Специально сходила в кино и посмотрела «Страшные сказки». Оригинальное название этого фильма было «Сказка сказок» - зря переименовали. Автор (режиссер и сценарист этого фильма Маттео Гарроне) не для того переписывал сказки Джамбаттисты Базиле (предшественника Братьев Гримм и Шарля Перро, у которого, если честно, они многое слямзили), чтобы кто-то потом менял название фильма. Книга Базиле называлется "Сказка сказок или забава для малых ребят" (1634-1636) и представляет собой что-то вроде "Декамерона".
В фильме три истории, показанные вперемешку. Они происходят в королевствах Долины Тумана, Диких Гор, Высокого Утеса.
Кино очень-очень яркое, красивое: замки, принцы, королевы, придворные, шуты, карлики, акробаты в соответствующих сказочных костюмах, чудовища, горы, лес, море - ничего не упущено.
Изюминка фильма в том, что снимали в настоящих замках, в других красивых местах.
На этом фото совмещены Кастель-дель-Монте - замок на юге Италии, в Апулии и Рокка Калашио в регионе Абруццо
Это Кастель-дель-Монте (в фильме - королевство Диких Гор)
Это Рокка Калашио(в фильме - королевство Одинокого Утеса)
Замок Доннафугата, около Рагузы (Сицилия)(в фильме - королевство Долины Тумана)
Это место называется Кастильоне-ди-Сицилия(в фильме - королевство Долины Тумана - здесь жило чудище)
Это - Савона (в фильме - место в королевстве Диких Гор)
Королева Долины Туманов - мрачная и суровая властительница (Сельма Хаек) - никак не может забеременеть. Это сводит ее с ума, а добродушный муж-король ничем помочь не может и чувствует себя виноватым. Его играет тот актер, что играл «мистера Целлулоида» в фильме «Чикаго» - он типаж на роль лохов.
Тут появляется колдун и сообщает рецепт:
нужно убить морское чудовище, затем его сердце должна сварить в одиночестве девственница, а королева должна съесть вареное сердце, и в тот же день она родит. А ценой за новую жизнь будет чья-то смерть. Королева согласна умереть - лишь бы родить. Но речь шла не о ней.
Откуда же взять чудище? А оно живет в заливчике рядом с замком. Видимо, раньше никому не мешало. А на кухне есть одна девственница - остался пустяк: добыть сердце животного. Король надевает древний водолазный костюм и самолично спускается под воду.
Чудище было милое - что-то вроде белой гигантской саламандры. Оно мирно спало, когда король пронзил его копьем. Но чудище сдохло не сразу, а успело хвостом зацепить короля и нанести ему смертельный удар.
Их обоих вытащили на берег, пришла злыдня-королева и даже не взглянула на труп мужа, а схватила уже вырезанное сердце чудовища и поспешила в замок.
Сердце варила девственница и в процессе варки забеременела. Королева съела сердце и тоже забеременела.
Родили обе через сутки по совершенно одинаковому ребенку. Поэтому и надо было варить сердце в одиночестве, а иначе все поварихи бы разродились двойниками.
Прошло 16 лет. Королева правит твердою рукой, все ее боятся, но с сыном, Элиасом, она очень мила и не может прожить без него ни минуты. А мальчик тянется к своему двойнику - сыну кухарки. Их связь очень сильна, они - одно начало в двух оболочках. Братья любят залезть под воду и долго ходить там, где обитало породившее их чудовище. Им и дышать при этом не надо. Играют принца и его двойника близнецы.
Королева ревнует, ненавидит кухаркиного сына, запрещает принцу с ним видеться, и, наконец, высылает его из королевства. На прощание он показывает брату родник и объясняет, что по его воде принц может узнать, все ли с братом хорошо: если вода помутнеет, то плохо, а если ручеек иссякнет, то, значит, он умер. С тех принц чуть не все дни проводит у родника. И вот однажды он видит, что вода покраснела от крови - он немедленно все бросает и куда-то скачет на лошади: видимо, сердце подсказывает ему маршрут.
Узнав, что сын ускакал искать брата, королева приходит в отчаяние: сын не должен иметь привязанностей, кроме нее. Тут опять появляется колдун и обещает вернуть сына, но королеве придется заплатить очень большую цену. Он вообще все время говорит о необходимости соблюдать равновесие: за жизнь - смерть и т.д. В прошлый раз ценой была жизнь мужа. Королева опять согласна.
Тем временем принц отыскал брата - тот провалился в какую-то страшную пещеру, сломал ногу. Пока принц искал к ней подходы, туда нагрянуло ужасное чудовище. По-моему, его изображает увеличенное насекомое. Чудище вот-вот должно было сожрать кухаркиного сына, как принц все-таки прорвался к нему и принял бой на себя. Ему удалось убить страшилище кинжалом и спасти брата.
Далее они расстались: у брата тут уже образовалась новая семья - женщина появилась, а принц вернулся ко двору.
А вот его мать пропала. Нам показывают, как тело чудовища растаяло, а вместо него показался труп королевы.
Это она так ненавидела сводного брата своего сына, что готова была разорвать его на части, и это она не смогла напасть на своего сына - поэтому он так легко и победил.
Проблеме отцов и детей посвящена и история про королевство Диких Гор. Тамошний король - вдовец. Он вроде бы не злой, но с придурью: не занимается ни делами, ни дочерью, которая просит выдать ее замуж, а играет в бирюльки. В частности, приручил и выдрессировал…блоху. Милей родного брата она ему была и выросла размером с теленка, но сдохла.
Об увлечении короля никто не знал. Он снял с мертвого друга шкуру и объявил конкурс, где нужно было угадать, чья это шкура. А призом должна была стать рука принцессы Виолетты . Она же просилась замуж - вот, пожалуйста, король решил совместить приятное с полезным: развлечься и дочь пристроить.
Представьте себе, приперся орк-людоед, живущий в местных горах и сразу угадал, что шкура - от блохи. Пришлось отдать ему дочь - королевское слово дороже всего. И принцесса - веселая, здоровая девушка, обожающая рыцарские романы, вынуждена была исполнять волю отца.
И вот орк притащил принцессу в пещеру, находящуюся высоко в горах над самой пропастью.
Ей приходится есть человечину, спать с этим чудовищем, но однажды, когда муж ушел на охоту, она вдруг увидела на другой стороне пропасти женщину и просит ей помочь. Та обещает привести сыновей. И привела!
Это была семья циркачей: канатоходец перетащил принцессу на другую сторону, но, к сожалению, орк их догнал и всех убил. А как же принцесса? Ее он не убил, а простил и собрался нести обратно в их уютную пещерку, как она отрубила ему голову.
С отрубленной головой орка принцесса вернулась домой. Король там совсем разболелся от угрызений совести и рад был отдать корону дочери-победительнице.
Как мы видим, дети лучше и умнее своих родителей. Это внушает надежду. Родители предаются своим страстям и поддаются слабостям, а дети поступают так, как должно.
Еще одна история страсти произошла в королевстве Одинокого Утеса. Тамошний король был жуткий развратник.
Двор его погряз в оргиях.
Однажды он вдруг слышит, как кто-то поет нежным голосом. Король (Венсан Кассель) бросается на чудный звук, но видит лишь, как какая-то неясная фигура входит в дверь бедного домика. Король начинает слать туда подарки, но в доме живет не красавица, а две уродливые старухи-красильщицы. Может, они в молодости и были красавицами, но не сейчас. Мало того, что они все морщинистые - В их кожу навеки въелись краски, в которые красят шерсть. Играют их, конечно. не старухи. Это такой сложный грим.
Одна из сестер, Имма, - поглупее, а вторая, Дора - жадная и хитрая. Ей не хочется расставаться с королевскими подарками, она динамит короля, сколько может, скрываясь за дверью и говоря оттуда своим нежным голосом, но потом ей приходится согласиться на свидание. Хитрая Дора просит провести его в полной темноте: она так стыдлива! Но утром король все же разглядел, с кем он провел ночь. Он велел выбросить бабку из окна, а замок его стоял на обрыве. Старуха бы разбилась насмерть, но зацепилась за дерево. Тут ее нашла ведьма, которая вернула Доре молодость, и та проснулась девушкой. Да еще какой красавицей!
Король ее увидел и женился.
Дора пригласила на свадьбу сестру: прислала красивое платье, приглашение, но просила ее никому не рассказывать, что они - сестры. Но Имма не могла удержаться и все шамкала: «Королева - моя сестра». Конечно, все думали, что она - сумасшедшая.
Очень хорошо сыграла Ширли Хендерсон (1965 года рождения): у ее Иммы такие детские глаза и выражение лица, какие иногда бывают у самых древних стариков. (Хендерсон еще играла в Гарри Поттере 13-ти летнюю школьницу Плаксу Миртл. На момент съемок ей было почти 40 лет).
Дора обещала, что обеспечит Имме хорошую жизнь, то та хотела другого - стать такой же молодой и красивой, как сестра. Она приставала к ней с просьбой раскрыть секрет, а Дора и сама не знала, но с досады сказала: «Кожу с меня содрали, ясно?».
Тогда Имма от нее отстала, и пошла искать того, кто снимет с нее кожу. Нашла одного точильщика ножей, и он за те жемчуга, что она отодрала с присланного сестрой платья, согласился применить к ней свое искусство. Увы, кожу ей ободрали, но моложе она не стала, и, вероятно, истекла кровью.
В последней сцене фильма все оставшиеся в живых герои встретились: они прибыли на коронацию Виолетты. Приехал новый король Долины Туманов Элиас, король и королева Одинокого Утеса. И вдруг красавица-королева Дора видит, что ее руки вновь сморщиваются. В последних кадрах фильма она убегает из дворца. Она опять старуха, но теперь у нее и сестры уже нет.
В общем, страсти губят людей. Если чего-то сильно хотеть, то можно добиться своего, но ненадолго и заплатить за это ужасную плату.
На коронации Виолетты над гостями балансирует канатоходец. Такие выступления были атрибутами средневековых праздников. Но в данном случае, это напоминание о единственном бескорыстном человеке, а вернее, семье канатоходца, во всем фильме.
Одновременно это послание зрителям:"И хорошие люди тоже есть" - хочет сказать режиссер. Мир балансирует между плохим и хорошим
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)