Оглавление раздела -
http://uborshizzza.livejournal.com/3126100.html Посещение дворца дожей входит в обязательную программу туриста. Если вы путешествуете самостоятельно, то билет приобретете в кассе. К сожалению, это комплексный билет сразу на 3 музея пл. св. Марка. Мне не удалось посетить 2 других музея - это трудно сделать в один день. Поэтому, если у вас не слишком много времени, попробуйте купить билет только во дворец дожей. Аудиогида на русском в 2014 году не было.
Дворец дожей строился с XIV по середину XV века. Он должен был олицетворять мощь Венеции и величие ее властей.
Дож - титул выборного главы Венецианской республики на протяжении более чем десяти веков, с VIII по XVIII века. Возник в 697 году, когда Венеция входила в границы Византии. Первым дожем стал Пауло Лучио Анафесто.
Предположительно первые дожи выполняли функции наместников Византийской империи. До 1032 года дожи имели практически неограниченную власть в государственных, военных и церковных делах. Со временем обязанности дожа всё больше перекладывались на венецианских чиновников. С 1268 года существовала должность вице-дожа.
Дож обычно избирался из числа двенадцати прокураторов Сан-Марко, как правило пожизненно. Голосование Большого совета по выборам дожа не было прямым. Большой совет реализовывал процедуру выборов, которая включала в себя одиннадцать этапов. Сначала собирались члены Большого Совета старше 30 лет, которые избирали 30 человек, принадлежавших к различным семьям. Затем эти 30 избирали 9 человек, которые избирали сорок человек. Эти сорок избирали 12 человек, а эти 12 - 25. Двадцать пять человек избирали девять, а девять человек - 45; 45 избирали 11, а эти 11 - избирали окончательный комитет по выборам 41 человека, которые и избирали Дожа.
Институт дожей существовал в общей сложности ровно 1100 лет (697-1797).
В войнах, возникших вследствие Французской революции, Венеция утратила свою самостоятельность. Последний дож, Лодовико Манин, и Большой совет принуждены были 12 мая 1797 года подписать своё отречение. Затем, 16 мая, город Венеция был без сопротивления занят французами. Потом он вошел в королевство Италия и больше уже не был самостоятельным.
Крыльцо дворца дожей. Оно находится со стороны пл. св. Марка и сбоку, а не по центру. Можно и не понять, к чему оно. Через него выходят, а не входят. Вход - из кассы музея. Кстати, на выходе никто не стоит. Не удивлюсь, если половина посетителей дворца попала сюда без билета.
Над входом - покровитель Венеции евангелист св. Марк. При нем крылатый лев - один из символов Италии и главный символ Венеции. Связь Льва с евангелистом Марком имеет свой источник - как и символы трёх остальных евангелистов (бык, орёл и человек (или ангел)) - в книге Пророка Иезекииля в Ветхом Завете и в Откровении Иоанна Богослова. В Откровении четыре этих существа стоят вокруг Трона Господня: - И первое животное было подобно льву, и второе подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвёртое животное подобно орлу летящему (Откр. 4,7).
Точное соответствие отдельных библейских образов и реальных евангелистов имело место к началу IV века, когда Св. Иероним обосновал его при помощи соответствующих мест из Евангелий. Для Марка Иероним избрал начало его Евангелия: «Глас вопиющего в пустыне: „приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему“ (Мк. 1,3).» - при этом громкий "вопиющий" глас в пустыне раннехристианские теологи связывали с рычанием разъярённого льва.
Этот Лев в Венеции всюду:
Шпили, колонны, резьба, лепнина
арок, мостов и дворцов; взгляни на-
верх: увидишь улыбку льва
на охваченной ветров, как платьем, башне... (И. Бродский)
Внутренний двор. Видны купола собора св. Марка.
Квадратный внутренний двор повторяет наружный декор дворца.
Гондола дожа. Ничего особенного - как у всех. Есть еще парадная золоченая гондола, но она выставлена где-то еще.
Ящик для доносов (находится у Лестницы Гигантов).
Лестница Гигантов знаменита тем, что по ней дож выходил к народу. Ее украшают статуи Марса и Нептуна, означающие владычество на море и на суше - навязчивую идею венецианцев.
Следующая лестница - Золотая. Перед ней статуи Геракла.
Лестница называется Золотой из-за обильного золоченого декора.
Во дворе стоит статуя св. Теодора, копия которой находится на колонне на пл. св. Марка. Бедный св. Теодор состоял покровителем Венеции до св. Марка. Потом венецианцы разбогатели и св. Теодор показался им недостаточно престижным для их великого города. Тогда они украли в Александрии мощи св. Марка, который и стал покровителем их города.
А при св. Теодоре состоит почему-то крокодил. Я вначале подумала, что его скормили крокодилам - обычно святые держат символы своих мучений, но оказалось, что это не так. Теодор даже не был охотником за крокодилами или знатным крокодиловодом. При жизни он был простым римским воином, и его казнили за христианскую веру. А крокодил - это символ Венеции. Почему? Может быть, потому, что она сильна в воде и на суше? Или это выражение сущности венецианцев? Со св. Теодором они обошлись не лучше своего символа.
Покои дожа.
Их портреты. Одеяние дожа состояло из шапки-колпака особой формы, меча, пурпурной или золотой мантии, с воротником из меха горностая и красных башмаков, схожих с башмаками византийских императоров. Ежегодно в Пасху дож возглавлял процессию от Сан-Марко до женского монастыря Сан Заккариа, где настоятельница монастыря вручала ему новую шапку (corno ducale), сшитую монахинями. Шапка имела форму рога, была жёсткой, изготавливалась из парчи.
Залы дворца огромные, с великолепными потолками, громадными картинами. Каждый зал предназначен для определенного органа власти, которых было немало.
Высшим органом республики являлся Большой совет, который избирал основные советы и главных магистратов республики, включая дожа. С 1297 года членство в Большом совете было существенно ограничено, только человек, чьи предки заседали в составе Совета, мог стать его членом. Все они были занесены в специальную книгу, которая носила название «Золотая книга». В Золотой книге насчитывалось порядка 300 фамилий венецианских семей. Каждый мужчина из семьи нобилей (аристократов) по достижении 25-летнего возраста входил в состав совета.
Первоначально совет насчитывал 400-500 человек. Позднее его численность выросла до тысячи с лишним человек. Максимально Совет включал в себя до 2500 членов. Таким образом, в Совет входило порядка 5 % всего взрослого мужского населения Венеции.
При доже состоял Малый совет из шести его советников и трёх членов Совета сорока.
Сенат состоял из 120 человек, которые избирались на срок один год с правом переизбрания. Из 120 человек, 60 человек выдвигались Большим советом, ещё 60 человек выдвигались начальным составом Сената и одобрялись Большим советом. Ещё около 140 человек, представлявших различные политические органы республики, входили в Сенат с правом совещательного голоса. Руководила Сенатом Коллегия, которая включала в себя 16 человек и отвечала за текущие ежедневные решения правительства.
Сенат решал основные оперативные вопросы внешней и внутренней политики.
Совет сорока выполнял функции верховного суда республики. Его состав также определялся Большим советом. Члены Совета сорока после 16 месяцев исполнения своих обязанностей также входили в Сенат.
В Венеции существовала организация, следившая за политической ситуацией, своего рода инквизиция. Для контроля над деятельностью дожа был создан Совет Десяти, члены которого избирались на один год Большим советом, причём было запрещено избирать в Совет двух и более членов одной семьи. Дож вместе с советниками имел право только присутствовать на некоторых заседаниях совета, но не участвовал в голосовании.
Совет десяти имел законное право арестовать, допросить, в том числе с применением пыток, и заочно осудить любого, кого считал нужным. И поскольку выборы в Совет происходили на заседаниях Большого совета, куда не пускали никаких чужаков, и состав совета нигде не опубликовывался, Совет десяти являлся анонимным органом власти, список членов которого не был известен большинству жителей города.
Совет десяти вместе с Коллегией Сената и Малым советом образовывал Полную Коллегию, которая являлась сосредоточением всей власти республики.
Залы огромные - в кадр не влезают. Но самое красивое - это потолки.
А это просто коридорчик.
Зал Коллегии.
Зал Большого Совета.
Снимать во дворце вообще-то нельзя, но все щелкают. Я стеснялась - разве что несколько снимков. Вот, например, виды из окон.
На третьем этаже выставка оружия. Забавные шлемы для лошадей.
Дворец совмещен с тюрьмой - малоприятное место. Венецианцы предпочитали держать своих врагов как можно ближе.
Тюремный дворик.
Виден канал и Мост Вздохов, связывающий дворец с тюрьмой.
Экскурсия во дворец дожей произвела на меня грустное впечатление. Столько величия, столько крови, интриг, а теперь по этим залам бродят праздные туристы - как будто сложнейшее устройство отдали на забаву малым детям.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)