Рецензия на фильм «Сумерки»

Nov 30, 2008 13:23


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Режиссер Кэтрин Хардвик в ролях Кристен Стюарт, Роберт Паттинсон, Билли Берки, Эшли Грин, Никки Рид, Кэм Джигандет, Майкл Уэлч, Джастин Чон сценарий Мелисса Розенберг композитор Картер Бервэлл страна США

Фильм снят по книге Стефани Майер «Сумерки». Ну что про него сказать? Триллер, как триллер. Скучноват немного. Главная героиня - хорошенькая, у главного героя нехорош нос, как у боксера, а глаза слишком накрашены, но, вообще внешность яркая и фигура накаченная. Этот фильм, как я понимаю, первый. Будет продолжение.

Сюжет простой, ориентированный на школьниц. Девушка влюбляется в одноклассника. Он вампир, но в хорошем смысле.
(- Ты знаешь, Фима-то педераст!
- Что?! Денег взял и не отдает?
- Да нет, в хорошем смысле.)

Его семья пьет не кровь людей, а только кровь животных, поэтому среди вампиров они считаются вегетарианцами. Он девушку охраняет, потому что она регулярно влипает в опасные для жизни ситуации, но делать ее вампиршей не хочет. А она хочет стать вампиршей. Это и есть основной конфликт. Кто кого больше любит? Она его, желая проститься с человеческой жизнью, или он ее, не желая подвергать ее ужасам своего существования? В фильме есть еще нормальные вампиры, которые очень хотят девушку съесть. С ними ведется беспощадная борьба.

Ну, в общем:
«Дельфин русалку Вампир девчонку полюбил
Какой-то странною любовью…»

В этом фильме для меня есть 2 интересных момента. Первый связан с тем, что там дается типично женский тип сексуального чувства. По тому, как это сделано, сразу ясно, что сценарист и режиссер - женщины (В отличии от «Секса в большом городе», где очевидно, что сочинили все мужчины традиционной для этих кругов нетрадиционной ориентации). Это очень хорошо умели делать в 19 веке - Джейн Остин, Шарлота Бронте, потом Маргарет Митчелл. Понимаете, девушка должна томиться. Она должна то подозревать, что он ее любит, то, что он ее презирает, то, что изображает, что равнодушен, а сам любит, то, что любит, но в глубине души, и надо раскрыть ему глаза. Он же должен быть чертовски красивым, но надменным и должен, то смотреть гордо, а то исподтишка бросать страстные взгляды. И эта стадия должна длиться примерно ¾ произведения, а то и больше, иначе будет неинтересно. Это как приготовление знаменитой Гурьевской каши, для которой надо очень долго томить в печи пенки, и только так получится воздушно и сладко, будет на языке таять. А то, что подают в ресторанах - это не Гурьевская каша, а просто переслащенная манная каша. Или вот так сразу, взять да и завалить нежное создание? Лишить ожиданий, сомнений, раздумий? Зверство какое! Увы, для Гурьевской каши нет у нас теперь русских печей, а хитроумные мужчинки, чтобы не терять времени навязали современным дурам свой тип сексуальности (это чтобы сразу в койку) путем бесчисленного количества фильмов и книг. Но все же узкий сектор для джейостиновских книг остался. Вот фильм «Сумерки» и сделан в этом жанре. Однако же, правильная пропорция не выдержана: стадия томления длилась примерно 1/6 фильма, отчего он несколько проиграл. Но тут использован еще один вариант томления, который можно скорее назвать просто «динамо». Девушка знает, что он ее любит. Но спать он с ней не может или не хочет в силу загадочных причин. Эта ситуация всегда двусмысленна, и здесь она обоснована тем, что юноша - вампир, и хочет с ней не спать, а выпить ее кровь, но понимает, что это делать нельзя. Такой, знаете, меч кладется между ней и собой. Но обычно надолго не хватает. Надо что-то придумать, как, например, было в «Необыкновенном чуде».

Итак, вампиризмом. С самого начала рождения этого жанра, с «Дракулы» Брема Стокера, отношение к нему было неоднозначным. Во-первых, сразу была заявлена связь вампиризма и секса в том смысле, что первый был замещением второго, т.е. акт вампиризма - это тот же сексуальный акт, только гораздо лучше. Ну, согласитесь, что же в этом хорошего? Не все же садомазохисты? Во-вторых, вампиры провозглашались высшими существами по отношению к другим людям. И бессмертные они, и не стареют, и могут левитировать, мгновенно перемещаться в пространстве, проникать в любые помещения, читать мысли, знать будущее. Но при этом писатели (а после Стокера тему разрабатывали дамы, например, Энн Райс) делали упор не на страдания людей, у которых вампиры выпили кровь или их близких, а на душевные сложности самих вампиров. Уж очень они переживают, особенно из-за того, что им кушать хочется. По мнению писателей, этот голод так велик, что страдания гибнущих людей по сравнению с ним - пустяки. Потом они расстраиваются из-за смерти своих родных и друзей (причем некоторых они сами и съели): все умерли, и им не с кем поговорить о добром старом времени, а кругом новые непонятные нравы. Не та еда пошла. Наконец, у них какие-то трудности с сексом. Как я уже сказала, сосание крови его полностью заменяет (Фрейд бы сказал, что они задержались на оральной стадии и не перешли к генитальной), но вот как быть, если вампир любит вампира? Его-то кровь не пососешь! В общем, я так поняла, что у них что-то вроде импотенции. И вот эти необыкновенные способности и страдания дают вампирам моральные права на убийства простых людей. То есть это тема сверхчеловека и человека, решенная в пользу первого. Долгое время «Дракула» был единственным таким произведением, но в конце 20 века и сейчас вампирская тема очень оживилась. Я связываю это именно с проблемой сверхчеловеков, которыми сегодня стали как отдельные очень богатые люди, так и целые народы, по сравнению с другими.

Но, конечно, жизнь вампиров выглядит всегда несколько комично. Это было еще и у Стокера. Помните, как от него сбежала вся челядь, и он сам изображал перед гостем, то кучера, то слугу, а по ночам ползал по стенам? В «Сумерках» вампир, которого обратили в 17-летнем возрасте, с 1918 года, каждый год учится в последнем классе. Дома у него хранится 100 шапочек выпускников. Казалось бы, с такими способностями можно было бы придумать чего-нибудь особенное, чему-то научиться? Как бы не так, все 100 лет одно нытье по поводу сложностей своей физиологии и качества пищи. Вот тебе и сверхлюди.

Таким образом, в фильме «Сумерки» мы имеем тему неразвитой девичьей сексуальности вместе с темой сложных отношений сверхлюдей с их пищевым субстратом, симпатичных молодых актеров и завязку на следующие серии. Если это кому-то надо, то смотрите.

Критика

Previous post Next post
Up