Окончание. Начало
http://uborshizzza.livejournal.com/3531356.html http://uborshizzza.livejournal.com/3531523.html Аналогичные процессы шли в сельском хозяйстве.
После Второй мировой войны многие из крупных юнкерских поместий ГДР были экспроприированы и стали государственными предприятиями. В период между 1952 и 1960 фактически все мелкие крестьянские хозяйства в ГДР были объединены в крупные кооперативы. К середине 1980-х годов средняя площадь хозяйств, производящих земледельческую продукцию, составляла 4570 га. К концу существования ГДР росло осознание того, что разделение хозяйств на земледельческие кооперативы и развивавшиеся на индустриальной основе животноводческие предприятия вызвало негативные экологические и экономические последствия. Целесообразным стало разукрупнение больших восточногерманских кооперативов на значительно меньшие по размеру индивидуальные или коллективные хозяйства. После объединения нашелся хотя бы один претендент на каждый земельный участок, заявлявший о своих правах на собственность. Обилие исков необходимо было каким-то образом упорядочить, и в середине 1991 правительство в Бонне решило, что их податели не обязательно должны вступить обратно во владение прежней собственностью, но могут получить компенсацию.
Вместе с тем, если в 1991 земельные участки сельскохозяйственных предприятий имели площадь в среднем 285 га, то к 1997 эта величина уменьшилась до 178,1. Число лиц, постоянно занятых в сельском хозяйстве на территории бывшей ГДР, снизилось на 74% за 4 года, прошедших после объединения.
Создание вместо планово-распределительной экономики рыночной стало почти неразрешимой задачей для многих восточных немцев, в том числе и управленческого аппарата, в силу незнания западногерманских законов и предписаний. Между тем к восточногерманским ведомствам предъявлялись те же правовые требования, что и к западногерманским, без каких-либо ограничений. Форсированное навязывание усложненного западногерманского права, по утверждению бывшего канцлера ФРГ Г. Шмидта, "многократно усиливало ощущение восточных немцев, что они подчинены чужому непонятному и непостижимому господству".
Общеизвестный германский правовой педантизм вкупе с бюрократизмом, непомерная масса указов, административных предписаний, по признанию Г. Коля, "грозили задушить экономику и общество", влекли за собой "фатальные последствия, особенно на Востоке, где большинство людей впервые в жизни сталкивалось с бесчисленными распоряжениями, которым нужно было следовать".
Необходимы были активные действия. Социальные выплаты, создание новых рабочих мест в перспективных отраслях, переподготовка безработных, предоставление досрочной пенсии и другие социальные меры правительства требовали огромных средств. Был введен особый налог солидарности (7,5%). За время правления Г. Коля (1990-1998) государственные расходы в пользу восточных земель достигли астрономической суммы - 1,4 трлн. марок. В результате рос дефицит бюджета и государственный долг.
Масштабы социального рыночного государства, построенного в Германии, стали к середине 90-х гг. непосильными для германской экономики. Германия стала страной с самым дорогим трудом в мире. Это не только высокие зарплаты, но и социальные выплаты, включая взносы предпринимателей (в три раза выше, чем в США) на медицинское страхование работников и т. д. Дорогой труд и высокие налоги на предприятия привели к оттоку отечественного капитала из страны.
Сокращение социальных расходов и снижение налогов на предприятия стали главными направлениями политики Г. Коля в середине 90-х гг. В 1996 г. был пересмотрен Закон о содействии труду - были уменьшены пособия для безработных, выплаты для повышения квалификации и переобучения, пособия на случай болезни и др. Снижены налоги на предприятия в целях поощрения инвестиций и создания новых рабочих мест.
Несмотря на увеличение темпов экономического роста, безработица продолжала расти. К 1998 г. в Германии было уже более 4 млн безработных - около 11,5% от трудоспособного населения - самый высокий показатель за послевоенный период. Правительство Шредера продолжило политику Коля по снижению налогов на предприятия (до 35%), чтобы оживить инвестиции и обеспечить рост занятости. Шредер выдвинул новую формулу обновления модели «социального рыночного хозяйства»: «Важно не сколько государство тратит, а качество социальных услуг». В соответствии с этим была начата пенсионная реформа, суть которой не абсолютное увеличение пенсий, а рост прежде всего пособий для лиц с низкими доходами. На снижение социальной защищенности правительство Шредера не пошло, но обязалось сдерживать рост зарплаты и социальных отчислений.
Крайне остро перед объединенной Германией встала и проблема жилья. Закон о собственности, принятый после объединения Германии, фактически дал право бывшим собственникам требовать возвращения пятой части всех квартир ГДР. Чрезвычайно остро проблемы собственности стояли и в жилищном секторе. Квартиросъемщики, платившие в течение 40 лет фиксированную плату муниципальным властям за проживание, теперь столкнулись с новыми претендентами на их жилье из западных земель. Все сданное в аренду жилье (то есть половина из 7 млн. квартир в ГДР, которые принадлежали коммунам и кооперативам) дотировалось ранее исключительно за счет государственных средств. Вопросами же финансирования жилищного строительства в бывшей ГДР ведал Государственный банк, который стал дочерним банком Попечительского ведомства под названием Немецкий кредитный банк. Несмотря на государственные кредиты, накопившиеся проценты по старым долгам и другие расходы поставили этот банк на грань банкротства. Чтобы спасти положение, была резко поднята квартирная плата за жилье, которая к концу 1991 г. увеличилась в бывшей ГДР в 4 раза. Нехватка жилья росла и за счет непрекращающегося потока эмигрантов в ФРГ, число которых только в 1992 г. достигло три четверти миллиона человек, - больше, чем в остальных странах Европы, вместе взятых.
Итак, восточные немцы 25 лет живут по новым правилам. Их сбережения в одночасье уменьшились в 2 раза, кто-то лишился своего жилья, многие лишились работы и статуса. Все стали намного больше платить за жилье, семьи с детьми столкнулись с проблемой детских садов, нужно было учиться покупать медицинскую страховку, учить новые законы, платить налоги.
Хотелось бы отметить, что у восточных немцев было мало возможностей поучаствовать в привитизации собственной промышленности. Нет тех правил игры, к которым они привыкли, нет тех предприятий, на которых они работали.
Из строителей коммунизма они превратились не в гордых пруссаков - бывших гегемонов Германии, а в жалких нахлебников и лентяев «осси».
Нравится ли им это?
Давайте посмотрим на рождаемость.
По коэффициенту рождаемости - всего 7,9 новорождённых на 1000 жителей в год - Германия относится к странам с самой низкой рождаемостью. Помимо того, что количество новорождённых столь мало, средний возраст впервые родивших молодых женщин составляет около 30 лет
Рождаемость в немецких семьях упала за 2000-2010 годы на 10,1% и составила 644463 новорождённых (в 2000 году: 717223), в семьях иностранцев рождаемость упала на треть за аналогичный период и составила 33438 новорождённых против 49776 в 2000-м году. Общая рождаемость сократилась на 11,6%.
Итог не заставил себя ждать. За период с 2007 по 2010 годы общее население (граждане Германии + иностранцы) сократилось на 466235 человек или на 0,57% и составило 81 751 602 человека.
Таким образом, исключив из общего населения Германии за 2010 год (81,7 млн. человек) число проживающих в ФРГ иностранцев, а также граждан ФРГ, родившихся за пределами Германии и переехавших позднее в страну на ПМЖ, мы получим всего лишь 59,3 млн. человек. Эта цифра как раз и отражает непосредственно немецкое население, полученное путём естественного воспроизводства. На конец 2014 года, население Германии составляло 79 925 008 человек. За 2014 год население Германии уменьшилось приблизительно на 166 591 человек. Учитывая, что население Германии в начале года оценивалось в 80 091 599 человек, годовой прирост составил -0.21 %.
Вот основные демографические показатели Германии за 2014 год:
• Родившихся: 664 760 человек
• Умерших: 874 600 человек
• Естественный прирост населения: -209 840 человек
• Миграционный прирост населения: 43 249 человек
• Мужчин: 39 195 776 человек (по оценке на 31 декабря 2014 года)
• Женщин: 40 729 232 человек (по оценке на 31 декабря 2014 года)
В 2015 году численность населения Германии уменьшится на -166 244 человек и в конце года будет составлять 79 758 764 человек. Естественный прирост населения будет отрицательным и составит 209 404 человек. За весь год родится примерно 663 378 детей и умрёт 872 781 человек. Если уровень внешней миграции останется на уровне прошлого года, то в следствии миграционных причин численность населения изменится на 43 160 человек. То есть, суммарное количество людей, въезжающих в страну с целью долгосрочного пребывания (иммигрантов) будет больше количества людей, покидающих страну (эмигрантов).
При этом, нельзя сказать, чтобы правительство ничего не делало. На каждого ребенка, пока он растет, государство выделяет в среднем 150 тысяч евро. Сумма пособия, которое по закону можно получать на каждого ребенка до 18 лет (а в ряде случаев и старше 18-ти), увеличивается. Родители получают тем больше налоговых послаблений, чем больше у них детей. Основной задачей немецкие политики считают устранение противоречий между работой и семьей.
В 2007 году были введены родительские пособия для ухода за ребенком (Elterngeld). После рождения ребенка молодым родителям предоставляется 14 свободных месяцев. Они сами могут решать, сколько времени каждый из них будет сидеть с малышом (минимум два максимум 12 месяцев). Изначально им выплачивалось 67 процентов от размера последней зарплаты за вычетом всех налогов, что составляло минимум 300 максимум 1800 евро. В 2010 году, однако, правительство приняло масштабную программу по экономии средств, в итоге размер пособия был снижен до 65 процентов от зарплаты, а получатели социального пособия по безработице Hartz-IV вообще лишились своих "родительских денег" в размере 300 евро.
Но результаты пока не очень.
В ГДР ребенка на женщину: 1989 - 1,5, 1995 - 0,75, 2005 - 1,3
В ФРГ ребенка на женщину: 1990 - 1,45, 1995 - 1,3, 1997 - 1,45, 2005 - 1,3
В принципе, несложно подсчитать, сколько миллионов восточных немцев убило это "освобождение". Рождаемость в ГДР составляла в абсолютных цифрах 230-240 тысяч человек в год, ее снижение за 20 лет «уничтожило» около 2 миллионов детей - которые бы родились, если бы ГДР продолжала существовать.
Мы видим, какой шок переживали восточные немцы в 1995 году - все, прямо, как у нас, хотя они получали огромные субсидии и все такое.
Я не думаю, что и восточные и западные немцы выпутались из того, что с ними случилось в 20 веке. Через 100 лет их, возможно, вовсе не останется.
Так что не будем никому завидовать, а будем заниматься своими делами. Мы не можем позволить России исчезнуть.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)