Несуществующая русофобия Максима Кантора

Jul 02, 2016 12:03



Когда-то мне нравились книги Максима Кантора. Не скажу, что в них были большие художественные достоинства: это публицистика под видом беллетристики. Но такая литература имеет своих достойных представителей: например, Вольтер или Чернышевский (для России он значил в свое время очень и очень много). Однако в отличии от классиков жанра Кантор пишет очень длинно и тяжеловесно. Но я читала, покупала, хотя после первой книги - «Учебника рисования» - можно было не читать: одни самоповторы.

Мне нравилось, что человек страстно ненавидит либералов и разоблачает их идеологию.

Немного коробило, то, что заодно Кантор как-то слишком откровенно писал о близких людях: отце, матери, жене друга семьи, бывшей жене. Но, в конце концов - это его родня.

Также царапало периодическое хвастовство автора своими успехами. Кантор любит писать, как его принимают в Европе (там он ценится как художник), где он на короткой ноге с разными известными людьми, или же вспоминает свое детство, когда сидел на коленях у разных наших знаменитостях, приходящих к папе в гости.

В общем, складывался образ представителя международной богемы, более всего дорожащего свободой, но имеющего сострадания к малым сим, т.е. к простым гражданам России и ненавидящим мировой олигархат.

Кантор время от времени жил в Европе, потом возвращался. Вдруг он напечатал очень резкое открытое письмо , обвиняющее союз художников, в том, что они отбирают у него мастерскую, а он там хранит наследие своего отца-философа, и теперь оно пропадет. Союз оправдывался тем, что Кантор имеет большую задолженность за аренду мастерской и не собирается ее гасить.

У Карла Кантора есть еще один сын, старший, Владимир - почему он не может хранить наследие своего отца, тем более что он тоже философ, а не художник, как его брат? И разве у Максима Кантора нет квартиры, у его отца не было квартиры? Куда все делось? И почему Кантор не хотел платить за мастерскую?

Оказалось, что Максим Кантор навсегда уехал в Европу, где у него какие-то выгодные контракты. Ну а при чем тут мастерская в Москве? Если она принадлежит союзу художников, то должна перейти к кому-то, кто работает здесь.
Стоило Кантору навсегда покинуть Россию, как он обратился в самого лютого ее критика. Его невероятное негодование вызвало присоединение Крыма к России. Теперь он каждый божий день пишет о России и русских какую-нибудь гадость.

Как человек мог так измениться? Неужели он опасается, что если не выступит с решительным «нет» присоединению Крыма, то лишится каких-нибудь заказов?

Я не представляю русского человека, который не понимал бы, что Крым должен был вернуться в Россию. И не надо писать, что Кантор - еврей. Он здесь вырос, да и мама у него - русская.

Вот из очередных опусов: здесь он утверждает, что русофобии не существует:

«На мой взгляд, Россия - не живое, не одушевленное существо.
Поскольку я не язычник, не поклоняюсь лишайникам, идолам и не совершаю жертвоприношений, - то, соответственно, для меня (это частное мнение, возможны и другие), поклонение стране, как божеству, представляется дикостью.
Любят не страны и верят не в страны.
Француз любит (я надеюсь на это, хотя я не француз и знать точно не могу, это предположение) не Францию, как сакральное пространство, но набор культурных свойств, которые произвело это пространство. Так, француз любит республиканские свободы, паштеты, вино, изобразительное искусство…
Любить Россию за то, что она существует, вот такая какая есть - это абсолютно анти-христианская, анти-гуманистическая посылка. Можно любить близкого человека, но не любить в нем беды и пороки - артроз, пьянство, невежество, стенокардию и лень.
Еще раз: Россия - не одушевленное существо; эта страна - как и всякая другая страна - есть культурно-исторический феномен, конгломерат определенных привычек, свойств и обычаев.
В этой стране - как и во всякой иной стране- бывают периоды болезни, выздоровления, ремиссии, пьянства, ординарной глупости.
Термин «русофобия» , исходя из вышесказанного, является абсолютным нонсенсом. В христианском сознании не может быть ни «русофобии» ни «русофилии». И то и другое - абсурд с точки зрения христианской морали».

Стесняюсь спросить, а антисемитизма тоже не существует?
Откуда Кантор знает, что француз воспринимает Францию, как набор из паштета и импрессионистов?
И почему, даже если это так, русские должны уподобляться французам? За что будем любить Россию - за щи с пирогами и водку с квасом?
А если я люблю Россию только за то, что это - моя родина? Если мне дороги здесь пейзажи и язык, и лица людей, и церкви, и русские художники? Этого нельзя?

Кстати, замечу, что уехавший из страны француз - все равно француз хоть в третьем поколении, а вот русские, увы, могут быть русскими только в России.

А как вам такая хлесткая фраза: «Можно любить близкого человека, но не любить в нем беды и пороки - артроз, пьянство, невежество, стенокардию и лень». Да, беды любить не нужно, но можно и должно жалеть близкого человека за артроз и стенокардию и стараться помочь ему избавиться от пороков и болезней. А то получатся, что как близкий человек заболел или оступился, то нужно сказать ему: «Я не люблю твоих болячек. Прощай. Если поправишься, то звони».

Не отстают от Кантора и его комментаторы:

«русские делают говно и хотят, чтобы их любили.
Знаете, что такое счастье по- русски?
Это когда ты делаешь говно, но тебя понимают.
"Доживем до понедельника", помните? Он думал только о себе.»

А для комментатора с Кантором счастье - это приносить пользу другим. Оно и заметно.

А вот Кантор написал новую картину.

«Коричневая весна».



В те времена, что я читала его книги, я пыталась полюбить его картины. Но они мне так и не понравились, хотя несколько из них есть в Третьяковке. Кантор половину своего литературного творчества посвятил развенчанию современных художников, но я никак не пойму, чем он-то их лучше?

«Коричневая весна» - это, видимо, «Русская весна».. В карикатурном виде изображены какие-то журналисты и политики. Увы, с чем у Кантора плохо, так это со сходством написанных им портретов с оригиналами, а в данном случае, это еще и сатира, так что, кто тут есть кто, я не знаю. Но люди говорят, что в центре - Рогозин. Ну и зачем же он его так уродует? Рогозин, как и Кантор - мальчик из семьи советской элиты. Могли по жизни как-то пересекаться.

А вот Кантор реагирует на проигрыш российской команды на ЧЕ -2016:

«Возрождения не было. И философии не было. И живописи не было. И Просвещения. И демократии. И даже капитализма, будь он неладен, и того не было.
Но переживают за футбол».

Ну, раз не было Возрождения, то что же теперь - сидеть и переживать на эту тему? Обратно-то время не повернешь. С чего бы в России было Возрождение, которое, как известно, было возрождением античной традиции, если у нас не было античной традиции? Ну не дошли Греки с римлянами до территории нынешней России, если не считать Крыма и Приазовья. Не рос здесь виноград, холодно здесь было и слишком далеко от них.

К чему эти дикие упреки?

А комментаторы подпевают:

«Все точно и ясно сформулировано. Не состоялись самые узловые точки современной европейской цивилизации , но и восточной также. Потому зависли вне времени и пустым пространством. Если мы "не Европа", тогда нас как - то и нет. За что не возьмешься-все из Европы , особенно искусство , тут все иллюзии рушатся.»

«Россия- ничего не поделаешь- Европа. "Огромное спасибо" Петру.
Но как мы знаем, в любой семье, в том числе и европейской, без урода не обходится.»

Так и хочется сказать: нам бы ваши заботы, господа. Пока вы там рассуждаете Европа-не Европа, люди тут живут и продолжают свое привычное дело: осваивают и обживают громадное пространство, делая его пригодным для жизни человека. . И не спешите нас хоронить.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Критика и критиканство

Previous post Next post
Up