александр Бобров (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН)
Заяц в Повести о Петре и Февронии
26. Ольга Кузнецова (МГУ)
«Камень прибѣжище заяцем» (об образе зайца в русской поэзии XVII века)
27. Ольга Чумичева (Москва, Центр восточнохристианской культуры)
Соловецкий и невский зайцы Петра Великого: топонимика Заяцкого острова Соловков и
Заячьего острова Санкт-Петербурга
28. Дарья Мищенко (Санкт-Петербург, ИЛИ РАН / Париж, LLACAN CNRS)
Заяц в сказках народов манде
29. Максим Руссо (Москва)
Заяц в "Каталоге семантических переходов языков мира"
30. Наталья Славгородская (СПбГУ)
«Ездить зайцем»: фразеологизм и культурная практика
31.Екатерина Лазарева (Москва, ГИИ)
Мертвый заяц Бойса в зеркале институциональной критики
32. Елена Куприна-Ляхович (Музей Московского архива нового искусства)
«Развитие образа и идеи зайца в акциях группы «Коллективные действия» и в произведениях авторов круга МАНИ (Московского архива нового искусства)»
33. Любовь Бугаева (СПбГУ)
«What's up, Doc?, или мудрость зайца» (на материале мультфильмов с Багз Банни)
34. Иван Держанский, Елена Сирук (София, Институт математики и информатики БАН /
Киевский национальный университет)
Зайо Байо и Зайчик-Побігайчик: Образы зайца в болгарской и украинской картинах мира
35.Элина Рахимова (Москва, ИМЛИ РАН)
Заяц / зайчонок как опорный концепт формул в рунах калевальской метрики
36.Владимир Макаров (Казанский (Приволжский) федеральный университет)
«Ловля кроликов» в английских криминальных памфлетах XVI - начала XVII века:
альтернативные иерархии, «кролики» и автор между жанрами
37.Кирилл Зубков (Санкт-Петербург, СПбГУ / ИРЛИ РАН)
Коварные нигилисты, смирные зайцы и хищные волки в русской литературе 1860-х гг.
38. Павел Лизунов (Архангельск, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова)
Неофициальный биржевой маклер: «известный многим, как “биржевой заяц”»
39. Ирина Головачева (СПбГУ)
Кто такой кролик Харви?
40. Владислав Дегтярев (Санкт-Петербург, РИИИ)
Мартовский Заяц и Белый Кролик: дихотомия естественного и искусственного в произведениях Льюиса Кэрролла и в культуре XIX века
41. Наталья Комелина (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН)
Кролик из шляпы и другие истории волшебства
42. Франциска Фуртай (Ленинградский государственный университет)
Образ зайца: от Виллара де Оннекура до Альбрехта Дюрера. Семантическое постоянство и иконологические мутации.
43.Юлия Белова (Санкт-Петербург, Институт дизайна и декоративно-прикладного искусства)
«Человек-заяц» в концепции Шарля Лебрена
44. Елена Кардаш (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН)
«Корчил Байрона, а пропал как заяц»: Опыт комментария
45. Дмитрий Афиногенов (Москва, ИВИ РАН / МГУ)
Зайцы острова Карпатос
46. Дмитрий Беляев, Альберт Давлетшин (Москва, РГГУ)
Трикстер Кролик в мифологии индейцев майя
47. Светлана Комогорова (София)
Lepus Cruentus: злые зайцы в попкультуре
48. Дина Магомедова (Москва, РГГУ / ИМЛИ РАН)
Александр Блок. «Зайчик» и Заяц: проблема адресата стихотворения для детей
49.Ксения Егорова (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН)
Новый год зайца с черным пятном на брюшке, или Ярослав Гашек о животных и политике
50. Валерий Вьюгин (Санкт-Петербург, ИРЛИ РАН)
Песня про зайцев и советская власть.
А что же супостат Мединский? Он приветствовал конференции письмом.
«Мероприятие, в ходе которого рассматривается ряд важнейших аспектов онтологии и гносеологии лагоморфных, таких как заяц в пищевом рационе, «заячья» лексика в языках мира, лексемы, обозначающие зайца и его части, топонимы с «заячьей» семантикой, иконография и иконология зайца, заяц в массовой культуре, несомненно войдет в анналы культурной и научной деятельности России. Убежден, что затрагиваемые на симпозиуме вопросы особенно важны и актуальны для миллионов рядовых налогоплательщиков».
Главной целью мероприятия было показать независимость ученых от чиновников: не им указывать нам, чем заниматься! Какой хотим чепухой заниматься - тем и будем заниматься. Независимость - это прекрасно. Но ведь наука, простите, финансируется все же из бюджета. Я помню все это кипение страстей, когда сметали СССР: вот сейчас придет замечательный собственник, даст нам денег, и мы откроем что-то необыкновенное. Но собственник предпочел вложить деньги в личное потребление, увести их в оффшоры, максимум его инвестиций пришлись разве что на торговлю. Мало того, собственность он не создал, а взял то, что строил весть советский народ, да и пустил по ветру за гроши. Больше всех пострадали от такого положения вещей как раз ученые. Казалось бы, они должны понять, что государство им не враг, но нет, не поняли.
А конференция… Собрались, поржали. Трудно что ли написать по заданной теме несколько страничек? Не все аспекты они отразили. Во-первых, конференция могла бы быть междисциплинарной, и следовало бы пригласить зоологов: наверняка им есть, что рассказать о зайцах. Косметологи могли поведать о «заячьей губе». Или палеонтологи…Я как-то читала, что в предки зайца лазали по деревьям и умели сворачивать уши в трубочку. А зайцы и экология? Математики могли бы выступить с моделями численности популяции зайцев, физики и астрономы тоже чего-нибудь бы придумали.
Во-вторых, и в рамках своих дисциплин кое-что оставили за бортом. Где аспект плодовитости зайца? Где заяц в китайской культуре и литературе? Где роль заячьего тулупчика в "Капитанской дочке"? Где вообще заяц в творчестве и судьбе Пушкина (не он ли спас наше все, когда перебежал ему дорогу, в то время как суеверный поэт накануне декабрьского восстания собирался в Петербург?)? Где дед Мазай и зайцы? Где "Заяц во хмелю"? Где заяц из "Ну, погоди!", как выразитель чаяний совесткой интеллигенции? Нужна еще не одна конференция, чтобы отобразить все многообразие заячьей тематики.
Помню, была большая дискуссия в «Литературной газете» в 70-х годах, как правильно писать «заяц» или «заец»: обсуждалась возможность реформирования орфографии. Было сломлено немало копий, и кто-то в шутку предлагал писать даже «заюц». Потом решили оставить все, как есть. А не с этой ли дискуссии пошел плюрализм который так хорошо потом использовали при разрушении СССР?
А материалы конференции, я надеюсь, издаст НЛО, специализирующееся на подобной литературе. И побольше иллюстраций! Я с удовольствием куплю.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)