Евгений Водолазкин. «Лавр. Неисторический роман» Ч2

Apr 20, 2018 00:23


окончание. Начало - https://uborshizzza.livejournal.com/4775170.html

Городской посадник Гаврила предложил Арсению отправиться в Иерусалим. Он хотел, чтобы тот доставил к Гробу Господнему серебряную лампадку в память об умершей дочери. Ехать Арсений должен был не один, а со спутником - флорентинцем Амброджо.

Это еще один святой в романе. Амброджо умел видеть будущее и много думал о свойствах времени. Однажды во Флоренцию прибыл русский купец, который рассказал, что в Пскове ожидают Конец Света в 1492 (7000 по исчислению от Сотворения Мира) году. Это очень заинтересовало Амброджо: он знал, что в 1492 году Колумб откроет Америку. Не может ли быть это событие связано с Концом Света? Флорентинец выучил русский язык - брал уроки у того купца и уехал с ним в Псков. В Пскове к иностранцу отнеслись хорошо: посадника впечатлила масштабность поставленной задачи - вычислить Конец Света.

Предвиденья будущего у Амброджо были случайны и бесполезны. Только один раз он помог отцу, сообщив о грядущих ранних заморозках - тот успел собрать виноград.
Про себя предсказатель ничего не знал.
Он видел вдруг разные картинки. Например, как женщина рассматривает фотографию, снятую в семьдесят каком-то году. На снимке - весь рабочий коллектив их кулинарии. Они праздновали 20-летие открытия своего предприятия. Женщины принесли продукты и нарезали по тазику салата, а начальник принес шампанское и коньяк. Они так хорошо посидел! Снялись вместе на память. Она смотрит на фотографию и не верит, что все это было с ней.

К чему можно приспособить такую картинку?
Или он видит всю жизнь далекой пра-пра-пра…внучки его брата. Вот ей 15 лет (это 1920 год), а завтра выходит замуж ее старшая сестра. Девушка уверена, что жених любит ее, а не сестру. Во сне ей снится отрубленная мужская голова. Она догадывается, что ей снился далекий родственник, Амброджо - семейная легенда гласит, что он погиб где-то на Востоке. В свадебную ночь она идет по темному коридору, и вдруг кто-то затаскивает ее в кладовку и целует - это жених. Потом она выйдет замуж, родит детей, будет много путешествовать, напишет книгу про знаменитого родственника, а когда в глубокой старости ее спросят о самом выдающемся событии ее жизни, она скажет, что это была ночь свадьбы ее сестры.

Из-за таких видений Амброджо думал, что время - это условность. Все события на самом деле происходят одновременно, но Бог по своей милости установил время, чтобы люди не запутались. Так что Конец Света уже произошел или происходит постоянно.

Эту мысль Водолазкин подчеркивает с помощью языка романа. Большей частью он использует современный русский литературный язык, но, когда его герои излагают исторические анекдоты, переходит на древнерусский, а когда юродивые видят будущее - на сленг. Так Фрол регулярно вставляет в речь какие-нибудь современные крылатые фразы, например, "мы ленивы и нелюбопытны" или на вопрос о том, кто он, отвечает: "Кто- кто - *уй в пальто".

В третьей части «Лавра» Арсений и Амброджо добираются до Иерусалима. Гавриил дал им золотые венгерские дукаты (их зашили в одежду), рекомендательные письма. Они вышли из Пскова вместе с паломниками. Добрались до Орши, потом до Польши, потом шли по немецким землям, потом по Австрии, потом перешли через Альпы и пришли в Венецию. Из Венеции морем добрались до Палестины, оттуда арабские проводники на верблюдах взялись довести паломников до Иерусалима.

Это часть книги читается, на мой взгляд, лучше всего. Если бы не бесконечные рассказы про людей с песьими головами и причины появления соли в море, было бы, вообще, идеально.

Мне понравилось, что поляк все время хвалился, что в Польше все есть, а хорваты приняли паломников за турецких лазутчиков и решили их вздернуть. Арсению уже надели на шею петлю. Он думал, что до чего же, видимо, бедных хорватов достали эти турецкие лазутчики, и что скоро он увидится в Устиньей, но тут его спасли.

В одной корчме к Арсению пристала хозяйка. Она часто приходила к гостям и брала с них деньги за сексуальные услуги. Но он стал сопротивляться. Поднялся шум, и женщина обвинила Арсения, что он хотел ее изнасиловать, и стала требовать денег за бесчестье. Муж прекрасно знал, чем занимается его супруга, и не верил ей. Да и она кричала только для вида. Но Арсений неожиданно взял вину на себя и заплатил. Амброджо упрекнул его этим: теперь женщина совсем распояшется. Но, оказывается, в ней пробудилась совесть: она потихоньку вернула золотой обратно.

При переходе через Альпы один из паломников потерял своего осла - тот свалился в пропасть. Немец-паломник очень переживал: хотя этот осел постоянно его кусал, но немец считал, что животное способствовало его смирению.

Красочно описан страшный шторм и Венеция, которая очень понравилась Арсению. А жили они там во францисканском монастыре, куда их пригласил паломник, потерявший осла. Кстати, монахи ему отдали своего осла, тоже очень кусачего.

Арсений один раз тонул, но его спас Амброджо.

Настоящая же беда пришла уже в Палестине: проводники оказались наводчиками мамелюков. Мамелюки ограбили паломников, а кое-кого и убили. Они были настоящими хищниками - им нравилось именно убийство жертвы. Бандиты обезглавили Амброджо, а Арсения ранили. Это произошло из-за того, что друзья не хотели отдавать лампаду, которую везли по поручению посадника в Иерусалим.

Арсений выжил, посетил Гефсиманский сад и Храм Гроба Господнего, но об этом в книге уже подробно не рассказывается.

Арсений вернулся в Псков. Но так как путешествовал он около 10 лет, то его уже мало, кто узнал. Но посадник Гавриил его помнил. Юродивый Фрол за это время успел умереть. Он просил передать Арсению, чтобы тот стал насельником Кирилло-Белозерского монастыря.


Там Арсения постригли под именем Амвросия. Потом он принял схиму под именем Лавра.

Все это время Арсений продолжал лечить людей. Слава его была велика.
Долгое время Арсений сомневался, правильно ли он себя ведет. Он ждал хоть какого-то знака, чтобы подтвердить это. Ведь он постоянно обращался мысленно к Устинье: «Знаешь, любимая…», но ответа не получал.

Но после Иерусалима Арсений почему-то успокоился. Он стал совсем седым и старым, хотя ему еле исполнилось 50 лет.

Став схимником, Арсений начал искать себе какую-нибудь пещеру. И он нашел ее недалеко от тех мест, где родился.

Местные жители разузнали, кто поселился в лесу, и опять пошел поток болящих и страждущих.

Иногда в пещеру приходил ночевать медведь. Он жаловался, что никак не найдет себе берлогу. Арсений пускал его к себе, уговорившись, чтобы медведь не храпел ночью. Но когда медведь все же нашел берлогу, вздохнул с облегчением. А весной в его пещере появился новый человек. Это была деревенская сирота, малолетка.

В тот год был голод. Люди искали причину беды и нашли ее в забеременевшей девчонке. Ясно же, что обрюхатить ее мог только дьявол - вот оттого и случился голод. Деревенские подожгли ее избу, но сирота успела сбежать и спряталась в пещере Арсения. Какое-то время ее не могли найти, но потом догадались.

И вот люди обступили пещеру Арсения и требовали отдать им девчонку - она понесла от дьявола! Но девушка вышла сама и сказала, что отец ребенка - Арсений. Он подтвердил.

Тогда люди поняли, что очень ошибались в схимнике: думали, что он - святой, а он - как все, даже хуже. И они перестали приходить к Арсению за помощью. Некоторые еще приходили по старой памяти, но облегчения не получали: вся сила Арсения была в вере людей в него.

Но его это не слишком смущало. Он очень боялся, что опять не справится с родами. Даже ходил в деревню за повитухой, но той, как назло, не было дома. Пришлось принимать роды самому. В этот раз все прошло благополучно: родился мальчик.

Арсений взял младенца на руки, посидел с ним до утра и умер. Он знал, что умрет и заранее просил, чтобы его не хоронили, а бросили тело на растерзание зверям в болото - так поступали многие схимники.

От тела усопшего святого исходило благоухание. На месте его кончины собрались тысячи людей.

Молодая мать вышла к ним и сказала, что забеременела от мельника. Он взял ее за горсть муки пригрозил убить, если она кому-нибудь расскажет правду. Тот не стал отпираться.

Потом тело Арсения свезли в болото, как он и просил. Находящийся среди людей немец возмутился: «Как вы можете так с ним обращаться! Он же вас лечил!». Его спросили: «Ты живешь среди нас давно и до сих пор нас не понимаешь?» - «Не понимаю» - «Да мы и сами себя не понимаем».

Что хотел автор сказать своей книгой?
Мне кажется, что он хотел сказать, что времени не существует, а русский человек вечен.
Русский человек - это православный человек. Он каждую минуту ощущает свою греховность, потому что человек настолько ничтожнее бога, что грешит уже тем, что дышит. Русский человек уверен, что это он во всем виноват.

Как можно жить с таким мироощущением? А вот живем. Зато у нас есть святые.

Плохо только то, что другие народы, начинают думать, что раз мы считаем себя во всем виноватыми, то мы во всем и виноваты, а с ними все в порядке. Поэтому с чистой совестью обвиняют нас в чем угодно.


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Рецензии и критика: литература

Previous post Next post
Up