Мне нравилось, как пишет Максим Кантор. Нравилось не из-за стиля - стиль его архаичен, а юмор тяжеловесен. Мне нравилось, что он высмеивает либеральные мифы, нравилось, что он это делает страстно, и я старалась не обращать внимания на то, что Кантор стал повторяться, а читать его стало скучно. Все его романы и сборники памфлетов выходили в огромных неформатных томах с его же иллюстрациями на обложке - Кантор ведь в большей степени считается художником, чем писателем.
Живопись его мне не была близка, хотя картины Кантора висят в Третьяковке, в Русском музее была его выставка, а уж за границей он выставляется постоянно. Но одной из сквозных тем Кантора-литератора является неприязнь к современным художникам: мол, они и рисовать-то не умеют, их репутацию нарочно создали жулики-критики и жулики-галерейщики. А почему он считает, что с его живописью дело обстоит по-другому?
М. Кантор «Трое нищих»
Кое-что меня покоробило в его первом, самом громком, романе «Учебник рисования». Главный герой его книги - художник, сын философа, вехи биографии которого напоминают самого автора. В романе у героя есть жена и любовница. На какое-то время он уходит к любовнице, но потом узнает, что она ему изменяла, и возвращается к жене. При этом любовница много сделала для его карьеры, да и изменяла, чтобы умаслить разных полезных начинающему художнику людей. Можно сказать, что она торговала собой ради его карьеры.
Но описана эта женщина с огромной неприязнью и как-то противно. А ведь она - реальное лицо.
Зачем так размазывать бывшую любовницу по стенке - ведь столько лет прошло?
Надо было мне еще тогда обратить на это внимание и больше его не читать.
Другой звоночек прозвучал в 2013 году, когда Кантор уехал за границу, где он и до этого жил годами, но почему-то обставил это так, что его гонят из России. Изгнание заключалось в том, что его, вроде бы, пытались лишить мастерской. Уж и вопль он тогда поднял: «Художника гонят! Художника обижают!». Несчастные чиновники извинялись и объяснялись, что никто его не гонит, никто мастерскую не отбирает, но надо бы за нее все-таки платить. Куда там - «Я не вернусь в Россию!». Уж прямо такой изгнанник…
Совсем же он вышел из рамок, когда Россия присоединила Крым. Это ужасно не понравилось бедному изгнаннику, и с тех пор он чуть не каждый день пишет то в ФБ, то в СМИ какую-нибудь гадость о России и ее народе.
Вот, например, кусочек из одного его интервью:
«Корр. - Максим, ваши посты в Facebook, особенно в последнее время, переполнены яростью и ненавистью по отношению к России и русским. Вот цитата из вашей публикации. Речь там идёт о русских. Правда, пишете вы с ошибками. "Милые, вы ничем не похожЫ на Европу, вы - не европейцы, вы с окраины. Вы - дикари, научитесь готовить сносную еду, а к культуре - после всей этой псевдо-философской чуши - вас надо подпускать осмотрительно, после медсаноконтроля". За что вы так не любите Россию? Ведь ваши взгляды по сути человеконенавистнические.
Максим Кантор - Ничего нет плохого или незаконного в презрении к какому-либо народу. Если я могу презирать личность, то могу презирать и народ. Я художник. Я так вижу. Мне плевать на население России, мне плевать на аборигенов Австралии. Ни те, ни другие не вызывают у меня пока уважения и любви. Не заслужили. Моё уважение надо заслужить. А оно дорогого стоит. Если же быть более конкретным, то я человек европейский - талантливый и успешный художник. Я всем сердцем впитал дух свободы и не могу уважать людей за чинопочитание и раболепие. Мне противны такие люди».
А за что же он так аборигенов Австралии? Это как-то нетолерантно.
А это из его ФБ:
«сочувствуют "простому" человеку "из народа" не потому, что необразованность, темнота, пьянство, дикость и природная вульгарность - вызывают чувство солидарности. Такого рода умиление - нелепо.
Сочувствуют "простому" человеку потому, что чувство превосходства - не украшает мыслящего субъекта. Никто из нас не имеет право на чувство превосходства. Сочувствуют потому, что сочувствие - это упражнение для твоей собственной нравственной системы. А вовсе не потому что дикость и мат, запущенная биография и вульгарность - как-то притягательны. Совсем наоборот. Сочувствуют вопреки этому несимпатичному набору свойств.
Сочувствуют всякому живому - потому что во всяком живом есть искра Божия. и потому, что надо учиться сострадать, от этого становишься лучше сам. Это нравственная гигиена.---
Все это верно ровно до той минуты, пока "простой" вульгарный человек не приходит в самодовольное состояние, оттого что ему сочувствуют. Простому вульгарному человеку мнится, что он выбран как точка отсчета общества. И он начинает гордиться своей вульгарностью.
Тогда "простой" вульгарный человек начинает сам востограться своими достоинствами, он умиляется сам себе, отого что он прост и вульгарен. В момент самолюбования - он и впрямь превращается в быдло.
Когда в этом торжествующем состоянии быдла он навязывает свою мораль быдла образованному классу - он делается отвратителен».
Люди из народа - темные, дикие, вульгарные. Сам Кантор - не из народа. Его папа был философ, в доме собрались философы и писатели. Так Кантор гордится знакомством с философом и писателем Зиновьевым.
Но тут есть тонкий момент: откуда взялся сам Зиновьев? Страшно сказать: он родился не в семье философа, а в русской деревне.
Или мама Кантора - Татьяна Сергевна Кантор - она ведь тоже, скорее всего, была из простых. Правда, она выучилась на биолога, занималась генетикой. В романе «Учебник рисования» мама главного героя описана, как простая русская женщина, всю жизнь посвятившая служению непростым мужу и его родным: она их и кормит, и убирает за ними, и спасает от врагов. Русская мама символизирует русский народ.
Но, как видите, Кантор все же не имеет почтения к русскому народу - не заслужил он его уважения. Исключения, знаете ли, только подтверждают правила.
Оказывается, русский народ очень-очень гадкий:
«страной правит ГБешник, и он самый любимый народом лидер, именно за то, что он ГБешник.
И всякий гражданин умиляется расторопностью ГБ.
И все граждане влюблены в ГБ.
Значит, так тому и быть.
Спорить с очевидным не надо.
Значит, страна в первую очередь существует для нужд и управления ГБ.
Людям нравится - ну, и славно.
Видимо, таков культурный генофонд.»
«важное отличие данной военной кампании, данного военного и государственного преступления перед гражданами России в том, что граждане России - в отличие от афганской, чехословацкой, венгерской колониальных войн, в отличие от империалистической Первой мировой, в отличие от бессмысленной японской и подлой финской - граждане России сегодня являются соучастниками авантюры и агрессии.. в Украинской войне участвуют все.
Это личный выбор народа - душить Украину. Это не с немого согласия. Это поддержано, это страстно желаемо. Украине мстят за то, чего хотели двадцать пять лет подряд сами - за желание войти в Европу.
Спрятаться и не знать - нельзя. Информации столько, что не знать - невозможно. Важно помнить и сопоставлять, - поскольку расчет властей на то, что война имеет свою внутреннюю логику - постарались разжечь ненависть племенную, разжигали - и разожгли. Сегодня всякий житель России знает про войну, но знает, что виноваты хохлы и хотя Россия напала на Украину, но это на самом деле Украина напала на Россию. И надо было добиться этого переворота в сознании. Добились».
«не так давно талантливый журналист (сделал много разного, не знаю всех дел) Владимир Яковлев написал статью, в которой предрек неприятные изменения российской жизни и посоветовал всем "у кого есть возможность, уехать из страны на два-три месяца" .
В ответ на это - элементарное, в сущности, - наблюдение, последовало много реплик. В целом, реплики обиженные. Общий тон таков: мол, мы живем в России и не жалуемся, хватит нас склонять к эмиграции, Родина в беде и мы ее не покинем, на Западе мы никому не нужны, а здесь наша Родина, хорошо тебе вещать из-за границы, ты живешь в Тель-Авиве и отвык от больших свершений больших столиц.
Все вышесказанное - было бы понятно и извинительно тридцать лет назад.
Помните: шла война с Афганистаном. неправая, авантюрная, уносящая жизни людей. И все врали. Не такое оглушительное вранье как в случае с Украиной, но тоже - вранье и разбой.
Но в брежневские времена - куда уехать? как уехать? куда деться от реальности, которая одна?
А сегодня - уехать можно.
Правда тут же резонный вопрос: а зачем?
И резонный (будто бы) ответ: мы там никому не нужны.
Это, граждане, и правда, и неправда.
Такие - не нужны.
Вообще, талантливые люди и хорошие работники - нужны везде. Их ищут в университетах, галереях, издательствах, научных институтах, даже - не поверите! - в монастырях.
Совсем иное дело, что 98% от пишущих здесь в фб патриотов - действительно никому не нужны; у них нет никакой специальности, они дети путинской эпохи воровства и холуйста, они птенцы гнезда усманова и абрамовичева… Не обратили внимание на фразу Яковлева.
Он лишь скромно сказал "если у вас есть возможность": то есть, - если вас не поймают за награбленное, если вы не кремлевский пропагандист, если умеете что-то делать помимо болтовни в журнальных коридорах. Это ведь очень скромно сказано.
И добавил добрый человек "главное, увозите детей". то есть, если не хотите, чтобы дети прожили бессмысленную, как ваша, жизнь - и не стали заложниками тараканища.
Уж чего проще! нет, обиделись.
Гражданам очень надо найти оправдание тому, почему они стадо».
«Происходит мерзость, а свалить не на кого.
Это необычно.
В судьбе русских людей всегда виноват кто-то сторонний.
Татары, немецкие цари, большевики, либералы - злое заемное, не присущее изначально.
Подцепили инфекцию и страдаем. А сами мы светлые, добрые сердцем. Если бы не большевики, так и горя бы не было;
Но нет больше ни большевиков, ни династии Ганноверов, ни татар с монголами, и даже либерализма тоже нет.
Некого винить.
И это заставляет задуматься о прошлых несчастьях».
Вот это место из одного фейсбучного поста открыло мне, наконец, чем же провинился русский народ:
«Глобализация - это великий и неизбежный план, а то, что осуществление его дается непросто, - лишь свидетельство косности обреченной планеты».
Глобализация - это светлое будущее человечества, а те, кто ей препятствуют, в данном случае, русский народ, - мерзавцы. Например, присоединение Крыма - это противодействие глобализации, и поэтому является преступлением. Глобализаторы сказали, что Крым должен принадлежать Украине - так тому и быть. А вот Косово должно не должно принадлежать Сербии - и ведь Сербия согласилась.
Из России нужно бежать, чтобы хотя бы спасти детей, а иначе они проживут такую же бессмысленную жизнь, как мы, потому что жизнь в России, разумеется, совершенно бессмысленна.
Кантор пишет об этом, как о само собой разумеющейся истине. А что делать, если русский народ не хочет такой глобализации, в которой его существование признается изначально бессмысленным и ненужным? Русский народ не нужен, но те, кто могут найти на Западе какую-то работу могут спастись в индивидуальном порядке, чтобы их дети выросли уже нерусскими и обрели смыл жизни.
Кантор - успешный художник, он нужен на Западе, поэтому он отсюда уехал, и его жизнь - не бессмысленна. А если бы остался, то была бы бессмысленна, как жизнь его папы и мамы.
Логично. Красиво.
Ну что же, пусть остается европейским художником, а вот русским писателем ему уже не быть, потому что он перестал им быть в тот момент, когда отделил себя от народа и начал приписывать народу все возможные грехи.
Черта с два кто-нибудь теперь станет читать его книги и все остальное, что он собирается писать.
Вот так, стоило человеку решиться навсегда расстаться с Россией, как все из него и полезло. Это не с Россией что-то произошло - это с Кантром что-то случилось. Он очень оперативно теперь поет в унисон с прогрессивной мировой общественностью. Молодец. Наверняка, это и для получения заказов полезно.
Но, дело, конечно, не в корысти - просто так совпало.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)