Контент-анализ блоггерских сказок

Sep 20, 2008 13:11


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Один из самых популярных жанров современных блоггеров - волшебная сказка. Почтенный блоггер Бормот, например, только их и пишет, но и другие тоже не отстают. В сказке (http://snake-elena.livejournal.com/363908.html http://snake-elena.livejournal.com/364609.html http://snake-elena.livejournal.com/364997.html, наводка уважаемого mere_skill), например, излагается история про Злую Девочку, которую ни родители, ни учителя, ни Бяка, ни Бука не могут унять. В результате родители вызывают Екарного Бабая, который сажает Злую Девочку в пыльный мешок и уносит далеко-далеко, а родители заводят себе Добрую Девочку. Но ее чрезмерная доброта, проявляемая с особым цинизмом, приводит к столь же тяжким последствиям. Это хорошо еще, что ее тоже унесли в самом младшем школьном возрасте. Будь она чуть постарше, ее навязчивое желание отдать окружающим свою одежду и вообще… но это я отвлекся. В общем, девочки начинают жить вместе в доме Екарного Бабая, дружить, понимают, что всякая чрезмерность пагубна и прочее.

Однако просвещенный читатель, особенно знакомый с разбором Проппом русских волшебных сказок, сразу понимает, что и кто стоит за этими эвфемизмами. Знаем мы, что это за Екарный Бабай, который детей, а потом и родителей в пыльный мешок сажает и уносит так далеко, что уже не вернуться. Это смерть. Еще сомневаетесь? Зря, ведь в сказке очень четко сказано, что вначале унесли Злую Девочку, потом родители завели Добрую Девочку, потом, когда и она пошла в школу, ее тоже екарнобабайнули, а когда Злая Девочка и Добрая Девочка в одном мешке встретились, то они были одного возраста. Какие дети не взрослеют? Правильно, мертвые. Да и все эти аллегории про пыльный мешок, дом далеко-далеко (и то, и другое - иносказательные описания гроба), житие в доме, где еда сама собой появляется и ее только готовить нужно, абсолютно прозрачны для просвещенного читателя.

Также понятно и истинное лицо персонажей второго плана Бяки и Буки, которые по первому зову появляются у девочек и уходят растрепанные, поцарапанные и небрежно одетые. Это - педофилы. А то, что у Буки еще и юбку рвут, говорит лишь о том, что он еще и трансвестит.

Но самое интересное в сказочке - не те персонажи, которые там есть, а те, которых там нет. В волшебной сказке обязательно должен быть герой, спасающий похищенную (похищенного). Его поведение, с одной стороны, символизирует аллегорическую победу над смертью, а с другой - описывает обряд инициации юношей, в ходе которого они вначале изображают умершего, а потом возрождаются, но уже в новом качестве полноправного члена племени. Сейчас в полном объеме обряд инициации сохранился только в отдельных маргинальных социумах, таких, как тюрьмы («прописка» прибывшего новичка в камере) и научном сообществе (защита так называемых «диссертаций» с ритуальными нападками и оскорблениями со стороны оппонентов),… но это я отвлекся.

Итак, вместо появления героя-спасителя автор (точнее - авторша) делает посыл к читателю. Дескать, подумайте, что да как, то есть предлагает читателю встать на место героя. А то, что в сказке не описано успешное преодоление героем читателем трудностей и возрождения к новой жизни, говорит о том, что это возрождение и не планируется. Или, говоря прямо, в гробу она всех читателей видела.

В общем, могучая эта вещь - современное научное литературоведение.

Мрачный юмор

Previous post Next post
Up