Финское школьное счастье

Feb 24, 2016 22:31


«Нашей школе до финской - как от земли до неба!», - начинает свой пост блогер Николаева. Кстати, она сама не водит своих младших детей в школу, а учит их сама или с помощью приходящих учителей. Но, вероятно, это потому, что у нас школа не финская, а обычная.

А финская школа - это одно сплошное счастье. Уроков не задают, сидят на полу или на диванчиках (соответственно, не пишут и не читают, потому как вы попробуйте писать лежа, читать лежа: писать вовсе будет тяжело, а читать - бока отлежите, руки занемеют - неудобно). В теплую погоду сидят на травке у озера. Формы нет - ходи хоть в пижаме. Переодевать обувь не надо, но многие дети предпочитают бегать в носках (очень сомневаюсь, что в носках ходить по школе удобно).
До 7-го класса оценок не ставят. До 4-го класса ничего и устно не говорят об успехах-неуспехах. К доске не вызывают. Экзаменов нет, контрольные - на усмотрение учителя.

Осталось выяснить, откуда тогда узнали об офигенных успехах финских школьников? А они завоевали всем первые места в международных рейтингах. И как составляют эти рейтинги?

«В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни … здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности».
Правильно! Зачем география, когда есть извозчики?

«Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3-4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских - «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных.
Обучение - пятидневка, только в дневную смену. Пятница - «короткий день».
2. Чему учимся?
1-2 кл.:
изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует; музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.
3-6 кл.:
начинается изучение английского языка. В 4-м классе - еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины - предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах - игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.
В 5-м классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1-го по 6-й класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры - это любая спортивная игра 1-3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7-м классе.
7-9 кл.:
финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9-м классе - 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу»».

Ну и что тут особенного? Обычный набор предметов, только часов меньше и предметники позже подключаются. Кстати, обратите внимание: в школе есть религиозное образование для желающих, и никто не вопит по этому поводу. Вспомните, сколько копий было у нас, когда вводили нечто подобное.
Как такое образование может быть лучшим в мире?

Что там еще завидного?
«И даже столь любимых в наших Палестинах понтов и бантов там нет:
Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом:
«Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил..."

Всем писаться от зависти. 1-ое сентября с белыми бантами и цветами - это гадость, а вот прийти в школу в пижаме и носках - это то, что нужно. Это, видимо, и есть подготовка к настоящей жизни. И они потом так на работу ходят, на службу, на собственную свадьбу? Вот уж подготовили к взрослой жизни, так подготовили!

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е - по математике.Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странам

Ну что я могу сказать? Жулики в этой PISA, и больше ничего. Видимо, мировой олигархат взял курс на уничтожение образования среди масс, а Финляндия тут идет впереди - за это и поощряют.

Но на практике все обстоит немного по-другому. Вот выдержки из записок мамы второклассника. (Видимо, они недавно в Финляндии).
«Я всегда с большим вниманием слежу за событиями и отмечаю, как оно тут вообще делается. Особенно первый праздник по случаю окончания учебного года - такого я еще не видела :) Сначала отметили и поаплодировали тем, кто занимался общественной работой - был в совете школы, помогал организовывать спортивные игры на переменах, поддерживал экологию от лица школы - всем надо было встать и получить свою порцию аплодисментов. Дети так стеснялись :) Им было сложно встать и показаться всей школе... Потом - собственно праздник, дети пели песенки - половину я уже знаю наизусть и думаю, к концу учебы обоих детей буду знать наизусть все, с вариациями... Показали сценки, читали стихи своего сочинения.

Под конец стало совсем интересно. Детей - по одному от класса, наградили стипендиями. И не за успешную учебу и примерное поведение, как я бы предполагала - нет, стипендия называется "Хороший друг". Ее дали тем, кто со всеми дружелюбен, всем помогает и никого не обижает. Стипендиатов выбирали учителя. Рома слегка расстроился, что ему не дали, но дали очень хорошему мальчику и Роминому другу, я полностью одобряю выбор учителя.

После праздника в классе раздали табеля. Смешные - без единой оценки :) Зато подробно описано, что Рома на этот момент умеет, в том числе и такие моменты как "уважает свою и чужую работу". Потом наградили еще одну девочку "хорошего друга". Дети подарили учителю подарки. Так положено, на Рождество и новый год учителям дарят подарки :) Мы с другими родителями скнулись и подарок дарили аж всемером. Дети все подписали открытку и так и понесли - всемером :) И на этом официальная часть кончилась. Детей накормили мороженым, вот сидит радостный ученик:

В Роминой школе сейчас проводят три "недели хорошего поведения", в эта неделя к тому же "неделя добрых слов". Я как всегда с большим любопытством слежу, что же они на этот раз придумают, и что будут делать.

Родителям рассылают информационные письма пачками. Оказалось, что в это время учителя более внимательно следят за поведением школьников, и за тем, чтобы они не ругались плохими словами :) А администрация запланировала больше времени для проведения бесед с нарушителями :) Учитель прислал отчет за первую неделю, и казалось, что в нашем классе нарушителей, беседоваввших с адимнистрацией, было мало, а в соседнем классе-партнере нашего вообще не было. Я, впрочем, подозреваю, что наши - еще маленькие, и все мероприятие рассчитано на более старших...

На этой неделе - новое измерение хорошего поведения, хорошие слова. Нам снова прислали привет с рассказом, что на этой неделе детям дано задание хвалить, поддерживать и благодарить друзей. Рома пока ничего об этом не рассказывает, но посмотрим, что будет и что придумают дальше :) У них еще третья неделя не охвачена :)

Как и в том году, мы с Ромой пошли в школу и втроем обсудили с учителем, как у него дела. Но в этом году новшество - те, у кого проблем нет, приходят все скопом, в определенный промежуток времени, сами смотрят, что дети будут проходить, сами пишут, что бы хотели делать, только детали обсуждая с учителем, если надо. Мы попали именно в эту группу "беспроблемных".
Я как всегда приставала к учителю по поводу финского языка - как Рома справляется, да нет ли проблем. Учитель - редиска такая - на мой вопрос задумчиво ответил: "Да, Рома... Его финский... Все хорошо, только вслух читать надо тренироваться больше, вы дома слушайте его домашние здаания". Пока он тянул, я чуть не поседела - ну думаю, все плохо, не успевает, отстает! А все оказалось не так страшно. По математике Рома жаловался на скуку и просил задания посложнее, и ему было обещано. По остальным предметам ни у кого ни к кому вопросов и претензий не было.

Первая неделя школы у Ромы почти позади. За это время практически восстановилась рутина сбора по утрам, сбора потрфеля, и даже делания домашних заданий :) Благо задают им совсем мало, как и в первом классе.

Выдали учебники, тетради, и рабочие тетради. По математике, как и в прошлом году, гибрид учебника и рабочей тетради, и дополнительно просто тетрадь. По родному языку (финскому) - книга для чтения, в которой меня удивило, что дети читают не произведения классиков, а продолжают ту же тему, которая была в букваре - сказочная страна. Как и в букваре, так и в книге для чтения, фигурирует определенный набор персонажей живет в сказочной стране, и дети читают об их приключениях. Для письма целых две рабочих тетради, в одной изучается правописание, а в другой дети пишут что-то свое, более или менее осмысленное, и читают и понимают тексты. Такого в моем детстве совсем не было. Остальные предметы как предметы, без особых изменений.

У Ромы стандартная проблема с расписанием - православие проводится один раз в неделю для всех, и что там у кого в расписании, учителя не волнует. В прошлом году в Ромы в это время была физкультура, и мы хором сказали "ну и черт с ней, с физкультурой". В этом году на это место попала музыка. Мы были готовы сказать о ней ровно то же самое, но нельзя - тогда у Ромы получится на один час меньше обязательного минимума занятий. Поэтому Роме (!) предложили выбор - музыка с другим классом, рисование с третьим классом или математика с ним же. От постановки вопроса, что ребенок хочет, я до сих пор слегка обалдеваю :) Ребенок выбрал музыку, а если никак не встанет в расписание, то математику. Ждем, что получится.

Традиции тут другие :) Подарки учителям дарят на Рождество, а цветы - на конец учебного года, и праздник в конце, а нев начала. По-моему, логично :) Вчера совсем не было торжественной части - дети пришли, сели за парты, и учитель сказал: "Все, помашем родителям ручкой!"»
http://nata-for.livejournal.com/462228.html
Ну что, видно же, что и задания на дом задают уже во втором классе, и подарки учителям дарят, а что нет цветов 1 -го сентября, а есть в конце года - так это их дело.

По-моему, надзор за поведением там много круче нашего, и я не уверена, что это хорошо.

Детей учат в школах тысячелетиями. И ничего, по большому счету, не меняется. Составными частями образования являются: авторитет учителя, его умение изложить свой предмет и научить чему-то и усилия со стороны ученика понять, запомнить и применить полученный материал.
Как все это достигается? Хорошо, если ученик сам так любит какой-то предмет, что он готов заниматься им сам без понуканий и поощрений со стороны педагога. Но в школе требуется знать и учить много предметов, и без принуждения не обойтись. Дисциплина, зубрежка давали и дают хорошие результаты.
Все остальное от лукавого.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (За жизнь)

За жизнь

Previous post Next post
Up