Посмотрела фильм «Вторая и единственная» - про 2-ю мат. школу. Фильм подает историю так, что вот, была в 60-х годах такая уникальная школа, в которой учились гениальные дети, а учили их гениальные учителя.
В школе царил дух свободы. Главным считалось воспитать гармонично развитую личность, поэтому математику преподавали академики, а на вечера приходили Окуджава, Евтушенко и другие. Однажды дети освистали Роберта Рождественского, который, по их мнению, был бездарь и конъюнктурщик.
На уроках литературы изучали творчество Солженицына, а на уроках истории объясняли, что маленькая Финляндия никак не могла напасть на огромный СССР.
(Тоже мне диво. Сегодня и Солженицына проходят, и объясняют про агрессивную политику СССР, а счастья все нет. И с чего бы это?).
В школе был свой театр, выпускали свою газету, ходили по 3 раза в год в длительные походы.
Все было замечательно, но наступила реакция, уволили директора-либерала, вслед за ним уволились другие учителя-новаторы, и с 1972 года настоящей Второй школы больше не существует.
А ее ученики разъехались по свету. Учеба во Второй школе - их самое лучшее воспоминание, а ее разгон - самая большая боль.
Очень драматично подан разгон школы. Несколько учителей-злодеев, главными из которых были учительница химии Клавдия Андреевна Круковская, которую дети звали «Крука-сука» (якобы эти слова есть во общественных туалетах разных стран в знак мести) и учитель географии Аркадий Филиппович Макеев (он отсидел 17 лет по 58 статье, в 70-х годах был обвинен Солженицыным в том, что являлся стукачом, и покончил с собой) написали на школу донос. Школу начали проверять и разогнали.
Особое зверство советской власти заключалось в том, что выпускников школы из числа евреев не принимали на мехмат.
При приеме их загоняли в отдельные еврейские группы, где давали особые еврейские задачи. Это были олимпиадные задачи, которые невозможно было решить за отведенное на экзамен время. И хотя евреям-абитуриентам добрые люди заранее давали похожие задачи, хотя были особые люди, которые помогали им составлять апелляции - ничего не помогало.
А началось все это безобразие после того, как евреев начали выпускать в Израиль. Из Второй школы уехал их самый лучший преподаватель математики. Его дочь, сегодня живущая в США и занимающаяся продажей домов, а прежде учившаяся во второй школе, объяснила, что для папы математика была ремеслом, а делом жизни был сионизм.
Но косные советские власти не могли этого понять и принялись мешать евреям окончить мехмат МГУ.
Что же делать? Пришлось учиться где-то еще, а потом уезжать за границу. Там уж они все стали профессорами и сделали массу открытий.
Каждый год выпускники Второй школы собираются в Майами на «маевку», как они это называют, и танцуют под «Одессу-жемчужину у моря». Эту сцену можно видеть в фильме.
Некоторые уехавшие вернулись. Один стал священником, другой преподает математику. Еще один ученик подался на Алтай возрождать деревню, но не похоже, чтобы ему это удалось. Однако живет там с женой. К нему тоже приезжают бывшие одноклассники.
Довольно много рассказывают про учителя литературы Якобсона. Я с удивлением потом прочла, что он работал во Второй школе всего 3 года. Он был диссидент, кстати, дружил с предателем-географом, а потом эмигрировал в Израиль, где покончил с собой.
Вот ссылка на фильм (он в 2-х частях)
Click to view
Click to view
Прочитала немного о школе.
Школа была создана в 1956 году вблизи Университетского проспекта. Позже недалеко от нее построили универмаг «Москва». Как это ни удивительно, директором был назначен совсем молодой человек - Владимир Фёдорович Овчинников. Он и сегодня вновь возглавляет эту школу, с 2001 года. Школа никогда не закрывалась, сейчас она входит в тройку сильнейших школ Москвы.
Прием в школу был конкурсный, и только с 8-го класса.
Вот, например, один из классов: 8 «б», 1965/1966 учебный год. В классе 39 человек, из них 6 девочек и 2 близнецовые пары (или погодки?). Из них, судя по фамилиям, 20 евреев. К настоящему времени 12 человек живут в США и Израиле, 18 в России, причем двое уезжали, а потом вернулись. Об остальных нет сведений.
В этом классе учился сын диссидентов Юрия Даниэля и Ларисы Богораз (Даниэль тогда сидел). А один из учеников Клейман Юрий Гаврилович уезжал, а потом вернулся и стал священников, отцом Георгием, и служит в Иваново.
Занятия по математике и физике часто вели ведущие учёные - проф. Е. Б. Дынкин, член-корр. (затем - акад.) И. М. Гельфанд, профессор Ю. Л. Климонтович и другие. Предметы гуманитарного цикла преподавали А. А. Якобсон, В. И. Камянов, Г. Н. Фейн, Ф. А. Раскольников, З. А. Блюмина, И. С. Збарский, Г. А. Богуславский, Ю. Л. Гаврилов, Т. И. Олегина, Л. П. Вахурина и другие
Самым известным выпускником школы (1972 год) является, наверное, олигарх Петр Авен. Также многие знают депутата Мосгордумы Евгения Бунимовича, журналиста Леонида Радзиховского, писателя Николая Климонтовича, писателя Владимира Шарова.
В фильме Радзиховский говорит, что своей задачи Вторая школа не выполнила, так как из нее не вышел ни один Нобелевский лауреат. Но не слишком ли он многого требует?
Все эти особые школы для своих имеют амбицию быть Царскосельским лицеем. Но лицей существовал с 1811 по 1917 годы (или с с 1811 по 1843 - потом его переименовали), а вспоминают только первый его выпуск, где был Пушкин, Горчаков, Матюшкин, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. А из других выпусков можно вспомнить разве что Салтыкова-Щедрина. И сходство есть со Второй школой - тоже все свободомыслие кончилось после увольнения первого директора Малиновского.
Однако чудеса не повторяются. Да и если считать Пушкина, Горчакова и Матюшина безусловными победами Лицея, то в свете сегодняшних взглядов считать ли таковыми декабристов?
Но, помимо, масштаба личностей (хотя разве кто-то из выпускников Лицея разбогател так, как Авен?), выпускники лицея были патриотами России, а по меньшей степени треть выпускников Второй школы оказались патриотами совсем других стран. И в этом главная неудача Второй школы. Я не думаю, что если бы директора не уволили, и все бы осталось по-прежнему, они бы больше любили Россию. Так уехавший и вернувшийся священник рассказал, что только в США он понял, что болен русофобией и избавился от нее. Но такие люди - редкость.
Отчего-то спецшколы в СССР стали рассадниками именно диссидентов и людей, ненавидящих Россию по сию пору. Им там внушали, что они - особенные, а они это поняли так, что они - лучше других, и страна недостойна их совершенств.
В верхнее тематическое оглавление
Всякая всячина