А. Маринина «Обратная сила» в 3-х томах

Oct 10, 2016 01:24

Нехорошо так начинать рецензию, но я за честность. Конечно, Маринина никогда не была хорошим писателем, но роман «Обратная сила» - это просто откровенное дерьмо.
В трех томах переживается следующая богатая мысль: «Врать нехорошо». Хотя, чувствуется, что до конца автор в этом не уверена - вот она и пытается найти аргументы «за» и «против». Может, кое-когда вранье все же может принести пользу?
Также приводятся всевозможные адвокатские байки; можно кое-что узнать о защите диссертации в советское время; есть рассказы о Холокосте и о зверствах большевиков. Но о крупных исторических событиях сказано кратко: "Что-то пошло не так".

Действие начинается с 1842 года, а заканчивается в 1997 году. Казалось бы, масштабное полотно, но никаких особых примет разных эпох, за исключением того периода, который Маринина помнит сама, в романе нет. И это не удивительно: масштаб таланта писательницы никогда не был таков, чтобы она могла легко показать приметы далекого времени.

Дореволюционная Россия воспроизводится с помощью архаичных слов, и в целом это похоже на то, как режиссер Бякин в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» говорил с Иваном Грозным: «Паки паки, аз есмь».

В первом томе рассказывается о семье князей Гнедич, в частности, о юристе Павле Гнедиче. Тот допустил ошибку, за которую расплачивался всю жизнь, и которая отравила существование ему, его любимой женщине и ее потомству.

Дело в том, что у Павла был непутевый брат Григорий, властная и болезненная мать и сестра-невеста.
Брат допился до того, что начал ловить чертей и повесился, оставив бессвязную записку про демонов, из которой ничего нельзя было понять. Княгиня решила, что самоубийство необходимо скрыть, иначе дочь Вареньку бросит жених и больше никто не возьмет замуж, так как побоятся связываться с семьей, где есть пьяницы и самоубийцы.

Мать уговорила Павла отвезти тело брата в лес и там повесить, обставив все так, будто бы его убили разбойники. Но по факту убийства началось следствие, поймали какого-то подозрительного типа, который засветился на других преступлениях, и обвинили заодно в этом "убийстве". Он пошел на каторгу.
И хотя этот человек каторгу заслужил своими другими преступлениями, Павла очень мучила совесть, но он не посмел признаться в инсценировке.

Вместо этого он решил наказать себя тем, что прекратил отношения с любимой девушкой, рассказав ей, что, будучи замаранным такой ложью, не может на ней жениться.

Лиза приняла его объяснения, уехала за границу, вышла замуж, родила дочь, но они с Павлом продолжали любить друг друга и переписываться.

О том, что случилось с Григорием, никто не знал, но однажды у Павла украли шкатулку, где он хранил кольцо, часы брата и его предсмертную записку. Одно время Павел беспокоился, что все откроется, но пронесло. А шкатулку украл соседский мальчик, Коковницын.

Мать умерла в 50 с небольшим лет, сестра вышла замуж, Павел сделал юридическую карьеру.
У сестры Варвары и графа Раевского родились 2 сына - Николай и Игнатий и три дочери. Жили они все в родовом поместье, но мальчикам нужно было учиться в городе, поэтому их отправили в Москву, к Павлу Гнедичу. Он принимал в их жизни самое горячее участие, тем более, что сестра пошла в мать - тоже умерла в районе 50-ти лет, как и ее муж, еле успев выдать замуж дочерей.

Племянники, уже достаточно взрослые, часто обращались к дяде за помощью. Один из них, Николай Раевский, впутался в странные отношения с авантюристкой, которая попала на каторгу за убийство любовника, но оставила в приюте дочь. Эту девочку, Александру Рыбакову, хотя она не была им родной, семья Гнедичей-Раевских взяла из приюта и воспитала вместе со своими детьми. У Николая была еще дочь Катя от жены, которая его бросила. В итоге обе девочки росли в доме Павла Гнедича.
Когда овдовел другой поемянник, Игнатий, он тоже перебрался к дяде, вместе с сыновьями Александром и Валерием.
Когда дети выросли, в доме стала собираться молодежь. Игнатий работал врачом, Николай юристом, Александр и Валерий учились в университете. Александра Рыбакова, которую завали Сандой, очень хорошо пела.

Таким образом, одинокий Павел Гнедич обрел большую семью. В доме стало очень весело.

Однажды к нему пришла незнакомая девушка. Она оказалась внучкой его бывшей невесты. Девушка желала знать, почему он в свое время не женился на ее бабушке, если они так любили друг друга. Оказывается, Лиза ненавидела своего мужа, была холодна с дочерью, та не могла нормально растить свою дочь - эту самую девушку: вся семья была глубоко несчастна, а виновен в этом Павел Гнедич, который предал свою любовь.

Ему было нечего на это ответить. Да, несчастная судьба семьи его бывшей невесты на его совести. Но ведь если бы он не скрыл самоубийство брата, то не смогла бы выйти замуж сестра, и не было бы на свете его племянников и их детей… Павел Гнедич дожил до старости и умер счастливым, хотя это событие прошло для читателей незаметно: Маринина не захотела остановиться на этом моменте подробно. Как же так? Мы целый том провели с Павлом, а он исчез, и ничего не изменилось? Место Павла заняли другие безликие персонажи.

Игнатий и его сын Валерий работали врачами, Николай и его племянник Александр, как и Павел Гнедич, стали юристами.

Чтобы как-то заполнить пространство, Маринина приводит многочисленные судебные казусы, которые обсуждают члены семьи Гнедича. Одновременно писательница пытается описать политическую ситуацию.
Сандра увлеклась революцией и даже хотела убить одного провокатора, но вместо него случайно убила американского журналиста. Ее не поймали, но она отошла от революционной деятельности и стала заниматься пением. Ее мучила совесть.
Героев Марининой постоянно мучает совесть, и у них есть тайна. Вот только непонятно, зачем нам тайна Александры Рыбаковой, которая более не появлялась на страницах книги?

Александр Раевский занялся судебной экспертизой, в частности, судебным почерковеденьем. У него от жены-немки родилась дочь Ольга.

Катя Раевская не вышла замуж, а занималась тем, что помогала начинающим поэтам и художникам.

Николай Гнедич умер.

К началу революции вся семья разбежалась: Сандра уехала в США, Катя - в Париж, Игнатий и Валерий - в Мексику.
Сандра в Америке вышла замуж за богача и родила сыновей.
Куда делись племянницы Павла Гнедича, Маринина не сообщила, но о них и не говорилось в романе ничего, кроме того, что они существуют.

В Москве остался только Александр Раевский, который не мог поехать за границу, так как был экспертом-почерковедом, и его дочь Ольга, работавшая медсестрой. Ольга собралась замуж за некоего Орлова, который воевал на фронте за красных.

А Александра расстреляли за то, что он дал в экспертизе вывод, который не понравился следователям.

На этом заканчивается первая книга.

Действие второй книги начинается в 1965 году. Главный герой этой и следующей книги - Александр Орлов. Это внук того самого расстрелянного почерковеда.

Александр Орлов работает юристом. Однажды к нему приходит какая-то иностранка и приносит вещи, которые ее дед Коковницын перед смертью просил передать потомкам Гнедичей. Он украл эти вещи, будучи ребенком, и его всю жизнь мучила совесть.

Семья Коковницыных в 1917 году эмигрировала в Париж. Жили они все очень плохо, но особенно несчастья преследовали гостью Орлова. Она решила, что это из-за того, что не выполнила просьбу деда.
Коновницына долго искала родню Гнедичей, но нашла только Орлова. Она купила путевку в Москву, и вот вам часы, кольцо и записка, теперь ее долг выполнен.

Орлов все это взял, прочел записку, но ничего не понял.

А это был не его чемоданчик. Он был не Орлов, а Михаил Штейнберг.

В начале войны они с Орловым попали в окружение, Орлов погиб, а Михаил взял его документы, чтобы если он попадет к немцам, его не убили сразу как еврея. Но его не поймали, он вышел к своим.
Так он и воевал по чужим документам. Он знал, что у Орлова не было никакой родни: его мать, Ольга Орлова, умерла еще в 20-х годах. (Думали, что она заразилась дифтеритом, когда спасала крестьянских детей, но на самом деле ее изнасиловал и убил пьяный коммунист).

После войны выяснилось, что и родные Михаила погибли.

Михаил Штейнберг решил остаться Александром Орловым - он боялся, что посадят за обман. Ему даже пришлось из студента-медика стать студентом-юристом, т.к. Орлов учился на юридическом до призыва в армию.
У Орлова-Штейнберга была жена Люся и сын Борис. Жили они очень дружно, любили друг друга.

Когда Борис учился в старших классах - это было в 1973 году - он позволял себе диссидентские настроения. Если бы Орлов остался Штейнбергом он сказал бы сыну то, что ему говорил его собственный отец: «Сынок, нас, евреев, не любят - надо сидеть тихо». Но как Орлов - потомок князей Гнедича и графов Раевских, он так сказать не мог.
В жизни сына были и другие принципиальные моменты, когда он спрашивал, должен ли он, как потомок русских дворян, блюсти свою честь, или сдаться, и Орлов вынужден был высказаться за честь.

Сын остался обиженным и непонятым, его карьера шла плохо. К счастью, в 1979 году его удалось женить на дочери давней знакомой семьи Веры Потаповой.

История Веры Потаповой занимает очень много места в романе. Она вначале работала следователем, но из-за того, что отказалась сажать действительно неприятного, но невиновного человека, вынуждена была уволиться.

Орлов помог Потаповой устроиться научным сотрудником в академию МВД.

Все было хорошо, пока Орлов случайно не узнал, что девушка, с которой у него до войны была случайная связь, родила от него дочь.
Дочь зовут Алла, она актриса, у нее несчастный брак, гулящий муж, сложный сын.
Мать ее умерла.
В ее семье чтут геройски погибшего Михаила Штейнберга.

И тут на Орлова нагрянула отцовская любовь. Ему хотелось видеть дочь, помогать ей - она очень была похожа на его маму.

Михаил скучал по маме, по погибшим братьям и сестрам. Он вспоминал песенку на идише, которую пела ему мать в детстве, но никому не мог об этом сказать, а вынужден был притворяться, что любит ту колыбельную, которую пели настоящему Орлову - тот ему рассказывал. А это была немецкая песенка.

Открыться дочери Александру-Михаилу было нельзя. А жена стала ревновать. Она решила, что Орлов влюбился в актрису. Гордая Люся завела себе любовника и ушла из дома.

Вот в какой переплет попал Штейнберг из-за своей многолетней лжи!

Со временем отношения с женой улучшились. Она вернулась домой. Но тут нагрянула новая беда: у сына Бориса и его жены Татьяны родилась поздняя дочь с редким недугом. У нее была болезнь Гоше, которая встречает почти исключительно среди евреев.

Как же так? А очень просто: Вера Потапова, оказывается, была еврейкой по отцу. Довольно большой кусок романа связан с ее мытарствами во время войны, когда дурные люди хотели сдать ее немцам, но все же не сдали. Пережитое заставило Веру скрывать свое происхождение. Потом она взяла фамилию мужа, с которым очень быстро рассталась. Ее дочь Таня в детстве болела чем-то непонятным, и Вере сказали, что весьма вероятно, что в их роду по еврейской линии есть болезнь Гоше, и поэтому Тане нельзя выходить замуж за еврея. Но ведь все думали, что Борис Орлов - русский! Вера не сочла нужным предупреждать дочь о возможных осложнениях.

А Михаил Штейнберг вспомнил, что у его матери несколько детей умерли от болезни, похожей на ту, которой страдала внучка.

Тут-то Орлов не выдержал и во всем признался жене, сыну, Вере и Алле. Все его вначале осудили, кроме Аллы. Она сказала, что сразу поняла, кто он такой: ведь у нее хранилась фотография Михаила. А почему она ему ничего не говорила? Она считала, что он старше и умнее ее, и раз не признается - значит, так надо.

Но потом все утряслось: Люся узнала, почему Орлов так носился с Аллой, а Вера вспомнила свои еврейские страдания в войну.

Только Борис же перестал с ним разговаривать: если бы не ложь отца, они с Татьяной знали бы о риске рождения больного ребенка и не стали бы заводить своих детей.

Для оживления действия Маринина долго описывает, как Вера защищала диссертации: как защиту переносили, меняли тему, как она ее правила и переплетала. Это буквально бесценные сведения.

Лечить ужасную болезнь можно было только в Израиле, но так как еврей Орлов и полукровка Вера Потапова всю жизнь потратили на сокрытие своих еврейских корней, речь о репатриации идти не могла.

Вся семья стала собирать деньги на дорогое лечение. Но тут грянул 1991 год - все обнищали, собрать деньги никак не могли.
Люся умерла.
Татьяна впала в отчаянье.
Борис озлобился.
Правда, Вера нашла мужчину своей мечты, но для лечения внучки это ничего не дало.

Но тут из Америки вдруг приехали внуки Сандры Рыбаковой. Она дожила до глубокой старости, но перед смертью просила найти потомков своих благодетелей Раевских и помочь им, если они нуждаются в помощи. Орлов рассказал, что ему нужно лечить внучку, и внуки Сандры организовали ее лечение.

Татьяна воспрянула духом, а Борис простил отца: оказывается, быть потомком русских князей и графов не хуже, чем быть потомком евреев.

Орлов же решил найти могилу кого-нибудь из Раевских и закопать туда те вещи, что передала ему Коковницына. Он нашел могилу Ольги Орловой и закопал туда часы, кольцо и записку самоубийцы Григория Гнедича. Заодно он попросил у Ольги прощения за то, что присвоил имя ее сына.

Как вы понимаете, после этого все должно наладиться.

Орлов вернулся домой, говоря себе: «Нет, жизнь не кончена в 75 лет». Он решил опять устроиться на работу и консультировать молодых адвокатов.

Так все-таки, врать хорошо, или нет? Или бывают случаи, когда это необходимо?

Больше я Маринину покупать не буду и вам не советую. Натяжка на натяжке, безликие персонажи, надуманные проблемы.

Почему Александр Раевский не мог эмигрировать? Во-первых, он мог заниматься почерковедением и во Франции, тем более, что должен был знать язык, во-вторых, почти все эмигранты потеряли свои специальности.
Почему, спрашивается, Татьяна не могла репатриироваться в Израиль, чтобы лечить там дочь бесплатно - ведь она внучка еврея и имела на это право? В отличии от случая Орлова, документы должны были сохраниться.

А почему спасение только за границей и из-за границы? Почему в России все так беспросветно?

К чему, вообще, вся эта еврейская история? Может быть, Маринина хотела сказать, что место русской аристократии у нас заняли евреи, а потом и они сбежали?
Ценная мысль.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up