Я стараюсь не пропускать Ночей музеев. Они мне нравятся особой атмосферой, царящей в музеях в этот день.
В этот раз я решила посетить относительно новые музеи истории ГУЛАГа и Анатолия Зверева, где еще мне была, а также заехать на Даниловский рынок, где тоже проводят Ночь музеев. Рынок-музей? Такого еще не было.
Конечно, я не пойду в места, где нужно стоять в очереди. Некоторые жалуются на очереди, а соображать надо. В ту же Третьяковку можно пойти в четверг после работы без всякой очереди и ходить там до 9 вечера почти в полном одиночестве, а не стоять часами под дождем и толкаться потом у картин.
Пойдемте со мной.
На пр. Мира поставили симпатичные скамеечки
Дальше нам в переулок.
Интересно оформлен дом
В этих переулках чувствуется что-то окраинное - это ведь бывшая 1 Мещанская улица.
Мечеть
Бизнес-центр «Даймонд Холл», там есть театр «Русская песня» (музыкальный театр фольклора «Русская песня»). Это театр Надежды Быбкиной. Вот и ничего себе!
Уголок Дурова. Все-таки Москва - сумасшедшая место: тут тебе мечеть, копирующая турецкие мечети плюс башню Сююмбике из Казани; здание, похожее на рюмку-гиганта с безвкусным бриллиантовым названием; уникальное заведение, основанное дрессировщиком Дуровым, построенное в форме замка; а если еще учесть, что вдали здание театра Красной Армии с пентаграммой в фасаде, и сверху нависает комплекс «Олимпийский», косящий под Колизей…
Кстати, Уголок Дурова тоже проводил мероприятия по поводу Ночи музеев. Можно было и туда сходить.
Внезапно бегемоты
Наконец, музей истории ГУЛАГа. Здание подобрано со вкусом. Выглядит зловеще.
Это во дворе
Внутри нарочно создана мрачность: голые стены, светильники железные
Но больше мне ничего хорошего сказать о музее нечего.
Невнятные инсталляции на первом этаже: железная кровать, какие-то двери… Места не жалко?
Там группам иностранцев с надрывом рассказывают: «Но особое издевательство заключалось в том, что заключенные сами для себя должны были строить бараки! Они сами себе строили тюрьму!». А кто им должен был строить бараки? Или они на земле должны были спать? И один раз построили, а не каждый раз строили. Чушь какую-то несут.
Пространство нарочно перегорожено лестницами, чтобы посетители все время поднимались и спускались. Видимо, так хотели символически имитировать лагерный и тюремный быт - всюду запреты, загородки.
Все это очень мило, но ведь пожилым людям это будет очень неудобно и трудно. А если к ним придут дети репрессированных, которым уже по 80 лет?
Экспонаты
Плакаты с вредителями. Кстати, а что, вредителей не было? У советской власти не было врагов? В лагерях сидели только невиновные? В том числе, воров, грабителей, убийц не существовало? Почему же об этом умалчивается?
Закольцованные ролики со списками людей, подлежащих суду (здесь - правые уклонисты), которые утверждал Сталин. Как видите, некоторым он лично писал сроки наказания, а кого-то даже вычеркнул. Остальных расстреляли.
Да, это ужасно, что с политическими противниками боролись такими методами, но нельзя сводить ГУЛАГ только к политике.
И если уж сделали такой проект, то сделайте хорошо: допустим, можно было получить сведения о каждом из указанных в списке.
Например, вот Нестеров Борис Павлович. Русский. Родился в 1894 году, образование - высшее, член ВКП(б) с 1918 года. Был член президиума облплана в Свердловской области, потом работал экономистом в Воронежском облплане. Обвинен в участии в террористической организации. Расстрелян. Реабилитирован.
Самые интересные экспонаты - это вещи заключенных. Они помещены в прозрачные витрины в форме гробиков.
Это дары музею от родных заключенных. Видимо, те дорожили этими вещами и взяли их с собой, покидая лагерь. Письма на тряпочках, вышивки и другое
Это медицинские инструменты из медпункта.
Страшно? А если бы я не знала больше ничего про лагеря, то подумала бы, что заключенные там исключительно крестиком вышивали.
Это трогательно: показывать осколки человечности в аду, но для этого надо вначале показать ад.
Где ужасы ГУЛАГа? Если вы делаете камеру, так сделайте, как положено: с парашей, покажите, как там было тесно, душно. Сделайте отдельно карцер и позвольте людям остаться там на пару минут, чтобы проникнуться.
Воссоздайте уголок барака.
Покажите реальный распорядок дня, еду, объем работы, которую выполняли заключенные.
Где сведения о том, что они сделали для страны? Ведь они много, что построили и добыли.
Где сведения о смертности в лагере, о том, сколько людей и от чего там умерло.
Где отдельные разделы о бунтах в лагерях?
Ничего этого нет и в помине. Для кураторов проекта главное было донести концепцию: плакаты про вредителей - Большой террор - лагеря - смерть Сталина - реабилитация.
Вот смерть Сталина: снята очередь к гробу - закольцованный ролик. А девчонки-посетительницы, которых, видимо, пригнали от школы, здесь сплетничают о чем-то девичьем.
Еще красивые стендики.
Опять-таки, остается вопрос о том, кто сидел в ГУЛАГе, кроме тех, кого реабилитировали по 58 ст. Он не снят.
Этому музею еще работать и работать над экспозицией. Я пошла в него потому, что они раззвонили, что у них что-то необыкновенное и новое с музейной точки зрения. Ничего такого не заметила. В Еврейском музее гораздо круче со всеми этими новомодными фокусами.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)