Известно, что все наши действия в Сети оставляют след, да и не только в Сети. Фиксируется, что купили (карточки), где бывали (смартфоны), видеокамеры по всему городу, видеорегистраторы на машинах и пр. Теоретически, если проанализировать все эти данные, то можно узнать о человеке все.
Вот только вопрос: а зачем это нужно? Ну, узнали вы все обо всех - дальше что? Ведь и без хранения огромного количества информации о людях известно все, что нужно - не так уж они отличаются друг от друга.
Говорят, что анализ подобных данных поможет улучшить продажи и голосовать за нужного кандидата. Да, но данные-то будут у всех кандидатов и у всех продавцов - в чем профит?
По-моему, это все ерунда: данные про всех просто не нужны, а про отдельного человека можно собрать, но это другой вопрос, да и кроме электронных данных есть способы, и более надежные.
Но очень уж хочется верить в могущество и новые возмоэности.
Сегодня в СМИ много пишут про некоего Михаила Козинского.
Он поляк, из Вашавы. Ему 34 года. В 2008 году он поступил в Кембридж, в Центр психометрии, лабораторию Кэвендиш - лабораторию по психометрии для работы над докторской диссертацией (напоминаю, что кандидатской у них нет, так что он был кем-то вроде нашего аспиратнта).
Козинский и его однокурсники запустили компьютерное психологическое тестирование. Благодаря созданному ими приложению для Facebook под названием MyPersonality они получили психологические данные миллионов людей.
Далее они изучали статистические связи между психологическими свойствами, возрастом, полом, расой, сексуальной ориентацией и теми лайками, которые ставили люди, страничками, которые они посещали и др.
В итоге получили большое количество каких-то связей, по которым Косинский теперь берется по лайкам и страничкам устанавливать пол, возраст, расу, сексуальную ориентацию, какие-то особенности личности.
В принципе, ничего особенного. Сам же Козинский подает свои результаты очень бойко: . например, если мужчина подписан на страничку бренда косметики MAC, он с высокой вероятностью является геем. Наоборот, сильный показатель гетеросексуальности - если человек поставил лайк хип-хоп группе Wu-Tang Clan из Нью-Йорка. Поклонник Леди Гаги с высокой долей вероятности экстраверт, а человек, ставящий «нравится» философским постам - интроверт.
В 2012 году Козинский доказал, что анализа 68 лайков в Facebook достаточно, чтобы определить цвет кожи испытуемого (с 95% вероятностью), его гомосексуальность (88% вероятности) и приверженность Демократической или Республиканской партии США (85% вероятности). Но процесс идет дальше:
интеллектуальное развитие, религиозные предпочтения, пристрастие к алкоголю, курению или наркотикам. Данные даже позволяли узнать, развелись ли родители испытуемого до его совершеннолетия или нет. Модель оказалась настолько хороша, что стало возможным предугадывать ответы испытуемого на определенные вопросы. Скоро модель смогла лучше узнавать личность после десяти изученных лайков, нежели его коллеги по работе. После 70 лайков - лучше, чем друг. После 150 лайков - лучше, чем родители. После 300 лайков - лучше, чем партнер. С еще большим количеством изученных действий можно было бы узнать о человеке лучше, чем он сам.
Козинский и команда могут оценивать людей по Большой пятерке критериев исходя из их юзерпика, фотографии в соцсетях. Или даже по числе друзей: хороший показатель экстраверсии! Но мы также сдаем личные данные, когда находимся не в сети. Датчик движения в смартфоне показывает, размахиваем ли мы рукой с ним, как далеко ездим (коррелирует с эмоциональной нестабильностью). Как замечает Козинский, смартфон - это огромный психологический опросник, который мы вольно или невольно заполняем. Что особенно важно, это работает и в обратную сторону: можно не только создавать из данных психологический портрет, вы можете искать среди этих портретов нужные. Например, обеспокоенные папаши, озлобленные интроверты, не определившиеся с выбором сторонники демократов.
По-моему, это большей частью пиар Козинского, чем реальные результаты, но люди ему верят.
Козинский работает в Фейсбуке и выполняет коммерческие заказы. Так в 2014 году он отвечал на вопро ы в отношении 10 млн. американских граждан.
Теперь Козинский рассказывает что это были зловещие люди из тех, кто управляет миром.
Благодаря его работе, они получили ключ к душам миллионов.
Эти данные, по его мнению использовали те, кто провернули Брексит, а также Трамп. Суть была в том, что для отдельных групп людей использовалась разная реклама, приходящая на ФБ.
Занималась всем этим компания Cambridge Analytica. Вот как они сами объясняют принцип своей работы.
Например, закон о свободном распространении оружия: «Для боязливых людей с высоким уровнем нейротизма мы представляем оружие как источник безопасности. Вот, на левой картинке изображена рука взломщика, который разбивает окно. А на правой картинке мы видим мужчину с сыном, которые идут по полю с винтовками навстречу закату. Очевидно, утиная охота. Эта картинка для богатых консерваторов-экстравертов».
Фирма выделяет у американских граждан 32 психотипа, сконцентрировавшись лишь на 17 штатах. И как Козинский выяснил, что мужчины-поконники косметики MAC скорее всего являются гомосексуалами, в Cambridge Analytica доказали, что приверженцы американского автопрома однозначно являются потенциальными сторонниками Трампа. Помимо прочего, подобные открытия помогли самому Трампу понять, какие послания где лучше всего применять. Решение предвыборного штаба сконцентрироваться в последние недели на Мичигане и Висконсине было принято на основе анализа данных. Кандидат стал моделью применения системы.
Козинский утверждает, что психологическое таргетирование, подобно тому, что использовали в Cambridge Analytica, повышают число кликов на рекламе в Facebook на 60%. Вероятность же того, что после просмотра персонализированной рекламы люди перейдут к действиям (купят ту или иную вещь или проголосуют за нужного кандидата) возрастает на 1400%.
Действительно ли новые технологии делают людей столь управляемыми? И действительно ли в США голосовать ходят исключительно пользователи ФБ? У нас, например, на выборы ходят пенсионеры, и им вполне хватает доброго, старого телевизора.
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/000hssa2)
В верхнее тематическое оглавление
![](http://pics.livejournal.com/uborshizzza/pic/000hr98e)
Тематическое оглавление (Новости)