Фильм Резо Гигинеишвили «Заложники». Ч2 - Как террористы и убийцы стали героями Грузии

Oct 01, 2017 14:29


окончание. Начало - https://uborshizzza.livejournal.com/4605151.html

Теперь о том, как воспринимались те события. Вот, например, одна из статей на эту тему из эмигрантской прессы



Юбилей, о котором говорится в заметке, это юбилей по поводу вхождения Грузии в состав России (Георгиевский трактат 1783 года - договор о покровительстве и верховной власти Российской империи с объединённым грузинским царством Картли-Кахети (иначе Картлийско-Кахетинским царством, Восточная Грузия) о переходе Грузии под протекторат России).

Грузия, естественно, гудела. Пришлось показывать по телевизору подробности расследования, показания очевидцев.

В Москве этот угон особо не освещался. Я не помню. 18 ноября был день рожденья моей мамы - никто о Тбилиси не говорил.

Сразу после 1991 года террористы были объявлены бойцами за освобождение Грузии от гнета. Единственную оставшуюся в живых террористку выпустили, а памятник погибшим пилотам разбили. Не знаю, цел ли он сейчас.

С самым большим возмущением воспринимается то, что родным не отдали тела террористов. До сих пор не найдены их могилы: именно это подвигло Резо Гигинеишвили поставить фильм об угоне самолета в 1983 году.

Теперь о том, как воспринимается фильм Резо Гигинеишвили: вот типичная рецензия

«Режиссер не пытается оправдать угонщиков, ведь во время захвата пострадали невинные люди. Но главные заложники в этой истории вовсе не пассажиры рейса 6833, а такие красивые и талантливые Ника, Анна и их приятели, которые мечтали о лучшей жизни за пределами этой несовременной и зажатой страны. Возможно, они осознавали, что этот дерзкий шаг закончится смертью.
Чтобы узнать достоверную информацию об этом страшном дне, Резо Гигинеишвили проделал впечатляющую работу. Режиссер несколько лет работал с протоколами допросов, беседовал со свидетелями угона самолета, родителями и стюардессами. "Удивительно, что ты слушаешь и понимаешь, что рассказывает историю пилот и он абсолютно прав. Мама угонщика с позиции мамы тоже права. В какой-то момент я почувствовал, что они хотят выговориться, несмотря на боль. Наверное, каждый человек в этой истории имеет право быть оплаканным", - считает автор "Заложников". На премьерном показе в Берлине обычные зрители и критики не скрывали слез и не спешили аплодировать. "Заложников" нужно понять, пережить и потом, не стесняясь, оплакать».

А это из интервью Резо Гигинеишвили, данном им «Радио Свобода»:

«- Даже в сценарии нам было трудно с образом священника. Потому что необъяснимо для меня до сих пор, почему человек 6 месяцев не имел особого контакта с этими молодыми людьми, а потом его привели и посадили в зал суда, - человека, которого вообще не было в самолете, - и он был расстрелян.
- Вы считаете, что версия советского следствия о том, что священник был вдохновителем этого заговора, несостоятельна?
- Я не знаю, какая ответственность, одинаково ли нужно наказывать этих людей - вопрос для меня открытый. Те люди, которые были в самолете, и человек, которого вообще там не было… Каким было его участие, насколько вообще его слушали? Не было ли это продолжением той же цепочки логической, контекста, как относились к религии в советское время? Я не могу доверять версии советского суда.
- А вы видели материалы процесса, уголовное дело?
- Да, безусловно, я читал допросы и архивные материалы, которые были мне даны для изучения, интервью с очевидцами.
- Это для Грузии очень важная история, она до сих пор не забыта, особенно в кинематографических кругах, потому что там были люди со студии "Грузия-фильм", актер и художник. Вы общались с кем-то, кто так или иначе соприкасался с этой историей, у кого там были родные, близкие?
- И участников массовых сцен, и артистов, и водителя в нашей съемочной группе - так или иначе всех каким-то образом коснулась эта история. Маленький город, огромный масштаб трагедии, поэтому очень личное отношение к этому вопросу у всех. За время, за этот большой период история обросла мифами, легендами, поэтому найти, где там правда или нет, только лишь можно, пообщавшись с этими людьми. В какой-то степени этим и продиктовано название картины "Заложники". Каждый из людей, с которыми я общался, с большой болью говорит о пережитом. Когда слушаешь этих людей, понимаешь, что у каждого своя правда. Поэтому наша позиция, что мы должны оплакивать любого человека, который является героем фильма. Я встречался и с Тиной, которая отсидела срок в колонии, и с мамой Геги, и со стюардессой, которая была на борту, и с главным пилотом. То есть работа была проведена большая.
- Вы тщательно реконструировали эту историю, но, наверное, что-то пришлось изменить, украсить, сократить, преувеличить…
- Когда имеешь дело с написанным сценарием, главное, чтобы был убедительным мир, о котором ты рассказываешь. Ты же там не был, ты пересказываешь то, что тебе рассказали с разных сторон, а у всех своя версия происходящего. Здесь не идет вопрос преувеличения... Ты сидишь в самолете, турбулентность - это уже большой стресс. Ты уже имеешь право на преувеличение, потому что эмоция настолько сильна, и что бы ты ни говорил - это твоя правда, и это надо уважать».
https://www.svoboda.org/a/28327160.html
Из коментов к интервью:
"Уважаемый Резо, в интервью Вы говорите "Ничего материального от этой страны практически не осталось". Ах, если бы! Осталось самое страшное: изувеченный генофонд. "Homo soveticus" - страшный ген, который десятилетиями - дай Бог, не долее - будет еще уродовать людей.

Подонки - это те, кто заседал в райкомах и принимал решения "выезд такого-то считать нецелесообразным". Они и должны закончить жизнь в тюрьме. А эти люди действовали в пределах необходимой самообороны.

Какое счастье, что эта страна развалилась.

про Овечкиных известно, что они прекрасно могли выехать: только что оттуда вернулись. Это не трагедия, а преступление спецслужб, расстрелявших ни в чем не повинных пассажиров. А главный укрыватель этих спецслужб - подонок Черкесов, вполне процветающий при путинской власти, а до этого активный участник преследования диссидентов.

А вот про Надю Курченко надо судить советскую пропагагнду, благодаря которой она поставила в опасность как свою жизнь, так и жизнь других пассажиров, которым на самом деле ничего не угрожало.
Кстати, этот угон имел и положительный эффект: после него Куба стала выдавать угонщиков в США.

По меньшей мере, четверть миллиарда людей были тогда заложниками преступной системы - и это не считая тех, кто не по своей воле оказался в странах СЭВ. Да, это была наша молодость. Моя молодость, если угодно, но я не плачу по ней, но оплакиваю ее - это не одно и то же»

Хотелось бы сказать, что вся эта история - очень кинематографична.
План побега мажоры почерпнули из учебного фильма «Набат», посвященном угону самолета, при котором погибла стюардесса Надежда Курченко.
В ходе судебного заседания преступники ссылались на этот угон, говоря, что тоже хотели войти в историю как герои сопротивления, подобно Бразинскасам. Так они отвечали на вопрос, почему не остались за границей во время своих зарубежных поездок - они бывали за границей по разным поводам.

Мажоры думали, что угон пройдет, как по маслу: от Батуми до Турции рукой подать. Им не пришло в голову, что экипаж будет сопротивляться.
А, действительно, что это экипаж заартачился? Летали бы себе в Турцию, а потом бы вернулись.
Но, во-первых, к моменту, когда террористы уже обнаружили свои намеренья, самолет из-за непогоды возвращался в Тбилиси. Во-вторых, как бы экипаж объяснялся с турецкой стороной, не зная английского языка, не имея соответствующих навыков? Ведь турецкие ПВО могли запросто уничтожить чужой самолет.
Как говорится, гладко было на бумаге…

Самые большие вопросы, конечно, к молодоженам. Это до чего же надо дойти, чтобы так подставить своих родных? Люди гуляют на свадьбе, счастливы, а вы им такой подарочек. Даже если бы угон прошел благополучно, то родных и гостей все равно бы таскали по допросам, у родителей были бы неприятности на работе - порушились бы карьеры. А сколько горя родителям: ведь в самом лучшем случае их детей ожидало бы заключение в тюрьму в Турции и неизвестное будущее - угонщиков самолетов никто не жалует.

Те же отец и сын Бразинскасы два года просидели в израильской тюрьме, потом их амнистировали. Гражданство США они не знаю, получили ли вообще, а право проживания в США добились только через 7 лет после угона - в 1977 году. Да и жили они плохо. В 2002 году сын спьяну убил отца и сейчас сидит в тюрьме - ему дали 16 лет.

На суде идейным вдохновителем заговора был назван монах. Но только ли он виноват?
Вспомним, что жених был уже популярным по меркам Грузии актером и на момент побега снимался в фильме знаменитого режиссера в роли, обещавшей ему всесоюзную, как минимум, известность. Его юная жена была беременна. Зачем ему было бежать, тем более, в такой момент?

Это был фильм Абуладзе «Покаяние», а Гега Кобахидзе играл роль внука тирана - того мальчика, который весь фильм выкапывал труп деда, а потом покончил с собой. Торнике олицетворял совесть, проснувшуюся в народе, в противовес соглашателям-родителям.
Юность - это возмездие и т.д.
Из-за поступка Кобахидзе роль Торнике пришлось переснимать с другим актером, который, кстати, в фильме «Заложники» сыграл отца-соглашателя.

«Покаяние» был показан в разгар Перестройки, в 1987 году. До этого, с 1984 года его смотрела избранная публика на кассетах.
Считаю, что «Покаяние» сыграло большую роль в очернении СССР. Тиран, в котором угадывался Сталин, якшался с самим дьяволом. Никакой коммунистической идеи у него не было, а он только хотел жрать сытнее. От жира тиран задумал подружиться с интеллигентным художником, но получил отлуп. Тогда он зверски уничтожил семью художника.
Вроде бы, ерунда, но как красиво это было реализовано! Головы, выглядывающие из земли; тиран, пожирающий рыбу - символ Христа, старушка, спрашивающая, ведет ли эта дорога к храму и др.








Дорога не вела к храму - она вела к аэродрому.

Думаю, что пребывание на съемках, постоянное обсуждение ужасов советской власти и довело впечатлительного молодого актера до того, что он был готов бежать куда угодно и как угодно.
Но Абуладзе в ничем таком не обвинили, а, напротив, он получил все возможные награды за свой фильм, что говорит о том, что развал Союза готовился очень тщательно, а не как побег этих молодых идиотов.

Фильм называется «Заложники», что означает, что, мол, все жители СССР были заложниками преступной советской власти.
А на самом деле мы все были и остаемся заложниками хищников из элит, которым всегда всего мало и которые уже разрушили СССР, а теперь собираются разрушить Россию.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Критика и критиканство

Previous post Next post
Up