Сегодня слышала на «Эхе Москвы» сетования про то, что современные дети уже не могут понять большую часть слов в стихах Пушкина, из-за чего следует то ли прекратить преподавать его в школе, то ли, наоборот, усиливать чтение стихов Пушкина, но больше объяснять.
В качестве примера было приведено, как дети в первом классе объясняют следующее четверостишие:
«бразды пушистые взрывая,
летит кибитка удалая;
ямщик сидит на облучке
в тулупе, в красном кушаке».
Дети решили, что кибитка - это летающее орудие кубической формы, которое взрывает пушистых браздов - пушистых птичек типа дроздов, а за этим наблюдает человек, чьей профессией является копание ям (ямщик). Он сидит на чем-то вроде небольшого обруча - облучке.
У других детей были другие ассоциации.
Ученица 2-го класса московской школы:
- Кибитка - это птичка, которая летит с Кубы и крыльями поднимает снег. А рядом сидит на стульчике или ящике дядя, профессия которого - таскать ящики (ямщик). Он одет в тёплое пальто и меховую шапку, поэтому снег, который поднимает птичка, не попадает ему в лицо.
Удалая - ну, хорошая, в общем!
Ученица 4-го класса британской школы (в Англии живёт 2 года)
Прочитала четверостишие. Задумалась. Подчеркнула слова, которые она может объяснить: пушистые, взрывая, летит, сидит, тулупе, красном.
Размышления по поводу неизвестных слов:
- Бразды - наверное, это что-то типа снега. Потому что пушистые, как снег. А там ещё про тулуп - значит, это зима.
Кибитка - может быть, поезд... Он очень быстро едет, и снег летит вверх и вниз...
Удалая - это умная.
Ямщик (ударение поставила на Я) - он роет ямы!
Облучок - на нём можно сидеть, я думаю, напоминает подоконник.
Кушак - может быть, шапка или ботинки такие у него?
УЧЕНИК 6-го класса немецкой школы (в Германии живёт 4 года)
- Кибитка удалая - тётка такая кибернетическая, шустрая.
Пушистые бразды - не знаю, бродячие кто-то, кошки?
Она - кибитка эта - мчится на бешеной скорости, бразды от ветра взрываются, и пу╫хи от них в стороны разные летят.
Ямщик - ямы который роет. Карлик, наверное. Потому что сидит на чём-то маленьком, фиг его знает, что такое этот облучок. Может, он в ямке сидит, ямщик - спрятался, боится кибитки?
Вдогонку родители уныло: а кто такой помещик, хоть знаешь?
- У него работа - помещать что-то, укладывать в коробки. Всё или ещё вопросы есть?
- ЕСТЬ! Кто такой Пушкин?
- Поэт.
- А... Ленин?
- (Пауза)... Это который богатых обокрал!
http://www.aif.ru/archive/1704424 Но вообще-то эксперимент нечистый.
Во-первых, нужно было давать отрывок целиком:
«Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
на дровнях обновляет путь;
его лошадка, снег почуя,
плетётся рысью как-нибудь;
бразды пушистые взрывая,
летит кибитка удалая;
ямщик сидит на облучке
в тулупе, в красном кушаке».
Во-вторых, взяты слишком маленькие дети - первоклассники или дети, живущие в чужой языковой среде - в Англии, в Германии.
Известно, что маленькие дети понимают слова буквально. На эту тему Чуковский прекрасную книгу написал «От двух до пяти».
- Мама, я такая распутница!
И показала веревочку, которую удалось ей распутать.
- Послушай, папа, фантазительный рассказ: жила-была лошадь, ее звали лягавая... Но потом ее переназвали, потому что она никого не лягала...
Юра с гордостью думал, что у него самая толстая няня. Вдруг на
прогулке в парке он встретил еще более толстую.
- Эта тетя заднее тебя, - укоризненно сказал он своей няне.
- Нинка выдра, выдра, выдра! - кричит пятилетняя Маша.
Ее сверстнице Клаве такое ругательство кажется слишком уж вежливым.
- Надо не выдра, а тыдра, - поучает она.
- Тыдра, тыдра, тыдра! - дружно кричат они обе.
Нина не выдерживает и в слезах убегает.
Или известный анекдот, как мальчик спросил, что такое «аборт». Мама долго смущалась, не зная, как ему объяснить, а потом догадалась спросить, где он слышал такое слово. Оказалось, что в песне - «А волны и стонут и плачут и бьются о борт корабля».
В общем, что уж в случае со стихами Пушкина такого необычного?
Когда я была маленькой, то мы с подружкой играли в «банкрота». Мы думали, что банкрот- это крот в банке. Почему-то это слово нас очень насмешило. Мы взяли банку и стали с ней бегать, воображая, что в ней крот. Когда нас спрашивали, что мы делаем, мы отвечали, что играем в банкрота - в крота в банке.
Но я знала, кто такой ямщик, потому что по радио часто слышала песню о ямщике - «Там, в степи глухой замерзал ямщик», да и гости за столом любили ее петь.
Знала я и что такое тулуп - тогда это слово не было редким.
Про остальное мне, наверное, объяснила мама, когда читала стихотворение. Ведь у нас были книжки с картинками, куда входили подобные стихи. Это потом мы узнали, что они из большой поэмы «Евгений Онегин». А, может быть, это было в школе - я уже не помню.
Вообще говоря, с нами занимались меньше, чем сегодня занимаются с детьми. Мне кажется, что сегодня дети не имеют ни одной свободной минутки от разнообразных кружков и репетиторов.
Разве сегодня детям не читают стихов, которые учили мы, не дают рассматривать книги с картинками?
Интересно, знают ли сегодня дети, что такое банкрот и аборт?
А вот такие слова дети знают: аккаунт, аудитор, байопик, брейк (кофебрейк, тибрейк), бодиарт, бодибилдинг, брифинг, брокер, воркаут, гаджет, гроулинг, даунтаун, даунхилл, дауншифтинг, дайвинг, девайс, дресскод, дрифтинг, имиджмэйкер, истеблишмент, картинг, клининг, консалтинг, контент, краудфандинг, кроссфит, лизинг, лифтинг, маркетинг, менеджер, мерчендайзер, мэйк-ап, овербукинг, паркинг, пати, пентхаус, промоутер, пруф, рафтинг, рейдер, релиз, рисепшн, риэлтор, сабж, сайдинг, саммит, сиквел, ситком, скайарт, скайдайвинг, снорклинг, сплит, стритрейсинг, суппорт (саппорт), сэмпл, таунхаус, тюнинг, хакер, хеджбек, фастфуд, фишинг, флеш-моб, франчайзинг, филлер, фича, фьючерсы, фэйк, фэйс контроль, холдинг, читинг, шопинг, шорт-лист, шугаринг, шутинг.
А вы их знаете?
Все пройдет.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)