Слабоотрицательная рецензия на фильм «Обитаемый остров»

Jan 06, 2009 22:16


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме

предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам

Почти всегда, когда смотришь экранизации хороших книг, это приводит к разочарованию, и почти всегда по одной и той же причине - из-за творческих «улучшений» оригинала.

Казалось бы, если вещь очень удачная и известная, то признай, что ты так сделать не можешь, и занимайся аккуратной переработкой ее в сценарий, так как это - несколько другой формат и другие возможности. Если же считаешь, что можешь лучше, то напиши сам, или возьми не такую известную вещь в качестве первоосновы. Но нет - что там всякие Шекспиры и Пушкины, мы их переработаем и намного лучше сделаем. Не получилось? Ну, конечно, исходная вещь была слабовата.

В «Обитаемом острове» было то, что очень редко используют авторы, особенно не в таких высоких жанрах, как трагедия и драма - развитие характера. Вначале Максим ведет себя, как любопытный щенок - везде бегает, во все тыкается. Он полон щенячьего энтузиазма и уверенности, что все будет хорошо, и по мере того, как он трется в мире жестком, грубом, с потерями и предательством, у него уходят одни черты характера и приходят другие. Здесь же Максим с начала до конца одинаков. Собственно и про характер персонажа говорить как-то неудобно, так как актер не играет роль и не живет в роли - он позирует. Нет демонстрации чувств, зато есть демонстрация тела. Из стриптиз-клуба, что ли, этого смазливого мальчика выдернули?

Полдела - то, что из достаточно многопланового романа сделали просто боевик. Всякие там антимонии побоку, зато много беготни, стрельбы, огня, взрывов. Заодно, кстати, решили стандартную проблему - как в суматохе боевика отличать главного героя от массы нехороших злодеев. Здесь решение простое - у Максима длинные, до плеч, светлые мелированые кудри. В первой половине все - коротко стриженные брюнеты, потом для разнообразия появляются несколько персон с длинными волосами, но они черные, грязные и спутанные.

Вторая половина - то, что, как обычно, не выдержали линию. В данном фильме, например, не сумели обуздать аппетиты реквизиторов. В результате создан мир хотя и фантастический, но, на первый взгляд, достоверный, включая интерьеры, одежду, здания, предметы обихода и пр. Однако для фантастического боевика важна правдивость и разумность поведения в деталях, а здесь именно не это внимания не обращают. Например, начинается все с того, что космический корабль, который ведет Максим, попадает во что-то типа метеорного потока, корабль жутко трясет, он падает на поверхность планеты. Его крутит… Что делает капитан во время тряски, как он управляет кораблем? Весьма странно, так как он все время слетает с кресла. Сидит он там, естественно, не пристегнутый. Ну ладно, путь так показано, что он просто идиот, но у кресла вообще нет никаких ремней, чтобы пристегиваться. Подлокотников тоже нет. В результате Максима должно просто размазать, но нет - он выходит наружу в белоснежной маечке без единой царапины или синяка.

Далее - у части обитателей планеты два раза в день случаются припадки жуткой головной боли с конвульсиями. Так как это - уже не год и не два, то они готовятся, в частности, закусывают между зубами палки. А вот такой тип из высшей знати закусывает палочку, оканчивающуюся на концах хрустальными шариками, и садится в сидячую ванну с горячей водой. Исключительно разумное решение - во время эпилептического припадка держать во рту хрустальный шарик. И ванна тоже хороша - чтобы было обо что башкой колотиться.

Есть еще некоторые стандартные проколы с выходом из жанра. Например, боевик - вещь серьезная, и шутки допускаются только по определенным поводам, например, по тому, что одного из злодеев удалось как-нибудь особенно живописно прикончить. Но вот переходить в ранг пародии боевик не может. Здесь же один из второстепенных персонажей - полная калька с главного негодяя из «Пятого элемента», другой второстепенный персонаж, с которым Максим повздорил - вылитый «Джокер» из последнего Бетмена. Этот «Джокер» напускает на Максима банду ниньзя, которые выделывают все их любимые кинематографические трюки, но обламываюцца.

Есть и другие прямые цитаты, например, во время сцены допроса Гоша Куценко с металлической рукой цитирует довольно длинный кусок из «Трудно быть богом». Есть и косвенные цитаты, например, гротескные лаборатории с персонажами в стиле «профессор-маньяк».

Кроме неуместных шуток есть и неуместные серьезности. Основная мысль - что основная часть населения состоит из внушаемых людей, которых используют как скот, а оставшаяся критически мыслящая часть делится на элиту, имеющую власть и сибаритствующую, и контрэлиту, которую эта элита всячески пытается истребить. При этом контрэлита - против элиты, но не до конца. В частности, они хотят не уничтожить средства контроля над основным населением, а лишь его слегка дезактивировать, так как их основная цель - не построить общество без бесстыдного использования основной массы, а самим стать элитой. Для боевика с его каноническим делением на хороших парней и плохих парней - слишком сложно.

Несмотря на кажущееся внимание к деталям полностью проигнорирована одна из особенностей мира - то, что в нем из-за особенностей атмосферы горизонт кажется не уходящим, а приподнимающимся, из-за чего жители уверены, что они живут на внутренней поверхности сферы. Здесь же в многочисленных натурных съемках мир снят как обычно, из-за чего непонятки местных кажутся странной блажью.

Так что если хотите посмотреть добротный многобюджетный отечественный боевик - то милости просим. Но про Стругацких лучше забыть.

Критика

Previous post Next post
Up