Война - войной, а антисоветчина появляется в ЖЖ по расписанию. Вот эта анонимка ходит по блогам.
“Советское детство принято считать счастливым. Как же всё было на самом деле я, человек, появившийся на свет в самом начале 60-х годов попытаюсь вам рассказать. Да, мы люди родившиеся в те годы в отличии от наших родителей не видели голода, но я считаю, что именно в то время Советский Союз начал превращаться из политической зоны в зону уголовную.
Начну с того, что родители были постоянно на работе (а не работать в СССР было просто нельзя, поскольку за это существовала статья), а дети были предоставлены сами себе. Но никто в этом ничего плохого не видел, родители пережившие военное время считали, что если дети накормлены, то значится они счастливы и ничего другого им не надо.
Таким образом «счастливые» дети большую часть времени проводили на улице, где они и постигали жизненные азы. Правда жизни была суровой - трудно поверить, но в дворовых компаниях существовала жесточайшая иерархия и собственные правила приличия. Если кто помнит фильм «Тимур и его команда», то там юный пионер Тимур и Ко боролись против хулиганов. Так вот, объясню: хулиганов действительно было очень много, но никаких благородных пионеров, борющихся с ними, не было и в помине.
Развлечений было немного и наиболее доступным для мальчишек была игра в футбол (или альчики) на загаженных пустырях, а девчонки играли в «резинку» или «классики».
Когда появилась двойная мораль я не знаю, но в то время она уже существовала. В школе на уроках мы писали сочинения о том, что хотим стать космонавтами, ну или на крайний случай лётчиками. А на переменах развлекались, донимая слабых одноклассников.
Почти в каждом классе были свои изгои. Труднее всего приходилось тем, кто рос в благополучных семьях и не был закалён ни семейными склоками, ни жестокими правилами улицы. Таких презрительно называли «менточками» и им предстояло проучиться в таких условиях десять лет и пройти девять кругов ада. Учителя всё прекрасно видели, но старательно этого не замечали, искренне считая, что дети должны сами выяснять между собой отношения.
Каждый уважающий себя нормальный пацан должен был курить, уметь смачно плевать ну и, конечно же, владеть ненормативной лексикой. Знание блатной терминологии также приветствовалось. Но главное - надо было уметь драться. Парадоксально, но доказывание своей правоты (или неправоты) на кулаках считалось делом весьма обычным и даже единственно правильным. Ни учителя, ни родители не видели в этом ничего плохого, и пока по телевизору говорили о новой социалистической общности народа, вся огромная страна распалась на мелкие полууголовные подростковые группировки. Каждый город неформально делился на районы, которые не имели ничего общего с административным делением.
Некоторые «районы» между собой дружили, некоторые яростно враждовали. Прогулки не в своём районе в одиночку было делом весьма опасным, поэтому даже «правильные пацаны» старались гулять в компании. С большой вероятностью если ты шёл один к тебе подходила группа сверстников и первые два вопроса, которые они задавали были: «Ты с какого района?» и «Кого знаешь?». Если ты смог назвать несколько авторитетных пацанов, то можно было избежать драки, а если нет, то у тебя требовали деньги. В случае отказа следовал неизменный вопрос: «А если найду?».
Лет с двенадцати-тринадцати мы коротали время в подъездах или подворотнях, человек по десять-пятнадцать. Культурный отдых с 14-15 лет заключался в походах на танцы (дискотек тогда ещё не было), которые неизменно заканчивались драками, чаще всего толпа на толпу.
В Москве и Ленинграде, который уже тогда сильно отличались от других городов, обстановка была несколько лучше, но это имело негативные последствия для юношей при службе в армии. Незакалённые жители обеих столиц первый год в вооружённых силах чувствовали себя как младенцы в джунглях. Тогда же появилась такая шутка: «Ленинградцы, москвичи - п***сы, стукачи».
Россияне, к которым отношусь и я, привыкли ориентироваться на авторитетов, неважно какие они - формальные или неформальные. И, наверное, мы ещё долго будем жить «по понятиям», потому что все мы родом из быдла”.
Что здесь смешно? Автор уверен, что дети должны сидеть дома, гулять только за ручку с родителями, ни в коем случае не драться, а иначе - это быдло.
Дети британской элиты, как известно, учатся в закрытых школах с пансионом, и все эти иерархии, жесткие выяснения отношений там присутствуют. На самом деле, сообщество элитариев мало отличается от сообщества уголовников, а вместе они мало отличаются от обезьяньей стаи.
Что касается детства, то, по моему мнению, чем меньше там присутствуют родители, тем лучше. Накормили, одели, обогрели, когда надо, защитили-похвалили-объяснили, что к чему - и хватит. Нормальное развитие ребенка происходит только в детской среде.
Советское детство запомнилось чувством безопасности. Родители не боялись оставлять нас во дворе, разрешали вместе с друзьями совершать какие-то более дальние походы, и мы считали город своим.
Игр у нас было множество, этот идиот из цитируемого отрывка просто их не знает. Не раз уже и я, и другие писали об этом - сколько можно?
Очень много для детей делала школа, внешкольные детские учреждения. Многие из нас занимались во всевозможных кружках в Домах пионеров, в ДКШ, да даже при ЖЭКах кружки были. Многие занимались спортом, ходили в музыкальные школы. Кое-кто занимался в художественной школе, но таких детей было меньше, чем обладателей пианино.
Отличие от сегодняшнего дня было то, что эти занятия дети выбирали сами, часто под влиянием сверстников. Другим направлением было то, что тренеры сами ходили по школам и отбирали способных ребят. В музыкальную или художественную школу часто направляли учителя пения и рисования. Они видели, что ученик имеет способности - вызывали его родителей, советовали отдать, допустим, в музыкальную школу.
И нечего говорить, что все кружки были бесплатными.
Кроме того, в школе была бурная общественная жизнь: без конца требовалось делать то одно, то другое - всякие там праздники, конкурсы.
Наконец, львиную долю времени занимала сама учеба.
Еще многие из нас читали книги, все смотрели фильмы по телевизору и почти все раз в неделю ходили в кино.
У среднего школьника буквально не было ни минуты свободного времени для того, чтобы он занимался какими-то безобразиями.
Мы даже не представляли, что существуют наркотики! А по телевизору не пели "Мурку".
Но были, конечно, и исключения. Существовали дети из семей уголовников, которые тусовались со своими. Школы старались от таких детей избавиться и отправить их в спецшколу для трудных подростков. Если же в дурную компанию попадал обычный подросток, то за него шла борьба. Работники детских комнат в милиции не бездействовали, а вели с заблудшими детьми работу: беседовали с ребенком, с его родителями, советовали сменить школу, район проживания, определяли в те же кружки и в спорт, чтобы отвлечь полезным делом от глупостей, летом отправляли в специальные лагеря, где с мальчишками занимались военные.
В общем, хрень пишет товарищ.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)