Смотрела спектакль «Война и мир. Начало романа» в театре Петра Фоменко.
Спектакль этот старый, вышел в 2001 году. Тогда он имел отличную прессу. Мне было очень интересно, как можно сделать из романа спектакль.
Даже не знаю, почему я о нем вспомнила. Но купила билеты.
В трех действиях представлены 3 фрагмента из 1-го тома эпопеи.
Первой действие: вечер в салоне Анны Павловны Шерер, беседа Пьера с Андреем Болконским, небольшая пикировка Андрея с женой, которая не хочет отпускать его на войну, поездка Пьера к гусарам.
Второе действие: Пьер в Москве ждет кончины своего отца,
решается вопрос о его будущем; княгиня Друбецкая хлопочет о своем сыне; князь Куракин интригует; у Ростовых отмечают именины Наташи - матери и дочери. Пьер посещает Ростовых.
Третье действие: Андрей привозит жену к отцу и сестре; княжна Марья переписывается с Жюли Карагиной; Андрей прощается с сестрой и с отцом.
Изюминкой спектакля является то, что одна и та же актриса или актер играют несколько ролей. Так, Ксеня Кутепова играет: Лизу, жену Андрея Болконского; Соню и Жюли Карагину (это не изюминка, а экономия на артистах и издевательство над зрителями. Я в результате окончательно запутался в персонажах. Прим. ред.).
Галина Тюнина играет: Анну Павловну Шерер, графиню Толстую, княжну Марью.
Мадлен Джабраилова играет: княгиню Друбецкую, мадемуазель Бурьен.
Полина Агуреева играет: Наташу Ростову и Элен Курагину.
Карен Бадалов играет: старого князя Болконского, одного из врачей, лечащего графа Кирилла Безухова, виконта де Мортимара в салоне Шерер и одного из гусаров.
Рустэм Юскаев играет Илью Андревича Толстого и князя Василия Курагина.
Наталья Курдюбова играет: княжну Катишь, Марью Дмитриевну Ахросимову, тетушку Анны Павловны Шерер.
Пьера Безухова играет Андрей Казаков.
Андрея Болконского играет Илья Любимов.
Идет ли спектаклю на пользу то, что один актер играет разные роли? Это забавно. Но, например, актер, играющий холодного интригана князя Василия, который не любил своих детей, а только делал вид, что он хороший отец, и графа Толстого, который и добрый и простодушный, и рад обнять весь свет, и обожает своих детей, никак не выдает того, что он играет двух разных людей. Если кто вдруг не знает романа, то запутается.
Ксения Кутепова и Галина Тюнина, конечно, дают больше красок своим разным героиням. Маленькая княгиня у Кутеповой - такая женственная, что даже чересчур, и она - несчастна. Она находится в состоянии постоянного недоумения: почему муж к ней переменился, почему он ее больше не любит, что с ней происходит?
Соня, напротив, влюблена, любима и счастлива, но ревнует, капризничает.
У Галины Тюниной получилась очень возвышенная княжна Марья, а в роли графини Толстой ей помогает костюм с оборочками, делающий ее похожей на курицу-клушу.
Графиня Ростова и Друбецкая
Лучше всего, на мой взгляд, получилась роль княгини Друбецкой у Джабраиловой. Это такая «онажемать», которая скачет на хромой ноге туда-сюда, и чуть ли не с ножом к горлу вынуждает людей помочь ее дорогому сыночку.
Пьера для того, чтобы показать его оторванность от жизни, одели в какой-то немыслимый балахон с очень длинными рукавами и полами и в дикую шляпу.
Андрей Болконский надевает на голову подушку, изображая сумасшедшего, представляющего себя Наполеоном.
Андрей и Пьер
Для придания действию динамики актеры бегают по стульям и лазают по лестницам.
Походка, вообще, очень важна в этом спектакле. Отчаянно хромают: Шерер, Друбецкая и старый князь Болконский.
Я - не против: наверное, это в свое время было хорошо придумано. Беда только в том, что за 17 лет актеры немного постарели.
Актер Андрей Казаков - 1965 года рождения. Когда этот очень полный и уже немолодой человек бегал по стульям, он один раз чуть не упал, очень напрягался, боялся оступиться - ну что в этом хорошего?
Полина Агуреева в 40 лет играет 13-летнюю девочку. Ей нужно играть ребенка - она особым образом выгибает ноги, много бегает, топая ногами, но не похожа она на ребенка, увы.
Ксении Кутеповой - 45 лет, Тюниной - 49.
Более-менее в своем возрасте только Андрей Болконский - актеру Любимову 40 лет.
И почему-то все они выглядели очень усталыми. Может, утомились лазить по лестницам?
Для чего Фоменко ставил этот спектакль? Может быть, он хотел найти ответы на некоторые вопросы? Например, почему князь Андрей идет на войну? Из романа мы знаем, что он мечтал о славе. Но у Фоменко - это только один из его мотивов. Другой, и более сильный тот, что он не хочет жить со своей женой.
Чем же бедная женщина так его допекла? Мы знаем, что в будущем, когда нелюбимая жена умрет, князь сильно влюбится в Наташу Ростову. Так чем они отличались друг от друга?
Наташа в спектакле показана, как очень живая, естественная и даже буйная девочка, а княгиня Лиза - слишком воспитанная, жеманная женщина. Она постоянно одергивает Болконского - ей кажется, что он проявляет бестактность, слишком горячится. Лиза, в первую очередь - светская женщина. А большой свет не мил князю Андрею.
Но Фоменко жалеет беременную княгиню. Она боится рожать, и ведь мы знаем, что не зря она боялась. Почему же Андрей был с ней так бессердечен?
Он погнался за химерой, предпочел славу, которая была от него недосягаема - шут гороховый.
В конце спектакля поют грустную песенку про Мальбрука, который в поход собрался и оставил жену вдовой. Если не знать романа, то можно подумать, что так все и было.
Вместе с тем, при просмотре спектакля меня посещали и другие мысли. Там герои много говорят о будущей войне с Наполеоном. У них получается, что вот, есть Наполеон, который хочет поработить весь свет, но мы, русские, положим ему предел. А союзников у нас почти нет: герои смотрят на карту, горячатся: «А что же Австрия? А что же Пруссия?». Но одновременно прогнозируют, что и та, и другая нас прекрасно предадут - одним придется драться с Наполеоном. А Англия слишком меркантильна - они до последнего будут ждать, чем дело кончится.
И все обожают своего государя.
Мы знаем, чем все кончилось: Наполеон напал на Россию, Пруссия нас предала, а когда мы выгнали Наполеона вон, и он потерял свою армию, то победителем Наполеона быстро стали Англия, Пруссия и … Франция в лице своих эмигрантов. И ведь точно такой же номер они проделали и с Гитлером!
Разве сегодня Россия опять не собирается в одиночку бороться с мировым злом - с ИГИЛом? Но теперь союзников у нас нет совсем.
Кроме того, я впервые обратила внимание на то, что действующие лица представляют как бы одну большую семью: все друг друга знают, все в дальнем родстве.
Графиня Ростова дружит с княгиней Друбецкой с девических времен. Князь Василий ухаживал за будущей графиней Ростовой и сожалеет, что она предпочла ему графа.
Ростова хорошо знает мать Долохова и сожалеет, что у такой хорошей женщины такой непутевый сын.
Ростова говорит о старом графе Безухове, что красивее мужчины она в жизни не видела.
Жюли пишет Мари о своем романе с Николаем Ростовым.
Пьер помнит Бориса Друбецкого мальчиком.
Кстати, а почему в романе нет ни одного слова ни о матери Пьера, ни о матери Болконского?
Еще я обратила внимание на то, как инфантильны мужчины в романе Толстого.
Николаю Ростову в 1805 году 20 лет, его другу Борису Друбецкому тоже. О Борисе без конца хлопочет мать, а 20-летний Ростов чуть-чуть не умирает от счастья, увидев царя. В 21 -22 года Ростов проигрывает в карты огромную сумму, разоряя семью.
20-летний Пьер считается чуть ли не шкодливым подростком. Он безобразничает вместе с гусарами, которым и вовсе под 30 - Долохову, например, 25 лет. Анатолю Курагину - 22 года.
Пете Ростову, который погибает как бы ребенком, в 1812 году было 16 лет.
А вот с женщинами все наоборот.
«Жюли было двадцать семь лет. После смерти своих братьев она стала очень богата. Она теперь была совершенно некрасива; но думала, что она не только так же хороша, но еще гораздо больше привлекательна теперь, чем была прежде... Мужчина, который десять лет тому назад побоялся бы ездить каждый день в дом, где была семнадцатилетняя барышня, чтобы не компрометировать ее и не связать себя, теперь ездил к ней смело каждый день и общался с ней не как с барышней-невестой, а как с знакомой, не имеющей пола».
А как вы думаете, сколько лет было старухе Ахросимовой?
«Марья Дмитриевна Ахросимова говорит: Пятьдесят восемь лет прожила на свете...».
Графине Толстой в конце романа, в 20-м году, тоже 58 лет - она описана, как полный овощ.
Княжна Марья в 1811 г., она, «старая сухая княжна», завидует красоте и молодости Наташи. Наташе - 18 лет, а княжне - 26 лет.
Впрочем, после 30 лет нет уже жизни и мужчинам. В 1809 году Андрею 31 год. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно беспременно решил князь Андрей.
А через два года мы узнаем, что «князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем».
О возрасте героев «Войны и мира» интересно написано вот в этой статье:
http://www.philology.ru/literature2/blinkina-98.htm «Тринадцатилетние герои предстают в романе существами заведомо осмысленными: Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка.
Однако в памяти еще живо то время, когда этот возраст считался вполне взрослым: - О нет, какой рано! - сказал граф. - Как же наши матери выходили в двенадцать-тринадцать лет замуж?
Возраст тринадцать-пятнадцать лет изобилует стереотипами "первая любовь - первый поцелуй": Наташа... глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены.
Так смотрят именно девочки тринадцати лет, иногда пятнадцати, ни в коем случае не семнадцати, о чем позже. В пятнадцать лет у героинь Толстого закладывается не только пол, но и полярность. Взять, например, Соню в пятнадцать лет: «она плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. К шестнадцати годам формирование благополучно завершится: Соне минуло уже шестнадцать лет, и она была очень красива...»
Вообще же три стадии формирования взрослого героя наглядно показаны в следующем отрывке:
«Вера была двадцатилетняя красивая девица; Соня была шестнадцатилетняя девушка во всей прелести полураспустившегося цветка; Наташа полубарышня, полудевочка, то детски смешная, то девически обворожительная».
Итак, роман начинается в 1805 году. Первый бал Наташи Ростовой - 1810 год. Эпилог - это 1820 год.
В 1805 году: Наташе Ростовой - 13 лет, Соне - 15 лет, Николаю Ростову, Борису Друбецкому, Пьеру, княжне Марье - по 20 лет, Элен Курагиной - 19 лет, Анатолю Курагину - 22 года, Долохову - 25 лет, князю Андрею - 27 лет, графине Ростовой - 43 года, Шерер - 40 лет, Пете Ростову - 9 лет, Жюли - 23 года.
Другой вопрос, что Толстой сдвигал возраст героев в ту или другую сторону в зависимости от обстоятельств. Самым анекдотичным является беременность княгини Лизы: она сильно беременна в июле 1805, а рожает в марте 1806.
Но все равно, все же хорошо бы придерживаться рамок.
Наверное, в 2001 году спектакль Фоменко был прекрасен, так как актеры были близки к своим возрастам.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)