Оглавление раздела -
http://uborshizzza.livejournal.com/3126100.html Коллекция Пегги Гуггенхайм (1898-1979) располагается в Палаццо Веньер дей Леони на Большом канале. Это один из нескольких музеев фонда Соломона Гуггенхайма (главный - в Нью-Йорке). Пегги приходилась Соломону племянницей. Большую часть экспозиции составляет ее личная коллекция, включающая 300 произведений авторов, работавших в таких направлениях, как модернизм, футуризм, кубизм, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм. В музее представлены работы Пикассо, Леже, Северини, Мондриана, Кандинского, Миро, Клее, Эрнста, Магритта, Дали и других художников.
Но в составлении коллекции Пегги помог не дядя, а наследство от отца, который погиб на Титанике и оставил дочери $ 460,000. По тем временам это были большие деньги. Отец Пегги, как и его братья, был промышленником, но только он сбежал от семьи в Париж, где жил в свое удовольствие. Представьте себе, что он сел на "Титаник", чтобы вернуться к жене! Хорошо хоть, что успел составить завещание в пользу дочери, причем, все его многочисленные подружки в пожизненную ренту должны были оставлять Пегги.
К 21 году она получила в наследство 2,5 млн. долл.
Она тратила наследство на предметы искусства и на мужчин. Среди ее любовников были Сэмюэль Беккет, Ив Танги, Роланд Пенроуз и Макс Эрнст (он был ее третьим мужем). На вопрос, сколько мужей у нее было, Пегги отвечала: "Вы имеете в виду моих или чужих?". Ее единственным несчастьем был нос картошкой - такой он стал после неудачной пластической операции. Впрочем, виновата сама: во время операции ей стала больно, и она потребовала ее прекратить.
Интерес к искусству у нее появился, когда она работала в магазине авангардной литературы, где познакомилась с членами богемного общества художников. В 1920 году она переехала в Париж с мамой и первым мужем Лоренсом Вейлем. Вейль был представителем богемы, хотя не прославился ничем, кроме женитьбы на будущей коллекционерше. В этом браке родилось двое детей, и он распался из-за измен мужа. Муж считал, что он - свободный художник, а жена - капиталистка-паразитка и просто обязана давать ему деньги. Они скандалили на радость соседям, выбрасывая из окон зонтики и чемоданы. До конца своих дней Лоренс Вейль получал от Пегги стабильное ежемесячное содержание.В этом плане она пошла в отца.
А. Курме. «Портрет Пегги Гуггенхайм». 1926 г.
В Париже она подружилась с авангардными писателями и художниками, многие из которых были бедны и жили в квартале Монпарнас. В круг её друзей тогда вошли Мэй Рэй, Константин Бранкузи и художник Марсель Дюшан, творчество которого она впоследствии и стала продвигать. Он тоже был ее гражданским мужем. В искусстве Дюшан остался автором инсталляции, представляющей собой писсуар, названный им "источником".
Джонни Холмс - второй муж - был писателем, но тоже ничем не прославился.
Свою первую галерею Пегги открыла в Лондоне в 1938 году. Галерея стала достаточно успешной благодаря множеству друзей, дававших советы и помогавших в организации.
Когда разразилась Вторая мировая война, Пегги скупила множество произведений абстракционизма и сюрреализма. Она покупала по картине в день, согласно списка, который составил ей известный критик. Стоило это очень дешево: чувствуя, что вот-вот придут немцы, художники продавали картины по 1000 долларов. Свою коллекцию Пегги вначале хранила в коровнике замка своих приятелей, а затем вывезла на пароходе в корфах под видом мебели, чтобы не платить налогов.
Войну Пегги провела в Нью-Йорке - городе, где она родилась. Там она тоже организовала галерею. За годы войны купленные ею по дешевке картины подорожали в сотни раз. Она стала очень богата.
Пегги приехала в Венецию в 1949 году в поисках подходящего помещения для своей коллекции и осталась там на 30 лет. Она запомнилась старожилам последней владелицей собственной гондолы, всегда сопровождаемой свитой, одетой в бирюзово-синие цвета ее дворца.
В 1976 году Пегги Гуггенхайм передала дворец и коллекцию Фонду Соломона Гуггенхайма, который сегодня управляет этим музеем наряду с другими музеями Гуггенхайм в Нью Йорке, Бильбао и Берлине.
Сама коллекция мне как-то не приглянулась, но зато у музея прекрасный тенистый сад, кафе. Вот уж где можно отдохнуть от зноя!
Внутри тоже уютно.
Приятно посидеть также на крыльце, выходящем на канал.
А с канала замечательно смотрится сам музей и, особенно, конная статуя обнаженного (Итальянский скульптор Marino Marini (1901-1980гг), «Всадник», изготовлена в 1948г.).
Это, кстати, работа третьего мужа Пегги Макса Эрнста - знаменитого сюррреалиста и дадаиста. Он женился на ней в благодарность за то, что она помогла ему с переездом в Нью-Йорк. В конце 30-х он сильно пострадал от того, что был немец, но жил в Париже. Вначале его преследовали, как немца, затем как антифашиста.
Прожили они меньше года и развелись в 1943. Макс до Пегги был женат 2 раза, развелись они из-за того, что он влюбился в молодую художницу. С ней Эрнст прожил до самой смерти в 1976 году. Действительно, Пегги не везло с мужчинами.
Большая часть работ находится в подвальном этаже.
Но, кроме постоянной экспозиции, на территории музея проходят выставки в помещении, находящемся напротив главного здания. В нем также - кафе и музейный магазин. В день, когда я там была, проходила интересная выставка. Жаль, что большинство снимков не получились. Как я поняла ее концепцию - это предшественники сюрреализма в искусстве 14-го-16 века.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)