Афроквадрат в двух деймах

Feb 07, 2015 23:47


Во время доклада на Архиерейском совещании 2 февраля патриарх Кирилл затронул тему искусства. Говоря о картине "Черный квадрат" Казимира Малевича, священнослужитель заявил, что картина отражает дух эпохи. "Потому что этот черный и страшный квадрат - подлинное отражение того, что в душе этого Малевича было. И он отражает не только самого Малевича, он отражает дух эпохи", - заявил патриарх. Падение человеческой нравственности очевидно при сравнении картины русского художника с Владимирской иконой Божией Матери, заметил Кирилл.

Услышав эту новость мне захотелось возобновить свои знания о Малевиче и «Черном квадрате». Вот что я нашла в разных википедиях.

Впервые «Черный квадрат» появился в «Победе над Солнцем» - футуристической опере Михаила Матюшина и Алексея Кручёных.
Спектакль состоит из двух действий (дейм, как назвал их Крученых): в первом дейме, включающем в себя четыре картины, происходит главное событие спектакля - пленение Солнца, которое происходит за сценой, невидимое зрителю. Будетлянские силачи разрывают занавес. Во второй картине появляются новые действующие персонажи - вражеские воины в костюмах турок, но затем выходят поющие силачи, из реплик которых становится ясно, что борьба с солнцем ещё не закончилась. Третья картина символизирует конец борьбы, победу над ненавистным светилом, в ней появляются Похоронщики. Всю картину составляет их песня.
Кульминацией действия является четвёртая картина. Из реплик персонажа, названного Разговорщиком по телефону, зритель узнает о пленении Солнца. Из «десятых стран», вернулись воины-победители, несущие Солнце. Они провозглашают новые законы мироздания: «Знайте, что земля не вертится». Картина заканчивается своего рода гимном - описанием нового мира и нового человека.
Начало второго дейма происходит уже в совершенно новом мире - в так называемом Десятом стране. Нарушены все законы времени и пространства. От прошлого не осталось и следа, но что делать с настоящим, новые люди не знают. Шестая (финальная) картина представляет собой вторую кульминацию: Толстяк не может выйти из дома, так как прежние законы пространства не действуют. И в противовес этому на сцену вновь выходят стройные ряды спортсменов. Этот торжественный парад сопровождается полетом аэропланов. Все сливается в сплошной шум и заканчивается падением аэроплана (хотя это событие вновь происходит за сценой, а зрители видят лишь поломанное крыло). Ничто не может повредить празднику - появляется Авиатор, которому только «башмак попортило». Заканчивается праздничное действо военной песней, утверждающей ту же мысль о бессмертии «новых» людей, что и в начале оперы, тем самым логически замыкая её.
Спектакли футуристов состоялись в начале декабря 1913 года в помещении театра «Луна-парк» на Офицерской улице (ныне ул. Декабристов, д. 19; в настоящее время театр переименован в Санкт-Петербургский Академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской). 2 и 4 декабря шла трагедия «Владимир Маяковский» в декорациях П. Филонова и И. Школьника; 3 и 5 декабря шла «Победа над Солнцем».
Вот что писал Матюшин в воспоминаниях: «В день первого спектакля в зрительном зале все время стоял „страшный скандал“. Зрители резко делились на сочувствующих и негодующих. Наши меценаты были страшно смущены скандалом и сами из директорской ложи показывали знаки негодования и свистели вместе с негодующими»
Крученых пишет: «Впечатление от оперы было настолько ошеломляющим, что когда после „Победы над Солнцем“ начали вызывать автора, главный администратор Фокин, воспользовавшись всеобщей суматохой, заявил публике из ложи: - Его увезли в сумасшедший дом!».

Второй раз оперу ставили в 1920 году в Витебске, третий - в 1983 году в Лос-Анджелесе и так далее - где-то раз в 5 лет. В честь 100-летия премьеры постановки в 2013 году оперу ставили в Русском музее и в Театре Стаса Намина.
Декорации и костюмы для первой постановки делал Казимир Малевич. «Чёрный квадрат» появлялся в 1-ом действии, 5-й сцене: он заменял солнечный круг.
Оперу можно считать курьезом, но для Малевича «Черный квадрат» стал большим, чем декорация к спектаклю. Художник считал, что квадрат положил начало супрематизму. Автор неизменно комментировал свою работу: «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913».
Тот «Черный квадрат», что хранится в «Третьяковке», был написана в 1915 году, в числе целого цикла других супрематических картин. По мнению исследователя А. С. Шатских, картина была закончена Малевичем 8 июня 1915 года. Супрематические работы были написаны Малевичем для итоговой футуристической выставки «0,10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года в «Художественном бюро Н. Е. Добычиной». Тридцать девять супрематических картин занимали отдельный зал выставки. Среди них, на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат». Три основные супрематические формы - квадрат, круг и крест, были эталонными, стимулируя дальнейшее усложнение супрематической системы, рождая новые супрематические формы. «Чёрный круг» и «Чёрный крест» были созданы одновременно с «Чёрным квадратом». Малевич встал на позицию полного разрыва с предметностью, подкреплённую декларированием чёрного квадрата как «первого шага чистого творчества в целом». Он выдвинул лозунг, провозглашающий квадрат «нулём форм»: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству».
Первоначальным названием «Чёрного квадрата», под которым он значился в каталоге, было «Четырёхугольник». Не имея строго прямых углов, с точки зрения чистой геометрии он действительно являлся четырёхугольником, это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Впоследствии Малевич, с различной целью, выполнил несколько авторских повторений «Чёрного квадрата». Сейчас известны уже четыре варианта «Чёрного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом. Все авторские повторения картины хранятся в России, в государственных собраниях: две работы в Третьяковской галерее, одна в Русском музее и одна в Эрмитаже.
***
Каземир Малевич родился в 1879 году в Киеве. Он поляк, но некоторые считают его украинцем, хотя родной язык его был польский. Отец работал управляющим на сахарном заводе.
По-видимому, Казимир с детства хотел быть художником, так как в 1895 году посещал Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко. Потом семья переехала в Курск. Здесь Казимир работал чертёжником в Управлении Московско-Курской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. Здесь же он организовал свой первый художественный кружок: Малевич обладая явными организаторскими талантами. Также он женился и завел детей. Затем Малевич перебрался в Москву. Он дважды, в 1905 и 1906 году пытался поступить в Московское училище живописи, но его почему-то не приняли. Однако он самостоятельно с 1906 до 1910 года посещал занятия в студии Ф. И. Рерберга. В 1907 году Малевич уже принимал участие в XIV выставке Московского товарищества художников. Там он познакомился с М. Ф. Ларионовым и вошел в «Бубновый валет». Далее выставлялся на их выставках, а в 1917 году сам стал председателем «Бубнового валета».
После революции Малевич занимал не одну начальственную должность.
В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. В 1918 году Малевич избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса. Тогда же он переезжает в Петроград. Между делом создаёт декорации и костюмы к спектаклю В. Э. Мейерхольда по пьесе В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Далее участвовал в заседании комиссии по организации Музея художественной культуры (МХК).
В ноябре 1919 года художник переехал в Витебск, где начал руководить мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца», которую возглавлял Марк Шагал. С 1924 по 1926 год он был директором Ленинградского государственного института художественной культуры.
В жизни Малевича было многое: три жены, выставки в разных странах, должность народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА (1929 год), должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее, несколько месяцев в тюрьме по обвинению в том, что он «германский шпион» (осень 1930).
Но самым главным для себя он считал «Черный квадрат». В 1935 году Малевич заболел раком предстательной железы. По-видимому, он знал, что умрет, и тщательно разработал сценарий своих похорон.

«Квадрат» стал главным элементом похорон Малевича в 1935 году. Был сделан супрематический саркофаг, с изображением чёрного квадрата и круга. От изображения чёрного креста художники, расписывавшие гроб - Николай Суетин и Константин Рождественский - отказались: «Мы его расписали, нанесли квадрат и круг, а крест не стали делать, потому что это звучало бы на похоронах слишком определённо, как религиозный символ. Малевич хотел быть похороненным в гробу особого образца, он упоминал о «северном кресте», о «жесте распахнутых рук, с которым надо принимать смерть, распластавшись на земле и открываясь небу так, чтобы фигура приняла форму креста». Но столяр, изготавливавший гроб по особому заказу, отказался его выполнять ввиду технических трудностей. Тело Малевича было покрыто белым холстом с нашитым на нём чёрным квадратом. На крышке гроба со стороны головы был нарисован «Чёрный квадрат».

Во время похоронной процессии, шедшей по Невскому проспекту от Морской улицы до Московского вокзала, супрематический саркофаг был установлен на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте. На вагоне поезда, перевозившего гроб Малевича в Москву, был нарисован чёрный квадрат, на белом фоне, с подписью - К. С. Малевич. Супрематический гроб был отправлен поездом в Москву. На гражданской панихиде в Донском монастыре в Москве «Чёрный квадрат» был укреплён на трибуне, среди цветов.
К.С. Малевича кремировали. Малевич в акте кремации умерших видел воплощение одного из принципов супрематизма - экономии, но прежде всего - « космическое зрелище», подтверждение идеи беспредметности. Его прах захоронили в поле, рядом с деревней Немчиновка (там был дом второй жены, где он любил отдыхать). В поле над могилой художника, согласно «супрематической обрядности», был поставлен супрематический белый деревянный куб с изображением чёрного квадрата.

Вскоре могила была уничтожена. В настоящее время на месте захоронения художника выстроен жилой комплекс.
***
Удивительное время, удивительные люди! Как в 1913 году они предчувствовали гибель своего мира и рождение нового!
«Черный квадрат» имеет бесчисленное количество толкований - выбирайте любое. Этим он и хорош.

***
Как известно, свою знаменитую картину "Черный квадрат" художник Казимир Малевич писал почти двадцать лет. !!! Работа шла трудно - ведь пульверизаторов тогда еще не было... Натурщицы отказывались позировать для "Черного квадрата". Согласилась только одна толстая негритянка. Возможно, из-за этого критики обвинил художника в очернительстве, говорил, что "супрематизм - это живопись толстых"...

Но в результате картина получилась очень красивая и, что особенно важно, очень дорогая! Теперь имя Малевича (Казимир) не знает разве что самый необразованный грудной ребенок, а дети постарше в школах пишут сочинения по "Черному квадрату"...

Многие мошенники пытались подделать картину, но ничего у них не вышло. Никому так и не удалось повторить Мастера, воспроизвести его индивидуальный стиль, подделать только одному ему присущую технику! Из под их кисти выходят какие-то жалкие шести- и восьмигранники, неуклюжие трапеции или, в лучшем случае, параллелепипеды, но никак не квадраты! Любой эксперт, знающий толк в геометрии и умеющий пользоваться транспортиром, без труда отличит подлинник от подделки.

Картина выполнена в темных, мрачных тонах. Художник изобразил на ней лес, солнце, избушку... Жаль, конечно, что потом он это все закрасил... "Зачем он это сделал? Ведь и деревья, и домик, и даже дымок из трубы были так красиво и, главное, так похоже нарисованы!" - теряются в догадках маститые искусствоведы.

Можно предположить, что художник просто-напросто так видит. А может, он решил взглянуть на мир глазами слепого... Да Бог его знает!

Однако, не правы те, кто упрекает Казимира в отрицании реалистических живописных традиций. Художник как раз исповедует сугубо реалистический подход: его квадрат именно такой, каких много встречается в нашей повседневной жизни - самый обычный квадрат, каких на Руси миллионы. Без прикрас, без вычурности и лоска, он великолепен в своей изысканной простоте... Как ловко, подметил художник идеально-бесхитростное равенство всех четырех сторон, с какой почти математической точностью отобразил незамысловатую прямизну и девяностоградусность углов!

Малевич не забыл и о том, что черный цвет лучше всех своих собратьев по спектру поглощает тепловое и прочие излучения. Вот почему даже лютой зимой, в плохо отапливаемом выставочном зале, зрители отогреваются сердцем, глядя на эту картину.

А теперь попробуем мысленно провести диагональ из одного угла "Квадрата" в другой и разрезать изображение по этой линии. Что получится? Мы будем иметь два абсолютно одинаковых "Черных треугольника", и нас арестуют прямо в музее за порчу бесценного произведения искусства!

Это еще раз докажет нам всем, насколько ценно произведение, созданное гениальным живописцем!

(с) Красная Бурда
***
Безусловно, интересно, а умел ли Малевич рисовать?




автопортрет
















Действительно, «Черный квадрат» ему удавался лучше.



В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Критика и критиканство

Previous post Next post
Up