Убийство Тео ван Гога. Границы толерантности

Sep 08, 2008 23:56


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

На последней книжной ярмарке на ВВЦ я купила книгу про убийство Тео ван Гога, произошедшее в Амстердаме в 2005 году. ( Иэн Бурума. «Убийство в Амстердаме»). В свое время эту криминальную историю много освящали в СМИ. Речь шла о том, что фанатик- мусульманин убил журналиста и режиссера, внучатого племянника художника ван Гога за то, что тот высказывался против исламского фундаментализма и поставил фильм «Покорность» о положении женщин в мусульманской культуре. Я помню, что его хоронила чуть ли не вся Голландия, были манифестации, свечи и прочее. Весь мир возмущался зверством мусульман, которые вначале получили в Нидерландах, как и в других европейских странах, кров, работу и кусок хлеба, а главное, право пользоваться всеми преимуществами развитой демократии, а потом принялись убивать журналистов и режиссеров, посмевших критиковать их дикие обычаи.

Но оказалось, что все обстояло несколько сложнее, и у этой истории есть несколько аспектов.

Первый из них касается личности самого Тео ван Гога.


Это был своеобразный человек, считавшийся в жизни только со своими принципами. Он родился в 1957 году. Его любимым фильмом был «Заводной апельсин», а любимыми книгами - романы Селина и де Сада. С детства он ненавидел любые правила и авторитеты и, в особенности, религию. При этом нельзя сказать, что он был полностью атеистом. Его религией была свобода слова. Он считал, что кто угодно может говорить что угодно, и никаких ограничений быть не должно. Свобода слова, по его мнению, подразумевает и свободу оскорблять. Так ему очень надоела тема Холокоста, к которой очень серьезно относились в Голландии после того, как эта демократическая нация истребила 100 000 евреев во время Второй мировой войны. Разумеется, голландцы не признают, что сами были в этом замешаны, но очень упрекают себя за бездействие и попустительство, когда немцы творили это черное дело. Но вся эта вина - на официальном уровне. А на бытовом - антисемитизм никогда не прекращался. Так знаменитый «Аякс» считался еврейской командой, потому что одно время его хозяином был еврей. Во время матчей болельщики команды-соперника изображали шипение газа в газовой камере (в то время, как в Будапеште в аналогичной ситуации болельщики просто кричали игрокам той команды, которой владел еврей: «Отправляйтесь в Освенцим!»). Тео такая политика казалась лицемерной, и он писал про режиссера-еврея, которому давали лучшее финансирование, чем ему, что он может удовлетворить свою жену только обмотав член колючей проволокой и крича «Освенцим!» во время оргазма. За это и подобные высказывания евреи подавали на него в суд, который выигрывали, но, видимо, никаких санкций за это нидерландским законодательством не предусмотрено.

Не только евреи терпели его ругательства. Христа он называл «тухлой рыбой из Назарета». Он ставил фильмы, в которых женщинам стреляли во влагалище из пистолета, а кошек прокручивали в стиральной машине. Но людям все это очень нравилось, и он был большой знаменитостью в маленькой стране. У него была колонка в газете под названием «Здоровый курильщик» и телевизионная телепрограмма. В этой передаче он обличал авторитеты и наезжал на религии, особенно, на мусульман. Он звал их «козлоебами», и на сцене были установлены два чучела коз «на случай, если кому приспичит». Сам он сидел в подушках, а вокруг были установлены конические кактусы. В конце передачи он целовал кактус и предлагал сделать то же гостю. (Все, как придурки, целовали колючки. Отказался от этого только Роман Полански - нонконформист и приспособленец в одном лице.) А посередине сцены стоял гроб, в котором якобы лежал труп Тео.

Но все это не означает, что он был расистом. Просто его возмущало, что именно тогда, когда его пуританская страна отбросила все вековые запреты и религию, которая накладывала эти запреты, к ним, пользуясь свободой, которую они добыли в тяжелых боях с предрассудками, приехали мусульмане и привезли с собой свою религию и новые запреты. Ван Гог очень приветствовал тех мусульман, которые стали атеистами и выступали с критикой ислама. Такой была женщина Айаан Хирси Али, приехавшая в Нидерланды из Африки. Именно с ней Тео поставил свой последний фильм «Покорность». Мусульман возмутила в нем не критика шариата, а то, что на голые тела женщин проецировались изображения из Корана. Собственно, убийца зарезал его с единственной целью: он хотел передать предупреждение Хирси Али, что она умрет. Об этом было написано в записке, оставленной на теле ван Гога. При этом убийца собирался погибнуть в перестрелке с полицейскими, поскольку он зарезал Тео средь белого дня и не думал бежать. Однако его схватили и судили. А ван Гогу поставили памятник. Были разные предложения: например, в идее папиросы, из которой время от времени будет идти дым, или виде свиньи, на боках которой модно будет сидеть и дискутировать, но остановились на чем-то менее радикальном. Тео ван Гог навеки признан великим сыном народа Нидерландов, убийца сидит в тюрьме.

Я же думаю, а почему его раньше никто не убил? Почему его свобода слова не распространялась на тех, кто проповедовал религию? Если уж нет запрета на ругательства, то почему они должны быть для моралистов и религиозных людей? Неужели же непонятно, что никакой радетель свободы слова не позволит свободно высказываться за ее ограничение, что уже само по себе и является ограничением свободы слова.

Идеологические размышлизмы

Previous post Next post
Up