режиссер Паоло Соррентино,
в главных ролях:
• Майкл Кейн
• Харви Кейтель
• Рэйчел Вайс
• Пол Дано
• Джейн Фонда
С удовольствием посмотрела фильм «Молодость». Он очень красивый и успокаивающий. Снят в Швейцарии, среди альпийских лугов и пиков гор. Весь фильм звучит приятная классическая музыка, прекрасные голоса.
Я долго не хотела смотреть этот фильм, потому что он о стариках. Сейчас принято кино снимать о стариках в том плане, что они еще о-го-го и с удовольствием занимаются сексом, или же показывают пожилых людей в маразме, в страданиях.
Слава богу, фильм не про это.
Главные герои очень богатые и знаменитые проводят лето в первоклассном санатории. Чисто, вежливый персонал, гостей развлекают певцы, артисты.
Что еще надо? В санатории отдыхают не только старики, но есть и молодые люди, и дети, но их мало.
Внимание зрителя сосредоточено на старом дирижере. Он уже 10 лет не выступает и находится в легкой депрессии по случаю болезни своей жены - Мелани то ли парализована, то ли с ней еще что-то, но она безвылазно находится в лечебном учреждении, и муж боится к ней прийти. Когда-то Фред Баллинджер написал цикл пьес под названием «Простые мелодии». Они стали его самым знаменитым произведением. Но он писал их для жены и поклялся, что пока он жив, никто не будет их петь. А его атакуют посланники от самой английской королевы. Оказывается, «Простые мелодии» очень любит принц Филипп, и хочет, чтобы на его юбилее знаменитая певица Суми Йо исполнила их, а Баллинджер дирижировал оркестром.
А Фред не хочет - он уже все сказал, что мог, и собирается дожить свои дни спокойно. К тому же ему немного обидно, что из всего его творчества помнят именно это: он же написал тьму симфоний, и оперу…
Большую часть фильма мы смотрим на мир как бы глазами Фреда, а вернее, слышим мир так, как он его слышит. Для него мир звучит, и случайные звуки складываются в мелодии. Фреду кажется, что он может дирижировать звуками этого мира: он шуршит оберткой от конфеты в такт с только ему слышной музыкой, дирижирует звуками колокольчиков на шеях коров.
Но мирную жизнь Фреда разрушают его дочь и его друг.
Друг - знаменитый режиссер Мик Бойл. Когда-то они вместе учились в школе. Мик тоже отдыхает в санатории, но он ведет активный образ жизни и занимается тем, что снимает свой последний фильм-завещание. При нем команда сценаристов, и они пишут сценарий последнего шедевра мастера.
В перерывах между обсуждениями сценария, Мик встречается с Фредом, и они обмениваются новостями из своей стариковской жизни: кто как с утра пописал. О, это большая проблема! Еще они вспоминают о девочке, в которую были влюблены в школе, о Гильде. Фреда очень интересует, спал ли Мик с Гильдой, а Мик говорит, что не помнит этого. Старики выясняют, что они забыли своих родителей и свое детство.
Фред меланхолично говорит, что очень старался, чтобы его дочь запомнила какие-то его добрые поступки, совершенные в ее детстве, а ведь и она их забудет. Так стоило ли стараться?
А дочь уже и сейчас ничего хорошего о папе вспомнить не может. Ее внезапно бросил муж, и всю агрессию она изливает на отца. Он, оказывается, изменял жене, и не только с женщинами, он жил только своей музыкой, он не занимался дочерью, он боготворил вместо семьи Стравинского, с которым дружил. Все детство она только и слышала: «Тише, папа работает». Да кто он такой? До Стравинского ему далеко.
Что делать Фреду? Помалкивать. Между прочим, бывший муж его дочери - это сын Мика. Мик возмущается поведением сына, но ничего сделать не может.
Главную ставку в будущем фильме Мик делает на старую актрису Бренду. Бренда - звезда, которую он сам когда-то открыл. Она снималась в нескольких его фильмах. Именно под нее написана главная роль, и под нее дали деньги на фильм. Мик ждет эту Бренду, как манну небесную. И вот она приезжает. Ее играет Джейн Фонда - более противное существо трудно представить. Фонде удалось создать образ отвратительной фурии, эгоистки и грубиянки. Она сообщает Фреду, что сниматься у него не будет, потому что ей предложили 3-хлений контракт в сериале, где она будет играть парализованную бабку-алкоголичку, но зато ей заплатят столько, что она решит все свои проблемы: купит дом, расплатится с долгами. «А как же искусство?»- робко спрашивает обалдевший Мик. Да он давно выдохся. Его три последних фильма - это полное дерьмо, а его фильм-завещание никому не нужен: жить нужно, а не завещания составлять.
После этого разговора Мик отпускает домой сценаристов, обещая все уладить. Сам же он идет к Фреду. Они немного беседуют о том, о сем, а потом Мик выходит на балкон и прыгает вниз. Фред так и застыл в своем кресле.
В следующей сцене с Фредом беседует главный врач. Он, кстати, тоже старик. Фред спрашивает его, не говорил ли покойный Мик о Гленде? Только о ней и говорил. А что у него с ней было? Да ничего: самое большое его достижение - они прошли рядом несколько метров, взявшись за руки. Но врач позвал Фреда, чтобы сообщить ему о результатах обследования, которое тот прошел в санатории: он абсолютно здоров. «Знаете, куда вы попадете, выйдя за дверь? В молодость!».
И Фред уходит. Он едет в Венецию и посещает, что бы вы думали? Могилу Стравинского. Но потом впервые за 10 лет идет к жене и говорит ей о том, что их совместная жизнь была - простая мелодия. Во время его монолога женщину показывают со спины, и только в конце видно ее лицо - на нем навечно застыла гримаса с полуоткрытым ртом.
К конце фильма показывают огромный концертный зал, полный народа. В ложу приходит королева и принц Филипп. Фред дирижирует оркестром, а певица божественно исполняет его «Простую мелодию». В один момент она открывает рот точно так же, как он был открыт у Мелани. Так вот, что та делает! Она поет «Простую мелодию».
Помимо главной истории в фильме есть забавные эпизоды. Так самая знаменитая персона в санатории - это Диего Марадона. Он жутко толстый. Еле ходит, а на спине у него татуировка Карла Маркса.
Актер, прославившийся ролью робота в своем первом фильме, готовится сыграть Гитлера и приходит в столовую в гриме диктатора.
Еще там есть монах-буддист, проводящий все дни в медитации. Люди поговаривают, что он может левитировать. Фред, проходя мимо монаха, говорит ему: «Меня не обманешь! Ты не умеешь летать». А монах умел! И когда никто не видел, поднимался в воздух.
Кроме того, Фред и Мик держали пари насчет одной немолодой пары, которая обедала напротив их столика в столовой: скажут они друг другу хоть слово, или нет? Фред ставил, что не скажут и всегда выигрывал. «Что же они за люди? Может, немые?», - гадали друзья. Но однажды в столовую вошла ослепительно красивая дочь Фреда, и все мужчины уставились на нее, включая мужа из семьи молчунов. Тут жена как отвесит ему пощечину! А потом Мик и Фред случайно стали свидетели буйного примирения чинной пары - они трахались в лесу, да так, что дым стоял коромыслом. Вот в чем был секрет их молчания: таким слова ни к чему. Так что без старческого секса, увы, все же не обошлось - це Европа.
Наконец, санаторий посетила мисс Вселенная, и она, на радость старикам, голая купалась в бассейне. Это снято с большим пиететом к настоящей красоте.
Есть в фильме и некоторые мысли, которые можно запомнить. Например, Фред говорит, что они с Миком - хорошие друзья, а хорошие друзья делятся друг с другом только хорошим.
Или Мик показывает молодой сценаристке горы в увеличительную трубу и говорит: "Видишь, как близко? Это для молодых, это будущее". А потом переворачивает трубу другим концом и спрашивает: "Видишь, как далеко? Это старость, это прошлое".
В общем, старости нет, а есть одна сплошная молодость. Только она разная.
Что же, таково сегодняшнее умонастроение в странах Первого мира - они могут себе его позволить.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)