В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Довольно-таки неожиданно для меня в списке тем, обсуждаемых в блогах, появился фильм «Эффект бабочки» (США 2004 год. Режиссеры: Эрик Бресс, Дж. Мэки Грубер. В ролях: Э. Катчер, Э. Сарт). Не знаю, почему этот фильм всплыл в темах именно сейчас, но я его смотрела в 2004 году. Тот факт, что я его до сих пор помню, говорит о том, что он произвел на меня впечатление. С удивлением обнаружила, что про этот фильм написали в Википедии, в энциклопедии кино. Странно, ведь фильм не является шедевром режиссуры, актеры в нем тоже не показали ничего сверхъестественного, спецэффектов, практически, нет, наверное, дело в сценарии. Чем-то эта история цепляет.
Молодой человек Эван начинает страдать какими-то странными приступами, в результате которых он вспоминает свое прошлое, более того, он может его менять. Вот этот момент, наверное, всем и понравился: ведь нам часто думается, что если бы было можно изменить некоторые свои поступки в прошлом, то жизнь бы наладилась. Действительно, как-то не справедливо, что в пространстве мы можем двигаться в обоих направлениях, а во времени только в одном. Наверное, это чувство знакомо каждому. На эту тему есть много произведений. Одни авторы проводят ту мысль, что жизнь человека предопределена, и поэтому, что ни пытайся сделать, а получится то же самое. Другие дают некоторую надежду: можно найти один момент, от которого пошли все негативные явления в нашей жизни, и если изменить только его, то произойдут изменении в лучшую сторону во всех областях жизни. Мне всегда казалось, что уж если допустить возможность изменений в прошлом, то почему бы уже и не поменять многое? Но так, конечно, будет трудно выстроить интригу, поэтому таких вариантов я не встречала. А может быть, даже предположение о таких возможностях кажется слишком наглым.
Обнаружив, что он может менять прошлое, главный герой столкнулся со следующей проблемой. В его детстве была одна девочка, Кейли, которую он любил, но ее судьба сложилась очень несчастливо. Ее отец оказался извращенцем, он заставлял дочь, сына и их друга Эвана сниматься в детском порно. В результате Келли и ее брат пошли по кривой дорожке. Кроме того, у Эвана был еще друг, смешной увалень, который погиб в результате неудачных детских игр со взрывчатыми веществами. Выяснилось, что после взрыва мать увезла находившегося в шоке от случившегося Эвана в другой город, где он все благополучно забыл. Вспомнив и осознав свою вину в случившемся (он принимал участие в порносценах с Кейли, и друг погиб не без его вины), Эван пытается изменить прошлое. Раз за разом он изменяет какой-то один элемент в той давней истории, но становится только хуже. Если в первой реальности его девушка была, кажется, просто продавщицей, т.е. занимала слишком низкое положение на социальной лестнице, то потом стала проституткой и т.д. Ее брат превратился в бандита, толстый друг упорно погибал или становился инвалидом. Более того, самому Эвану становилось все хуже: его били, он попадал в тюрьму и несколько раз бывал близок к смерти. Следы от его путешествий наслаивались друг на друга, теперь он начинает понимать некоторые странные моменты в своей жизни: это были результаты его перемещений, он пытался оставить знаки, чтобы поступить в следующий момент правильно. После каждого путешествия Эвану становилось хуже и физически, если бы он их продолжил, то умер бы или сошел сума, как его отец (способность к путешествиям во времени была у них наследственной). И вот у него осталось только одно путешествие. И он понял, как все изменить. Для этого надо отказаться от мысли помочь своим друзьям, увидеть их счастливыми, любить Кейли. Надо просто сделать так, чтобы они никогда не встречались, потому что все зло в их жизни пошло от того, что они встретились. Дело в том, что родители Кейли развелись, и она могла выбирать с кем жить. Мать планировала увести их в другой город, но Кейли этого не хотела и выбрала отца, потому что она недавно познакомилась с Эваном и не хотела с ним расставаться. И вот опять детская площадка (им тогда было лет по шесть), Кейли подходит в Эвану и хочет с ним заговорить, а он ей резко и оскорбительно отвечает и уходит. Все. В новой реальности все счастливы, но не знакомы друг с другом и не познакомятся.
В жизни радость и горе часто перемешаны. За все приходится платить: за минуты счастья годами несчастий. Почему-то, обычно так: встречаются счастливчики, но редко. Вот и спрашиваешь себя: а согласились ли бы вы исключить из своей жизни эти минуты счастья ради того, чтобы избежать этих годов несчастья? На самом деле трудно ответить однозначно. А чтобы не страдал близкий человек? Вы бы пожертвовали тем, что, вообще, о нем узнали, как это сделал герой фильма? Конечно, в реальности нам не дано путешествовать во времени, но как-то изменить свою жизнь и жизнь близких людей можно. Иногда, можно принести им пользу полностью отказавшись от них. Но мне кажется, что это самонадеянно. Ведь у них тоже есть право решать, хотят ли они несчастной жизни с вами, или жить без вас. Авторов фильма этот вопрос не волнует, но все равно, фильм интересный.