Вчера в Большом театре произошел возмутительный случай антисемитизма.
Вчера неожиданно для себя попали в Большой театр. На улице около него, где мы прогуливались, к нам подошел человек и предложил билеты на балет «Корсар», на историческую сцену, в бельэтаж по номиналу, т.е. по 3 тыс. рублей..
Я согласилась, потому что, кто знает, выпадет ли еще такой случай.
С тех пор, как театр открылся после реставрации, я в нем не была. Вначале цену очень ломили, да и сейчас она немалая. Если покупать по Интернету на те места, что нам продали с рук, то они будут стоить уже по 4500- 5000 рублей. Стоять же в кассу, где собираются все эти спекулянты, я не решилась. Раньше это было бесполезно, не знаю, как сейчас.
За это время мне несколько раз дарили билеты в Большой, но они все оказывались на Новую сцену. А один раз тоже на улице мужчина предложил нам с Андреем билеты бесплатно на какой-то концерт для ветеранов, на историческую сцену, но Андрей отказался.
В общем, мы эти билеты купили и почти сразу пошли в театр.
Помещение внутри там стало гораздо больше. Появился Бетховенский зал в подвале, магазин при нем, там же один из буфетов. Цены, кстати, приемлемые.
Зал - красно-золотой. Только мне помнится, что краски были как-то приглушеннее.
Это 1985 год.
И люстра немного изменилась - сам хрусталь тот же, а вот вокруг какие-то новые детали. По-моему, не было в каждой ложе подсвечника с лампочками в виде свечей. Пластика, естественно, не было. На занавеси заменили советскую символику на орлов. Орлов, вообще, много.
Мне это кажется несправедливым: свою мировую известность Большой получил именно при СССР. Тогда он стал маркой. А до революции имперским театром была, скорее, Мариинка.
Сталин любил ходить на спектакли Большого театра, и всегда сидел в ложе «А». Это ложа на левой стороне над оркестровой ямой. В директорской ложе в центре зала он не сидел, т.к. там труднее было обеспечить охрану.
Чувствовала я себя неловко, потому что одета была не для театра. А там люди ходили в вечерних платьях, в мехах, а одна семья была одета в перья. Люди в перьях, а Андрей - в джинсах и фланелевой рубашке. Про себя я уж вообще молчу - юбка да водолазка.
В Большой я попадаю так редко, что успеваю забыть, как неудобно там сидеть.
Так в ложах бельэтажа что-то видно только с первого ряда, и эти места 1,3, 5. Со второго ряда - 2, 4, 6 уже виден только кусочек сцены, а с 3-го и вовсе ничего. Правда, там стоят более высокие стулья, типа барных. Но люди со второго ряда встают в полный рост и мешают уже всем соседним ложам. Я бы тоже встала, но сидящая сзади меня дама на высоком стуле так причитала, что пришлось сидеть, хотя ее дочка прекрасно стояла у меня перед носом. Но больше всего обзор мне загораживала женщина в первом ряду соседней ложи, поэтому на свою ложу я уже не обращала внимания.
Андрей меня толкает локтем в бок: «Смотри!». А что смотреть? В доступном мне уголке сцены ничего не происходит. Оказывается, ему видно, как балерина крутит 38 фуэте.
Вот что такое дешевые места в Большом.
А места в партере стоят по 20 тысяч и больше.
Кстати, в 2011 году, при открытии театра после реконструкции, был скандал. Люди из третьего ряда бельэтажа ничего не увидели и потребовали вернуть им деньги за билеты. Но денег им не вернули.
Первый раз в жизни я была в Большом, наверное, лет в шесть. Билеты были на последний ярус. Я сидела, а вернее, стояла, под потолком и смотрела балет «Конек-Горбунок». Помню, мне очень жаль было сварившегося царя. И Конька тоже помню: мне было чудно, что это - человек.
Страшно было смотреть вниз - такая глубина! А если не наклоняться, то виден только потолок.
Публика теперь тоже своеобразная.
В моей ложе в первом ряду сидел молодой человек с супругой - так я опасалась сидеть с ним рядом: он был такой надутый, что я боялась, как бы он не лопнул от важности.
Потом посмотрела на сайте - его билеты стоили по 13 тыс. рублей. Наверное, он поэтому такой был. Судя по наряду его супруги они прибыли откуда-то из провинции. Видимо, в своих ебенях эта семья имеет высокая положение, а в Москве приходится сидеть рядом со смердами. Обидели мальчика референты или кто там ему подбирал билеты.
Много иностранцев. Уже на выходе какие-то французы буквально пытались пройти сквозь меня: они других людей вообще не замечают.
Теперь про сам спектакль.
«Корсар» - один из 10-15-ти классических балетов, которые уже больше 100 лет ставят на сценах всего мира.
Он идет почти 3 часа. Там задействована балетная труппа, миманс, хор и хореографическое училище.
Только в одном танце «Оживленный сад» занято больше 60-ти человек, в том числе и мальчики из училища.
В Большом его ставил Петипа в 1868 году, а до него - другой постановщик в 1858 году. Впервые же «Корсар» был показан в 1856 году в Парижской опере.
Красивые декорации, костюмы. При создании спектакля опирались на образцы 19 века.
Сюжет на модные в 19 веке темы востока и морских разбойников. Название идет от поэмы Байрона. Имена главных героев - Медора, ее возлюбленный корсар Конрад, Сеид-паша и его невольница Гюльнара - сохранены, но сюжет другой.
Корсар влюблен в гречанку, которую хотят продать в гарем паши. Корсар и его товарищи крадут девушку; потом ее все же помещают в гарем из-за козней одного из пиратов; потом корсар пытается ее отбить, пробравшись в гарем под видом дервиша. Его ловят, хотят казнить. Девушка, заручившись союзничеством одной из одалисок, желающей женить на себе пашу, обманывает пашу и бежит вместе с возлюбленным. Они уплывают на пиратском корабле.
Но вдруг начинается буря, корабль тонет. Корсар и девушка чудом спасаются. Поклоны.
Почему утопили корабль? Но все-таки, корсары - это бандиты. Нельзя им уйти от божьего суда.
Надеемся, что теперь корсар начнет честную жизнь.
Декорации условного города в Греции времен османского ига, гарема, пещеры пиратов.
Много танцев условных одалисок, без всякого намека на танец живота или что-нибудь подобное.
Самый красивый из них - «Оживленный сад», где танцуют вальс и адажио, а 68 человек в течение 7 минут производят перестановки. При этом весь «сад» сделан на нескольких движениях. Эта сцена осталась от Петипа. Там есть сложные задания для исполнительницы главной партии: она должна перепархивать между клумбами. Номер Петипа ставил для конкретной очень миниатюрой балерины, а для других он труден.
Click to view
В спектакле Ратманского (2007 год) сохранилось примерно 50% от балета Петипа: танец корсаров, "Маленький корсар", "Оживленный сад" и несколько других. Но и это гораздо больше, чем было при предыдущих постановках конца 20 века. А до 1992 года 60 лет «Корсар» не шел на сцене Большого.
Алексей Ратманский и Юрий Бурлака работали со старинными документами. Все же многое не удалось восстановить, а многое было бы нам уж очень непривычно. Так в старых постановках было гораздо больше пантомимы. Весь последний акт и эпилог у Петипа состоял из пантомимы, а до Петипа пантомимы было еще больше. Считалось, что нужно показывать каждую фразу, а герои вели диалоги.
Уже при Петипа изменилась роль танцовщика. До него мужчины почти не танцевали, а только поддерживали балерин. Балет был женским искусством.
Для того, чтобы вставить новые танцы, Петипа пришлось привлекать музыкальные куски из пьес других композиторов. Изначально это была музыка Адана, а теперь - Адольфа Адана, Лео Делиба, Рикардо Дриго, Цезаря Пуни.
Ратманский тоже менял балет: внес в последний акт танцы.
Нет танцев только в эпилоге, где корабль терпит кораблекрушение.
Ратманский писал, что искусство пантомимы в Большом утрачено (а вот в Мариинке сохранилось), поэтому ему пришлось делать больший упор на танцы, перенося танцевальные номера из других актов в третий.
Как танцуют? Хорошо. По-моему, все было на уровне, во всяком случае то, что мне удалось увидеть.
Но в дальнейшем я на балет пойду только на Новую сцену. Танцоры те же, а видно отовсюду хорошо.
С советских времен изменилось то, что появилась роскошь и пышность, как в убранстве зала, так и на сцене. Людям хочется красивого. Теперь Большой - это театр для состоятельных господ, и постановки соответствующие.
Если же говорить о танцах, то с 19 века возросла роль мужчин. Теперь у них не меньше поклонников, чем у балерин. И, вообще, танец стал сложным, а танцоры обоих полов очень техничными.
И в заключение для тех, кто читает только первую фразу. По сценарию главная героиня - воспитанница начальника рынка, пожилого еврея. В первом акте он продает ее паше, во втором, после бегства от корсаров - приводит ее к паше. После этого она жалуется паше на то, что он жестоко с ней обращался, и еврея порют.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)