Сейчас много говорят и пишут об информатизации и интернетизации социума, о создании постиндустриального информационного общества. Говорят об этом исключительно в самых восторженных тонах, предвкушая массу плюсов, в том числе что «умных людей теперь начнут ценить». В качестве последствий ожидают «зеленую экономику», всеобщий социальный мир и резкое поумнение населения.
Однако исторический опыт не позволяет согласиться с подобным безудержным оптимизмом. Информационное общество, при котором основной вид деятельности большинства населения - работа с информацией - это третья техническая революция, основанная на промышленной обработке информации. В связи с этим вспомним, к чему привели первые две.
Первая промышленная революция - промышленная выработка предметов и инструментов, вторая - энергии. Уровень жизни, комфорт и прочие плюшки несомненны, но вот что произошло с самими людьми?
До этих революций средний человек, крестьянин или ремесленник, должен был много чего уметь. Он должен был уметь строить и ремонтировать дом, производить основные инструменты, управляться с животными и их упряжью, ездить верхом, валять валенки,… Сложных навыков требовало и ведение (женского) домашнего хозяйства, начиная от управления с русской печью, после чего требовалось умение солить, мариновать, делать квас, шить, вязать … Современный человек по сравнению с теми - «человек неумелый», единственное оставшееся повсеместно умение - гнать самогон.
Кроме навыков изменился и сам человек. Современный средний человек - создание не только неумелое, но и хилое и нежное. Уровень здоровья и средняя продолжительность жизни улучшились, но только за счет улучшения условий жизни и доступной медицинской помощи.
К абсолютно неприспособленным к жизни в трудных условиях надо отнести и всяких качков и спортсменов. Специализированная подготовка по узкому виду условной деятельности реальному выживанию вряд ли поможет.
Конечно, тот же Интернет резко улучшает возможности для образования и самообразования, но это только если учиться, тогда как есть масса способов для более приятного использования Интернета. Какой образовательный ресурс для подростка не сделай - с порнографией он соперничать не сможет.
Сейчас распространяется идея, что в современном мире много знать и не надо - все, что нужно, можно найти в Интернете, поэтому можно и не учиться. Это - явное самооправдание. Для использования Интернета как полезного источника информации нужно, во-первых, знать, что подобная информация в принципе есть и, во-вторых, нужно уметь этой информацией пользоваться. Для всего этого нужно уже владеть необходимым объемом информации.
В результате третья промышленная революция, с одной стороны, действительно резко увеличит число людей, основной работой которых является что-то типа копирайта, а, с другой - снизит средний образовательный уровень и интеллектуальные способности населения.
Здесь я должен заметить, что любой организм стремится, экономя ресурсы, редуцировать ненужные органы и возможности. Зачем иметь крепкие ноги, если есть автомобиль? Зачем уметь считать, если есть калькулятор?
Однако намного больше меня пугают перспективы четвертой промышленной революции, Думаю, что она будет связана с промышленной обработкой эмоций. Трудно сказать, как это будет реализовано - или химически, если разработают наркотики без выраженных негативных последствий, или за счет окончательной виртуализации окружающей среды. Действительно, сейчас получение положительных эмоций крайне кустарно. Все эти общения с друзьями, посещение театров, просмотр фильмов и т.д. - это доисторический век. После 4 промышленной революции все будут получать свое счастье стандартного промышленного качества. Но при этом для получения положительных эмоций полностью исчезнет потребность в других людях, другие будут только мешать. Так что человек лишится таких вредных и ненужных чувств, как любви, жалости, сострадания…
Итак, результат первой промышленной революции - люди разучились делать все своими руками,
Второй - стали хилыми,
Третьей - тупыми,
Четвертой - очень противными.
Но зато все будут очень довольными.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)