Прочла несколько постов с осуждением Акунина, который вроде бы, собрался эмигрировать.
Но из его последнего поста это не следует. Он написал, что ему не нравится происходящее в России, и поэтому он больше времени будет проводить за границей. У него домик в Бретани. Почему бы и нет?
«С путинской же Россией у меня нет точек соприкосновения, мне чуждо в ней всё. И находиться здесь в период всеобщего помутнения рассудка мне стало тяжело. Поэтому эмигрировать я, конечно, не намерен, но основную часть времени, пожалуй, начну проводить за пределами. Трезвому с пьяными в одном доме неуютно. Буду периодически навещать - смотреть, не заканчивается ли запой.
А «частью того, что называется Россия» я останусь, в этом смысле экспатриация уж точно невозможна. И Россия, которая является частью меня, тоже никуда не денется».
Н-да. Но «путинской России» уже почти 15 лет - что же так долго собирался? Умеет же человек из всякого своего телодвижения устроить спектакль!
В конце 2011 года он так же триумфально объявил, что вернулся.
Хотя на деле Акунин просто живет за границей, потому что, по его уверениям, только вдали от России (во Франции) он способен писать свои великие произведения, а в Россию приезжает ненадолго по каким-то своим делам. У него, естественно, и здесь есть квартиры-дачи и пр. (Квартира, например, в Колпачном переулке). Надо же и за собственностью приглядывать, и с издателями общаться, и с читателями встречаться - к, сожалению, читатель-то, прости господи, сплошь русский. Нужно давать интервью и ходить по телеканалам и радиостудиям, а иначе не продашь свои нетленки. Я еще помню одно из его интервью, где он откровенно говорил, что беллетристика для него - это только способ заработать деньги, и он намерен заработать их как можно больше. Достойная цель.
Переводчику с японского Григорию Чхартишвили сказочно повезло: написанный им наугад детектив про похождения дореволюционного сыщика Фандорина вдруг стал очень популярен. А ведь он даже не стал публиковаться под своим именем - выбрал псевдоним Б. Акунин. Чхартишвили закрепил успех целой серией детективных романов и получил, наконец, славу и деньги. Тогда ему было уже 42 года.
Чхартишвили родился в 1956 году, окончил историко-филологическое отделение Института стран Азии и Африки (МГУ). Из факта поступления на этот очень престижный факультет можно сделать вывод, что родители его были не очень простые люди. Правда, все, что о них известно, - это то, что папа был офицер-артиллерист, а мама - учительница русского языка. С какой это радости их перевели в Москву в 1958 году?
Долгое время занимался переводами с японского и даже сам был женат на японке. С 1994 года он работал заместителем главного редактора журнала «Иностранная литература» (1994-2000), главный редактор 20-томной «Антологии японской литературы». В этот период Чхартишвили начал называть себя литературным критиком. Видимо, это почетнее, чем «переводчик». В тот же период он написал эссе «Писатель и самоубийство», ну а в 1998 году «Азазель». То есть, жил человек, работал, никто, кроме самого узкого круга людей, его не знал - и вдруг всенародная слава: большие тиражи, переиздания, экранизации, интерес ведущих СМИ. Было, от чего закружиться голове.
При этом Чхартишвили долго сохранял хладнокровие, не забывая о материальной выгоде. Он затевал проект за проектом, менял псевдонимы, представая перед читателями, то загадочной Анной Борисовой, то юным Брусникиным. То он выпускал иллюстрированные романы, то добавлял в роман квест, когда нужно было искать где-то на бульварах и скверах закопанные предметы, то переходил в электронный вид. Он очень боялся наскучить. Но все равно устойчивым успехом пользовалась только его серия об Эрасте Фандорине, да и то каждый следующий роман был хуже предыдущего.
Наконец, Чхартишвили приступил к написанию многотомной «Истории Российского государства». Действительно, чем он хуже Карамзина? Тот одну «Бедную Лизу» осилил, а этот - и цикл о Фандорине, и цикл о Пелагее, и цикл «Жанры» и пр., и пр.
Пока все его проекты были коммерчески удачны. Многие писатели могут только мечтать о таких тиражах.
Но писателю все чего-то не хватало. Вот, решил заняться политикой. Известно, что еще Анна Ахматова как-то сказала о склонности великих русских писателей на вершине славы переходить от литературы к прямому проповедничеству : «По-моему, это только у русских. Коля Гумилев называл это "пасти народы".
Он говорил: "Аня, отрави меня собственной рукой, если я начну пасти народы"».
Акунин сильно невзлюбил лично Путина. В декабре 2010 года предложил план «ампутинации» России. В 2011 году писал: «Главный цирк ожидает нас впереди. Теперь на авансцену выйдет кандидат в пожизненные правители. Все тухлые помидоры полетят не в бутафорскую партию, а лично в него, родного и любимого. Три месяца тупые подхалимы из путинского окружения будут стимулировать у населения рвотные позывы своей пропагандой. А расплачиваться ему, бедняжке… Неизбежно возникнет ситуация, когда низы больше не хотят, верхи вконец разложились, а деньги кончились. В стране начнётся буза. Уходить по-хорошему Вам будет уже поздно, и Вы прикажете стрелять, и прольётся кровь, но Вас всё равно скинут. Я не желаю Вам судьбы Муаммара Каддафи, честное слово. Откосили бы, пока ещё есть время, а? Благовидный предлог всегда сыщется. Проблемы со здоровьем, семейные обстоятельства, явление архангела. Передали бы бразды преемнику (по-другому ведь Вы не умеете), а уж он бы позаботился о Вашей спокойной старости».
Ну что сказать? По-моему, у Чхартишвили слишком развит игровой мотив. И псевдоним его «Б.Акунин» означает одновременно «Бакунин» и «дурной человек» по-японски. Его главного героя зовут Эраст, в честь супруги писателя Эрики Эрнестовны. Все эти бесконечные псевдонимы и квесты… Какая-то, на мой взгляд, неуместная игривость у немолодого уже человека. То же самое можно сказать и о его литературном творчестве. Он не раз писал, что его романы - это посвящение великой русской литературе 19 века. Так каждый роман из цикла о Фандорине должен был напоминать какое-либо из известных произведений 19 века. Вся эта литературная игра вязнет в зубах и кажется неуместной. Вот он в цикле о Пелагее играет с «Черным монахом» Чехова, вот в том же цикле в «Красном петухе» замахнулся на Евангелие. Была и игра с Достоевским в романе «ФМ». Кто-нибудь помнит?
Отсюда недалеко и до того, чтобы и в жизни начать играть роль «совести нации».
Но получается все это криво. Увы, как ни старайся, а все не Чехов, не Достоевский и не Карамзин. И даже не дурная пародия, а так - мимо.
Но все же я не стала бы преуменьшать роли Чхартишвили в тех переменах в сознании людей, которые произошли в последние годы. Если оставить в стороне все потуги писателя уйти от детективов о Фандорине, то останется только этот цикл. А что мы в нем видим? Великая Российская империя, люди, которые искренне служат отечеству. Разве идеальный сыщик Фандорин не любит Россию? А ведь он служит в самом, что ни на есть силовом ведомстве - в полиции. Акунин пишет о великих победах и о предательстве. Революционеры у него изображены как фанатики. Но при этом, читая его романы, люди понимают, что главными врагами России были все же коррупционеры и честолюбивые чиновники. Предатели притаились в самом семействе Романовых.
Что из всего этого должен был вынести читатель? Кто что. Вот, Стрелков-Гиркин, возможно, не без влияния Акунина стал реконструктором, а затем ему захотелось поучаствовать в восстановлении Новороссии. Откуда взялись Новороссия и Малороссия? Все из тех же прекрасных дореволюционных времен. Вот и Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле хотят реконструировать, а точнее, построить их копии. И разговоры о восстановлении монархии возобновились.
А как хотел Акунин? Российская империя, но без императора и без церкви и маленькая-премаленькая?
Да, не дано предугадать, как слово отзовется. А почему, собственно, те же романы о Фандорине пошли, как горячие пирожки? Потому что уже был готов запрос на восстановление величия Российской империи. Акунин был первым, кто успел написать на эту тему. Он банк и сорвал.
Так что же теперь возмущаться?
Особенно мило это выглядит при намерении срубить денежку на описании российской истории. В какой-то момент Акунин понял, что бумажные романы денег не приносят, так как их скачивают бесплатно. Он сделал ставку на иллюстрации, пытался продавать свои книги в электронном виде, но, видимо, люди не покупали. Решил сыграть на интересе к российской истории. Как можно о ней писать, если ты тут всех ненавидишь? Разве наша история - это лишний повод для обогащения господина Чхартишвили?
Что-то он все никак не поймет, что жизнь - это ему не игра, хотя и прожил почти 60 лет играючи.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Новости)