В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Медицинские байки)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Коллега с соседней кафедры рассказал, как он недавно был в Голландии на курсах по public health. Там широко используются разные формы проведения занятий, в том числе их группе дали очень сложную вводную: «В мире начинается жуткая эпидемия птичьего гриппа, а вакцины и мощностей для ее производства не хватает. Что Вы будете делать для решения проблемы?» и раздали карточки, кто кем будет: кто главой ВОЗ, кто еще кем. Коллеге досталась роль министра здравоохранения Греции, и он, как наш человек, тут же предложил двум туркам, игравшим роль фирм по производству вакцины, откат. За 5 минут они договорились о деталях, Греция была спасена, они неплохо подзаработали, а остальные остались с носом.
В этом году, видно, для уравновешивания кармы, этот коллега проходит уже отечественные курсы повышения педагогического мастерства. На последнем занятии им читали очень долгую и нудную лекцию с кучей разных классификаций активных методов обучения и подробно растолковывали, что активные методы обучения намного лучше, чем пассивные, а особенно плохи длинные и нудные лекции.
Эти активные формы и, особенно, ролевые игры, плохо укладываются в распорядок учебного процесса, однако они ценны тем, что позволяют взглянуть на ситуацию со стороны. В медвузах это, увы, не практикуется, а я помню, как у нас промежуточные зачеты у первокурсников принимали студенты старших курсов. Очень было полезно - и первогодков гоняли в хвост и гриву по всему курсу, и старшекурсники, получив такой опыт, потом проще сдавали экзамены и зачеты, ощутив себя в шкуре экзаменатора и осознав некоторые технологические моменты процесса.
Да и не только в учебном процессе в медвузе такие «смены ролей» были бы полезны. Вот врачи часто сетуют на сложности сбора анамнеза у пациентов, так как многие пациенты плохо понимают, как им надо себя вести. ИМХО было бы неплохо проводить такое обучение с особо тяжелыми случаями - заставлять пациента «собирать анамнез» у больных, чью роль играли бы врачи. Например, один представлял бы сурового немногословного мужика со стандартным ответом на любой вопрос о самочувствии «Да не очень, а чё?», а другой - словоохотливую бабульку.