«Звездная карта» - новый фильм Дэвида Кроненберга.
Это смесь сатиры на жизнь голливудских звезд с каким-то диким китчем, представляющим сюжеты, популярные в кино. Вкратце это всевозможные виды инцеста: брат спит с сестрой, мама домогается дочери. Даже жаль сценаристов: трудно еще что-то придумать.
Показаны истории 2-х голливудских актеров.
Первый - это 13-летний миллионер, ребенок-звезда. Он живет в шикарном особняке, он популярен, но мальчик этому уже не рад и выглядит усталым и недовольным. Он все уже видел, все знает и даже лечился от наркомании. Его гнетет то, что скоро он вырастет и перестанет быть интересен режиссерам. В 9 лет он зарабатывал гораздо больше. То есть, фактически он уже старый. Сейчас с ним в сериале снимается 7-милетний актер, и Бенджи Вайс ему безумно завидует, так как чувствует, что теперь этот рыженький займет его место. И, скорее всего, он прав: годы, проведенные в Голливуде, заставляют его чувствовать конъюнктуру.
Мы видим переговоры мальчика с продюсерами, со своими агентами, встречи с такими же, как и он, молодыми дарованиями. Странно видеть этих маленьких взрослых. Они разучились улыбаться не на публику и чувствовать радость от обычных вещей. Разве что наркотики могут помочь ненадолго.
Бенджи живет с преданной ему мамой, которая ведет его дела, и с папой - известным психотерапевтом (Джон Кьюсак). Трудно сказать, мальчик попал в кино благодаря знакомствам папы, или папа стал известен, благодаря популярности сына. С отцом он старается не общаться, а тот к нему не пристает.
До этого момента все нормально и понятно. Но вдруг выясняется, что семье была еще дочь - Агата
(Миа Васиковска). Агата старше брата на 5 лет. Когда ему было 6 лет, а ей 11, она нашла какие-то письма и прочла, что ее отец и мать - брат и сестра. (Вообще-то они сошлись, когда не знали о своем родстве - их разлучили в детстве, но узнав, остались вместе). Узнав тайну своих родителей, девочка сошла с ума и начала видеть призраки каких-то умерших детей. От призраков ее спасало только одно: она играла с братом в жениха и невесту. Однажды, когда родители оставили их одних, Агата напоила брата снотворным и подожгла дом, желая покончить с собой и убить брата. Но пожар погасили, их спасли. У брата почему-то даже не осталось ожогов, а она сильно обгорела.
Был суд, и ее упекли в психушку, где она пребывала до 18 лет. Родители с ней все эти годы не общались. Теперь Агату выпустили на волю, и она отправилась в Лос-Анджелес. Агата успела увидеться с братом, приходила она и к матери, но отец ее прогнал. Она скрывает ожоги под длинными перчатками и под волосами. Встречается с красавчиком. Этот молодой человек, работает шофером, снимается в эпизодах и, разумеется, пишет сценарий (Роберт Паттинсон).
К этому времени с братом случается то же, что и с ней - он начинает видеть каких-то умерших детей.
Агата устраивается на работу к голливудской звезде Гаване Сегранд (Джулианна Мур). Если фильм и стоит смотреть, то только ради Мур. Актриса совершила настоящий подвиг, сыграв такого удивительно неприятного персонажа. Ее постоянно снимают крупным планом, так что видны следы увядания красивой актрисы - дурная фигура, дряблая кожа, морщины.
Гавана - типичная звезда, напоминающая множество реальных актрис. Она дочь культовой актрисы Кларис Таггарт (Сара Гадон). Эта актриса играла в знаменитом фильме, была красивой и умерла молодой - сгорела при пожаре в 1976 году. То есть, это кто-то вроде Джуди Гарленд.
Дочь всю жизнь мечтает превзойти мать. На сегодняшний день ей уже 54 года, ее актерская карьера практически закончена, и, судя по всему, она никогда не достигала высот.
Но один режиссер ставит картину про ее мать, и она хотела бы сыграть в ней. Но ее не берут по разным соображениям, в том числе и из-за возраста: мать-то не дожила до 50-ти лет.
Неизвестно, то ли Гавана это выдумала, то ли это было на самом деле, но она утверждает, что мать ее сексуально домогалась. От этих переживаний ее лечит психотерапевт Вайс. Пациентка раздевается до нижнего белья и проделывает какие-то хитрые пасы под руководством врача. Она должна избавиться таким образом от страха перед матерью.
На фоне лечения и от переживаний, связанных с попытками получить заветную роль, Гавана начинает видеть призрак матери, которая упрекает дочь за то, что она ее оболгала, и высмеивает ее как женщину (старая, дряблая) и как актрису (куда тебе до меня). Она является ей в любой момент, например, когда дочь расслабляется после массажа.
Роль в фильме отдают молодой актрисе, но та не успевает приступить к съемкам: у нее трагически погибает маленький ребенок. Радости Гаваны нет предела: она танцует, смеется.
Гавана вообще препротивная тетка. Мало того, что она радуется смерти чужого ребенка, она еще отвратительно обращается со своей прислугой. Прежнюю помощницу она уволила, обвинив в воровстве и пьянстве, но, похоже, что она наврала, так ее поведение с новой помощницей идет по тому же сценарию.
Вначале Гавана ласково обращается с тихой и кажущейся беззащитной Агатой. Но с каждым днем она дает ей все больше поручений, потом переваливает на нее обязанности кухарки. Замечательно показана сцена, где Гавана сидит на унитазе и дает девочке инструкции. А чего стесняться прислуги?
Мало того, Гавана соблазняет любовника Агаты. Гавана нарочно села в его такси и стала смеяться над тем, что он спит с девушкой, у которой лицо и руки обезображены ожогами, предлагая секс с собой.
В этой временной точке судьбы героев пересекаются.
Агата, увидев Гавану с шофером, сходит с катушек. Она тихо сидит на диване, а Гавана, которая не ожидала застать ее дома, начинает на нее орать, требует убираться вон. Видимо, так она хочет самооправдаться в своем некрасивом поведении, а заодно не платить за работу. Крик переходит в визг и, к удовольствию зрителя, Агата делает то, что давно было пора сделать - бьет актрису по голове молотком много раз подряд. Сама она вся в крови своей жертвы.
А юный Бенджи Вайс чуть не задушил своего маленького партнера по фильму. Он вдруг увидел вместо него мертвую девочку, которая его преследовала.
Далее брат с сестрой очень трогательно напились таблеток, обменялись кольцами и померли.
Но до этого Агата каким-то образом подожгла свою маму, а папа, пытаясь ее потушить, утопил ее в бассейне, а сам впал в полную прострацию.
Бездушная стерва-актриса, рано повзрослевший мальчик-актер, психотерапевт, не способный решить проблемы в своей семье - это я могу понять. Но для чего нужно было такое нагромождение ужасов? Не самый удачный фильм Кроненберга, честно говоря.
Но Джулиана Мур получила приз за главную женскую роль в Каннах в этом году, и Миа Васиковска хорошо сыграла. Так что есть, на что посмотреть.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)