Как известно, Путин вчера спускался на батискафе на дно моря в районе Балаклавской бухты к месту нахождения затонувшей византийской галеры, которую случайно обнаружили в конце мая этого года ростовские дайверы.
Я была на экскурсии в Балаклавской бухте. Она - длинная, но узкая. У бухты две части - глубоководная, сообщающаяся с открытой частью моря, и мелководная, практически застойная часть. Здесь базировалась 14-я дивизия подводных лодок Черноморского Флота СССР и 5-я Отдельная бригада сторожевых кораблей ПВ КГБ СССР. С 1957 по 1993 годы в Балаклавской бухте располагался один из наиболее секретных объектов черноморского флота («объект № 825 ГТС»), завод и база, построенные в 1957-1961 годах в горе Таврос для ремонта подводных лодок и хранилище торпед с ядерными боевыми частями. Ныне это музейный комплекс «Балаклава».
Казалось бы, эти места кишели подлодками - неужели за 36 лет никто так и не углядел затонувшей галеры?
Правда, Путин спускался на глубину в 82 метра, а самое глубокое место в бухте - 35 м, так что это было явно не в самой бухте.
Но все равно, если это рядом с Балаклавской бухтой, то и эти места должны быть хорошо обследованы.
Тем более, странно, что галера имеет длину в 125 метров и отлично сохранилась.
Надо же, какие у нас невнимательные люди: огромной галеры не заметили - как же они могли обеспечить безопасность секретного объекта? Им же кто угодно мог мину подложить, шпиона отправить и т.д. Хорошо, что обошлось.
Но вернемся к галере.
На сайте телерадиокомпании "Звезда" есть ролик об этой находке
http://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201505261159-cbp7.htm Огромный античный корабль обнаружен на дне Черного моря в Крыму возле Севастополя. Ученые уже назвали находку уникальной - корабль длиной до 125 метров с сотнями амфор на борту покоится на глубине 82 метра.
Вот что писали ранее по этому поводу:
https://slon.ru/posts/52037«То, что нашли на днях участники клуба глубоководных исследований «Ростов-дайв» вблизи Севастополя, обещает стать едва ли не самым крупным археологическим открытием за последние столетия. Как утверждается, на глубине 82 метра были обнаружены останки поистине гигантского (125 метров в длину) античного корабля, до отказа набитого амфорами из-под масла и вина, многие из которых - целые. Руководство клуба «Ростов-дайв» обратилось за помощью к Министерству обороны РФ и Русскому географическому обществу с целью организовать совместную экспедицию, планируется, что она стартует уже 10 июня и продолжится несколько лет.
В первоначальных сообщениях о находке корабль назывался античным, хотя потом было сказано, что речь, по всей видимости, идет о византийском корабле - если следовать общепринятой историографии, эпоха Византии пересекается с античными временами лишь на какую-то сотню лет. На основании чего были сделаны выводы о возрасте находки, не уточняется.
…судна таких размеров в античные, а позже и в византийские времена не строились, ведь с точки зрения прочности предельная длина судна с деревянным корпусом не может превышать порядка 90 метров. Иначе его просто сломает на волне. Да и эта длина скорее теоретическая, на практике же вряд ли какой-либо древний флот располагал кораблем длиннее 70 метров.
Едва ли не самыми крупными известными кораблями, построенными на рубеже нашей эры, были так называемые «корабли озера Неми», инициатива строительства которых приписывается императору Калигуле. Длина одного из них с тараном достигала 71,3 метра, второго (без тарана) 65 метров, ширина кораблей составляла около 20 метров, а осадка - два метра. Однако корабли эти были, по сути, плавающими дворцами: с позолотой, мозаичными полами, мраморными колоннами и живыми деревьями - по всей очевидности, пределов озера они никогда не покидали и вряд ли бы выдержали морскую волну. Неплохо сохранившиеся корабли были подняты со дна озера при Бенито Муссолини, но уже в 1944 году они были уничтожены во время итальянской кампании союзников.
Другой известный крупный древний корабль, который в СМИ окрестили«античным “Титаником”», был обнаружен в 1990 году у греческого острова Андикитира. Торговое судно затонуло в период 60-70 годов до н. э. на пути из Малой Азии в Рим; по оценкам ученых, его длина составляла около 50 метров.
Правда, до нашего времени дошли сведения и о нескольких полумифических кораблях, которые по своим размерам могли сравниться и даже превзойти севастопольскую находку. Так, например, античные историки писали о «Сиракузянке» - торговом судне длиной 110 метров, построенном при участии Архимеда в правление в Сиракузах Гиерона II. Трюмы судна, на строительство которого пошло такое количество материала, которого хватило бы на 60 галер, вме¬щали якобы полторы тысячи тонн зерна, пятьсот тонн шерсти, десять тысяч бочек рыбы, и при необходимости «Сиракузянка» могла быть переоборудована в боевой корабль. Впрочем, как и большинство торговых судов того времени.
Плутарх, в свою очередь, упоминает, что в правление в Египте Птолемея IV Филопатора (III век до н. э.) на воду была спущена так называемая тессараконтера (то есть «сорокакратный корабль») длиной 128 метров, с экипажем из четырехсот человек обслуживающей команды и четырех тысяч гребцов (также бралось на борт около трех тысяч пехотинцев), но, по признанию самого историка, построено судно было лишь в демонстрационных целях и вряд ли, как говорят сейчас, прошло бы ходовые испытания.
Но даже если предположить, что в древности по прихоти отдельных тиранов строились корабли столь гигантских масштабов, сложно представить ситуацию, когда такое судно, загрузив вином и маслом, отправляли бы на край света, а Крым тогда именно таким краем и являлся. Тем более, судя по нерешительности, с которой исследователи пока определяют исторический период, к которому принадлежит найденный российскими дайверами объект, речь может идти о первых веках нашей эры, когда флот Римской, а затем и Византийской империи переживал определенный упадок в силу практически полного отсутствия врагов на море. Это в большей степени касалось, конечно, боевых кораблей.
Возрождение византийского флота началось только в VI веке в правление Юстиниана Великого, когда война с варварами, в первую очередь с вандалами, потребовала постройки новых кораблей. В частности, дромонов, которые по внешнему виду сложно перепутать с кораблями Древней Греции и Римской империи. Хотя и помимо дромонов в Византии использовалось множество других кораблей - фортиды, хеладионы и прочие, сведений о которых практически не сохранилось.
Однако самые крупные из тех византийских кораблей, которые были обнаружены исследователями в районе порта Йеникапы в Стамбуле, имели в длину не более 30 метров, а ведь речь идет о находке, сделанной в самом центре исчезнувшей империи. При этом найденные корабли относились к различным эпохам: от V до XI века.
…Смущает заявление о том, что корпус судна полностью уцелел, иначе можно было бы допустить, что его обломки просто разбросаны на большом расстоянии. Так, например, остатки «Титаника» из-под Андикитиры были разбросаны на протяжении нескольких километров.
О принадлежности найденного судна (судов) пока тоже можно только догадываться. На опубликованном видео четко видны высокие ручки амфор и конусовидное горло. Похожие амфоры встречались как на территории самой Греции, так и в Ольвии (город-полис, находившийся к югу от современного Николаева), Тире (на месте современного города Белгород-Днестровский) и других греческих колониях Причерноморья. Датируются эти находки приблизительно III-IV веками, что ориентировочно соответствует оценкам древности обнаруженного судна (судов). Традиционно Херсонес-Таврический, располагавшийся на берегах севастопольской бухты Карантинная, экспортировал в метрополию вино, соленую рыбу, рыбный соус и прочее. Ввозилось же в город оружие, керамика, оливковое масло. Так что, возможно, дальнейшее обследование найденных останков позволит определить не только их принадлежность, но и маршрут, по которому они следовали, прежде чем пошли ко дну».
Правда, Путин сообщил, что галера имеет меньшие размеры: «Трудно рассмотреть всё судно целиком. Даже те части, которые находятся на поверхности дна, покрыты 40-сантиметровым слоем ила. Предположительно, это судно длиной 27-30 м, шириной от 13 до 15 м. Вокруг объекта очень много амфор», - рассказал президент специально приглашенным на встречу журналистам».
Вообще, до этой галеры на морском дне в наших водах было найдено за все время наблюдений только три античных или византийских судов.
Просто удивительно, что эту галеру нашли тогда, когда уже было известно, куда в августе отправится президент. И с размером что-то вначале напутали, но теперь уже уточнили, и он стал меньше в 4 раза. Но все равно неплохо.
Если история с галерой вызывает у меня сомнения: уж очень кстати ее нашли, и вспоминается история с той античной амфорой, которую Путин «нашел» в Таманском заливе 13 августа 2011 года, то сам отпуск в Крыму президента России является, безусловно, вызовом всем, кто не признает присоединение Крыма к России.
С этой точки зрения отпуск президента - это послание, означающее, что Крым наш.
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/000hssa2)
В верхнее тематическое оглавление
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/000hr98e)
Тематическое оглавление (Политика)