Ходили вчера в «Геликон-оперу» на «Вампуку». И театр, и опера нам обоим известна со страшно подумать какого времени.
«Геликон-оперу» мы заценили еще в прошлом тысячелетии. Они ютились в части дома медика рядом с консерваторией, сцена была крохотная, зал маленький, сидели все очень плотно и буквально вперемешку с оркестром. Мы брали дешевые билеты, в партере первого ряда сбоку, и все время была опасность, что ударник промахнется и вместо барабана попадет мне по голове. Однако спектакли были интересны и свежи. Они брали двумя вещами:
- оперные артисты еще и превосходно играли (до сих пор помню Кармен),
- постановки были неожиданные, ироничные. Каждый раз они чем-то удивляли.
Когда театр на время ремонта переместился на Арбат, я туда почему-то не ходила. Теперь он вновь в своем здании. Решили сходить, благо билеты не дорогие - по 2 тысячи и меньше.
Театр начинается с "рамочки". Смотрите: билетеры одеты в цилиндры и крылатки. Это молодые веселые ребята.
Спуск вниз, в гардеробную. Гардеробщицы тоже молодые девчонки, работают очень быстро.
За лестницей - фонтан с завесой падающей воды и меняющейся подсветкой. Там народ селфится.
Кстати, зал все равно не очень большой, и видно и слышно отовсюду хорошо.
Хотелось посмотреть, как перекрыли двор, и что из этого получилось. Сделали они все очень интересно. Отданные им старые дома имели внутренний двор. Они его перекрыли, сделав из него большой зал, органично окаймленный домами:
Теперь про «Вампуку».
Когда-то я читала эту пьесу в сборнике «Театральная пародия». Вот что рассказывает о пьесе П. Гнедич:
«Вот о чём хочу сказать: о рождении в моей квартире пресловутой «Вампуки». Автор её - Михаил Николаевич Волконский. Я не раз с ним возмущался «условностями» сцены. Стремясь к отсутствию кривлянья и гримасничанья на сцене, мы всё время преследовали то жеманство, что пышным цветом расцветало даже на образцовых сценах и более всего в опере. Волконский много раз говорил мне: «Надо написать такой гротеск, чтобы раз навсегда было убито это манерничанье». «Вампука» написана им сразу, но подготовлялась к рождению много лет. Само происхождение имени героини таково. У нас бывала родственница жены, институтка, уже не первой молодости, наивничавшая иногда, искренне или не искренне - не в этом дело. Раз Волконский рассказывал, как чествовали в Смольном институте престарелого герцога Ольденбургского, и хор воспитанниц с цветами пел ему на известный мотив из «Роберта-Дьявола»: «Вам пук, вам пук, вам пук цветов подносим…» Она его спросила: «Разве есть такое имя - Вампук?» Сначала никто не понял. Но потом сообразили, что девица слила два слова в имя собственное. Волконский ответил ей: «Неужели вы не знаете: Вампук - это употребительное имя. И женское есть. Вампука. Очень звучные имена». Тут его осенило. Обращаясь ко мне, он прибавил: «Эврика! Имя для героини пародии найдено: оно будет Вампука».
Супер-пупер дурацкий сюжет, как во многих серьезных операх. Вампука - принцесса Африканская живет в саду на берегу озера. Ее находит некий папуас Меринос и сообщает о смерти ее отца. Вампука скорбит. Появляется прекрасный Лодырэ. Они поют дуэтом арию, состоящую из 2-х фраз: "Это ты, Лодырэ? - Это я - Лодырэ!".
Влюбленные собираются бежать, потому что Вампуку разыскивают эфиопы - их король Строфокамил решил взять ее в жены. Лодырэ и Вампука сидят на камне, синхронно дрыгают ногами и поют: "Бежим-спешим". Далее Вампуку пленяют, а Лодырэ хотят обезглавить, но тут появляется Меринос и снимает голый костюм - под ним оказывается фрак. Он поет: «Да европеец я и вас завоевал», Строфокамил отвечает: «Благодарю, не ожидал». После чего его казнят, а Вампука и Лодырэ женятся. Счастливые эфиопы забираются на пальмы.
«Голый костюм» нравился мне больше всего. Еще в наш обиход вошла ария: «Бежим, спешим/ спешим, бежим», которую распевали Вампука и Лодырэ.
Спектакль в «Геликоне» на музыку В.Г. Эренберга идет с 2010 года.
Его изюминкой является то, что все, происходящее на сцене, комментирует суфлерша. Она восхищается спектаклем, буквально влюблена в приму Люсю, которая поет Вампуку и ругательски ругает певца, исполняющего партию Строфокамила - это бывший муж Люси. Увы, его есть за что ругать: он явился на сцену смертельно пьяным. Но конфликт у суфлерши возникает с новым тенором, взятом на роль Лодырэ. Они ссорятся, и суфлерша бросает свою будку. А без нее никто не знает, что петь.
Люся, Лодырэ - все пышные, фактурные в очень смешных нарядах. На заднике нарисовано озеро и фламинго. На сцене полно бутафорских пальм.
К сожалению, в спектакле «Геликона» Меринос не стал снимать «голый костюм». Вот это мне не понравилось.
Тут объявили перерыв.
Погуляли по театру, поснимали.
Это то, что осталось от старого здания
Высококультурные тематические залы в фойе. Здесь даже проводят небольшую экскурсию и читают лекцию про историю "Геликона".
Еще одна шутка. «Мемориальный раскоп» с мемориальными камнями (собрали камни из разных знаковых мест).
В буфете там можно выпить кофе, что-то съесть, а буфетов там несколько. Цены на бутерброды - 350, но это - огромный бутерброд с ростбифом, кофе - 150 рублей. В общем, не так уж и накладно.
Очень хорошее впечатление произвели туалеты - много кабин и хорошее оформление подвального помещения.
Мне кажется, что эти постеры - с актерами "Геликона".
Вот это, точно, их певец. Смотрите, какой красавчик! Хоть в кино в роли Ромео снимай.
Интересно, как он поет? В "Вампуке" он занят не был.
Но что же будет во втором действии? Ведь все уже сыграли. А во втором действии ту же оперу поставили в современных традициях. На сцене - лучи прожекторов, все кислотное. Певцы и певицы поджарые и накаченные, показывают стриптиз, имитируют секс и прием кокса. Дирижер одет под панка. Но смотрится все более профессионально: текст все знают, никто не валяется пьяный.
Спектакль комментирует бывшая суфлерша, но теперь она - зритель, и пришла с внуком. Уж как ей это все не нравится! Как они смеют так обращаться с классикой! Она вспоминает Люсю: вот та в этой сцене была великолепна. Под конец неугомонная старуха прикатывает на сцену инвалидное кресло с бывшей примой, приходят другие бывшие солисты - две трупы братаются.
Смысл ясен: одни штампы сменили другие, но артисты все равно няшки, потому что любят оперу.
Спектакль доставляет большое удовольствие. Отличная сценография, костюмы и можно увидеть почти всех артистов «Геликона». Мы все время смеялись, и соседи тоже. Первое действие мне понравилось, но было предсказуемо, а вот второе действие удивило - никак не ожидала, что дирижер предстанет панком, и всего остального.
Вот за что люблю этот театр - они умеют удивлять.
Финальная сцена: слева Вампука и Лодырэ из 2-го действия, справа - из первого действия. За Вампукой из 2-го действия выглядывает суфлерша в белом парике. На фото видно, что это - молодая смеющаяся женщина, но вздорную старушку она изобразила достоверно.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)