Кудрин в «Коммерсанте» пишет:
«Зависимость нашей экономики от нефти давно стала общим местом. Но меры по снижению этой зависимости всегда были предметом дискуссии. Ее результатом стало введение накануне кризиса 2008-2009 годов "бюджетного правила": доходы бюджета, полученные от превышения "цены отсечения" $50 за баррель, тратить нельзя. Иначе это привело бы к излишнему укреплению рубля, который рухнул бы при снижении нефтяных цен, и раздуло бы расходы, которые потом трудно сокращать. Но во время кризиса эти ограничения были отменены, и к 2012 году бюджет стал тратить все при цене $111. Возвращение к облегченному "бюджетному правилу" уже не позволило покрыть реализовавшиеся риски, тогда как при сохранении рубежа в $50 резервов должно было бы хватить на несколько лет жизни при цене $30-40, меньшей волатильности курса и отсутствии необходимости резко сокращать бюджет.
Альтернативный подход предлагал не сберегать, а тратить - на развитие производств и технологий, субсидирование новых предприятий. Отчасти это и происходило: деньги поступали в экономику и через нефтегазовый сектор, и через бюджет. Но значительная часть расходов шла на неэффективные проекты, поддержание госкорпораций, имиджевые события вроде форума АТЭС и Олимпийских игр, на увеличение социальной помощи. Видимо, с таким искушением сталкивается любое государство при сочетании роста доходов и усиления ручного управления. Эта стратегия, победившая в 2011-2013 годах, привела к уменьшению роста ВВП и накоплению структурных проблем…
Думаю, нас ожидает период волатильности цен в три--четыре года - до установления нового баланса. Созданные резервы имеют в этих условиях стратегическое значение. Для их сохранения нужно планировать расходы, ориентируясь на цену $50 и дефицит не более 1%, а переход к этому нужно осуществить в ближайшие три года.
Однако без структурных мер в бюджетной политике простое фронтальное сокращение расходов будет мешать росту. С 2008 года социальные расходы всей бюджетной системы, включая государственные внебюджетные фонды (без учета зарплат), выросли на 5% ВВП, и половина этого роста была профинансирована за счет сокращения инвестиций и закупок оборудования. Три статьи федерального бюджета - оборона, безопасность и социальная политика - с 2011 по 2015 год выросли с 54% до 61,5%. На все остальные федеральные задачи сейчас остается 38,5%. В ближайшее время еще 5% бюджета уйдет на обслуживание растущего в условиях дефицита долга. Если не трогать эти три статьи, экономического роста не будет…
Для роста бизнесу нужны позитивные решения. Вероятно, даже план необходимых реформ взбодрил бы рынок: все хотят видеть перспективу и будут оценивать рациональность предлагаемого. Пока такой ясности и готовности к реформам в действиях правительства нет. Усиление контрольных и правоохранительных функций пугает рынок, особенно когда они реализуются избирательно. Проверки по линии деофшоризации, контроль над ценами и валютными операциями - все это усиливает давление на бизнес. Особенно отметим "антисанкции": при глубокой девальвации внутреннее производство автоматически получило преимущество, а это решение лишь взвинтило цены, снизило жизненный уровень, усилило рост кредитных ставок и парализовало многие бизнесы. Вместо импортозамещения мы получили шоковую терапию.
Главный вызов для правительства сегодня - это проведение структурных реформ: бюджетной, судебной, правоохранительной, реформы госкомпаний, ряда других. Только они снизят зависимость от нефти и обеспечат выход на устойчивый рост.
Подробнее:
http://www.kommersant.ru/doc/2800885».
То, есть он-то делал все правильно: не тратил все, что бюджет получал с цен за нефть выше 50 долл. Но потом все испортили: деньги стали тратить на ненужные вещи: на проведение форума АТЭС и Олимпийские игр, на увеличение социальной помощи, хотя, если их тратить вообще, в чем Кудрин, видимо, не уверен, то нужно было их тратить на инвестиции в производство.
Какое производство? Конкретно?
Самые ненужные траты, это, конечно, социальные. А кто будет потреблять товары, которые вдруг произведет наш бизнес? Или они на заграницу надеются?
Трогать оффшоры не нужно - это нервирует бизнес, когда он выводит деньги из страны. Действительно, зачем нам нервный бизнес? Главное, что он вообще есть. А как этому бизнесу давать бюджетные инвестиции, если он их все равно выведет в оффшоры с нервами, или без них?
В очередной раз предлагаются реформы бюджетной, судебной, правоохранительной, реформы госкомпаний. Как будто их не проводили! Я уже не знаю, чего только не делали с той же бюджетной сферой. Нет, все мало, а то там еще что-то шевелится.
Нафиг нам это здравоохранение, образование, пенсия? Убрать - и все.
С такими предложениями мы далеко не уедем.
Что меня угнетает, так это полное отсутствие каких-то новых решений, предложений, людей. Ходим по кругу, в центре которого воронка, и с кажлым разом круги становятся все уже.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Политика)