В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)
предыдущее по теме…………………………………
следующее по теме
предыдущее по другим темам……………
следующее по другим темам
Многоуважаемый святейший Патриарх и блаженнейшие глубокоуважаемый члены Священного Синода (если перепутал форму обращения, то не со зла, а исключительно из незнания)!
Извините, что мы к вам обращаемся. Сами мы люди несистемные, в КПСС не состояли, в гэбухе не работали, из формальных правительственных и общественных организаций, включая РПЦ, состоим только в профсоюзе, но к деятельности церкви относимся с большой симпатией.
К сожалению, преосвященства, не знаю ваших никнеймов. Более того, даже допускаю, что некоторые из вас ввиду тяжкой занятости вообще не завели своих аккаунтов и читают ЖЖ как простые анонимы. Однако, не связанный узами партийной дисциплины, дерзну высказать вам свои наказы, не сомневаясь, что в случае их разумности Провидение доставит их по адресу.
Неизбежная суета с изменением круга обязанностей окончилась, пора вырабатывать план работы. Итак:
1. Постарайтесь избегать чрезмерного сближения с государственными структурами - потеряете больше, чем приобретете. Достаточно вспомнить стародавнюю историю, когда в начале 90х для получения денег на срочное восстановление храмов государство вместо денег дало РПЦ часть преференций от торговли табаком. В результате многие до сих пор поминают РПЦ как «лавочку, торгующую бухлом и сигаретами».
2. Государственные деятели сейчас оперируют значительно меньшими временными промежутками, чем церковь, поэтому у них вполне возможно использовать РПЦ для достижения краткосрочных целей. Да и моральный облик у них тоже… эээ… разный. Поэтому всякие чиновники, стоящие на служениях вместо мебели, верующих не радуют, а раздражают. А уж если Вы, Владыко, во время богослужения с прямой телетрансляцией не сдержите своих естественных порывов и заедете Кудрину кадилом в лоб с громогласным возгласом «покайся, сволочь!» - народу в храмах очень прибавится.
3.Благотворительность. РПЦ занимается ею непростительно мало,
а ведь это - одна из немногих организаций, обладающих достаточно высоким моральным авторитетом, чтобы можно было пожертвовать им деньги без уверенности, что их сразу разворуют. Церкви делают это, но мало и разрозненно - нужно же сильно развернуть такую деятельность, создать много больших проектов с постоянным информированием, сколько денег собрано, сколько волонтеров участвовало, что сделано.
4. Интернет. Ну почему РПЦ использует его так мало? Это ведь только средство, а греховность его определяется исключительно содержанием. Как не начнешь в Тырнете что-то про церковь искать, обязательно наткнешься на массу протестантов самого дикого толка. Мусульмане же вообще по Интернету в свою веру принимают. Пусть у большинства церквей, а не только у нескольких самых продвинутых будут свои сайты с расписанием богослужений и иных мероприятий, пусть будут Интернет-трансляции богослужений. Ну сделайте большой портал РПЦ, удобный в работе, с разделами - для интересующихся, для воцерквленных, для служителей (только без паролей), с толкованием Библии, с молитвами, с обсуждением и форумами морально-этических проблем, с теми же трансляциями и записями церковной музыки.
5. Интернет. РПЦ не просто использует его мало - многие деятели РПЦ используют его так, что хоть святых вон выноси. Все эти сайты православной медицины - это же ужас какой-то. Если не хотите указывать на недопустимость таких деяний - заведите свои большие ресурсы «православной медицины», но без экстремизма и идиотизма, сочетающие нормальную медицину и необходимость лечиться у врача с теми аспектами «здорового образа жизни», которые соответствуют пожеланиям церкви о поведении христианина, и дайте там объявление, что все эти мелкие сайтики ведутся конкретными лицами исключительно по попущению, но не по благословению РПЦ, в качестве самодеятельности, и вы приведенными там советами пользоваться не рекомендуете.
6. Изучение в школах «Закона Божьего». Вот не надо этого! Школа - такой инструмент, в котором обязательное изучение любого предмета вызывает к нему стойкое отвращение. Школьные уроки литературы с «прохождением» классиков привели к тому, что вместо них читают всякую муть, хотя писали классики намного интереснее, чем массовое чтиво, та же «фэнтези». Изучение в советских школах марксизьма-ленинизьма привело к идеологическому поражению СССР, когда о реальных плюсах социализма никто уже и думать не хотел. У той же РПЦ есть печальный опыт царской России с обязательным законом Божьим в школах. В результате, когда во время революции попов резали, никто за них не вступался.
7. Богослужение по 2 с половиной часа - это круто! Не могу советовать по изменению формы ее проведения, да и не уверен, что это было бы разумно, но я немного о другом. Современная церковь обращает внимание прихожан на то, что уходить с богослужения до его завершения нельзя, и сделаны церкви так, что выйти из них во время службы очень неудобно - один вход, приходится толкаться. Однако в результате это приводит к обратному эффекту - те, кто не может придти и отстоять всю службу, не приходит совсем. Постарайтесь сделать так, чтобы входить-выходить было проще. Например, в некоторых церквях есть дополнительных «боковой» вход - следите, чтобы он был постоянно открыт. Новые церкви проектируйте и стройте так, чтобы входов-выходов было побольше.
8. И вообще, не стоит злоупотреблять формулировкой, что «служение Богу - это подвиг». Не надо превращать присутствие в церкви на службе в пытку. Сам несколько раз слышал, как поп строил бабок и рассказывал, что здесь вам не тут - во время службы нужно стоять прямо и вытянувшись, «как свечка», и вообще: тяжело в учении, легко на том свете. Извиняюсь, могу немного напутать с датами, но вроде бы до 14 века в православных церквях, как и у католиков, стояли лавки, и молящиеся сидели, а убрали эти лавки просто чтобы больше влезало.
Скажу лично за себя - я в результате на службе быть просто не могу. Лавок в церквях или совсем нет, или они заняты немощными старушками. Ходить по храму неприлично, надо стоять, а у меня небольшой варикоз. Так даже не задумываюсь, но если простоять на службе полчаса-час, то ноги болят несколько дней. И я, извиняюсь, не один такой.
Многоуважаемый святейший Патриарх! Надеюсь, что Вы обсудите идеи по совершенствованию служения РПЦ не только с подчиненными и госчиновниками, но и со своим непосредственным начальством и примете правильные решения.