Джованни Сегантини

May 01, 2018 15:10

Когда я увидела в музее картину Джованни Сегантини «Злые матери», она меня заинтересовала. Я поняла, что художник, скорее всего, осуждал матерей, сделавших аборт, но все равно выглядела картина странно даже на фоне всего собрания галереи Бельведер в Вене.


Я тогда искала что-нибудь об этой картине и художнике, но не нашла. А тут я купила книгу «Искусство тоталитарной Италии» и там нашла еще одну картину Джованни Сегантини «Наказание похоти», очень похожую на «Злых матерей». Это заставило меня опять поискать материалы про художника.

Джованни Сегантини родился в 1858 году в Арко на озере Гарда близ Тренто в бедной семье. Тогда этот регион принадлежал Австро-Венгрии.
Когда ему было 5 лет, умерла его мать. Ей было всего 29 лет. Вряд ли, конечно, сразу, но у Сегантини сформировался какой-то культ умершей матери. Он считал даже, что виновен в ее смерти, потому что роды были тяжелыми, родился он слабеньким, но потом выправился, а мать так полностью и не оправилась.
«Я храню ее, мою маму, в памяти, и если бы это было возможно, чтобы сейчас, в этот момент, она появилась перед моими глазами, я бы узнал ее спустя 31 год. Я снова вижу ее глазами духа, этот высокий образ, как она устало шагает. Она была красивой, не такой, как утренняя заря или день, а как закат солнца весной. Когда она умерла, ей не было еще и 29 лет… Своим рождением я ослабил мою мать, от чего она и умерла спустя 5 лет. Чтобы оправиться от этой слабости на четвертый год после родов она отправилась в Триент, но лечения не оказали ожидаемого действия».

После смерти жены, отец Джованни перебрался в Милан. Дело в том, что умершая жена была у него второй, а в Милане жили уже взрослые дети от первого брака. Он спихнул ребенка на них, а сам с еще одним сыном уехал в Америку, и больше о нем не слышали.
Жизнь в семьях сводных сестер и братьев оказалась тяжелой. Мальчика якобы на целый день запирали в комнате, его не любили. Один раз он убежал и нашел приют у пастухов. Потом его вернули домой. Жил он то у брата, то у сестры. Брат торговал колбасой, сестра вышла замуж за виноторговца. Мальчик продолжал сбегать из дома.

Он любил рисовать. Один раз в очередном побеге он жил в деревне, где ему поручили следить за свиньями. Он нарисовал свинью на камне около хлева. Рисунок так восхитил крестьян, что они этот камень унесли из хлева и поставили в центре деревни.
Другой раз он рисовал мертвого младенца. «В первый раз я взял в руки карандаш для рисования, когда услышал, как женщина, всхлипывая, говорила своей соседке: “Ах, если бы у меня хотя бы была ее картина, она была так красива!” При этих словах я взволнованно взглянул на красивое лицо молодой, полной отчаяния матери. Одна из присутствующих женщин показала на меня и сказала: “Пусть картину нарисует этот мальчик, он очень способный”. Красивые, полные слез глаза молодой матери обратились ко мне. Она ничего не сказала, пошла в комнату, и я последовал за ней. В колыбели лежало тело маленькой девочки, которой было не больше года; женщина дала мне бумагу и карандаш, и я начал. Я работал много часов, женщина хотела, чтобы я изобразил ребенка живым. Я не знаю, получилась ли работа художественной, но я помню, что, вероятно, один миг женщина была счастлива, казалось, она забыла о своей скорби. Все же карандаш остался в доме бедной матери, а я лишь спустя много лет снова принялся за рисование. Тем не менее, возможно, это послужило первым зерном, из которого развилась мысль о том, что при помощи этого я мог бы выражать чувства».

Побеги надоели родным, и Джованни отправили в исправительный приют в Милане.

Вообще, возможно, он наговаривал на своих родных. Так он считал, что сестра нарочно лишила его Австро-Венгерского подданства, и он в результате всю жизнь не имел гражданства, и из-за этого он не смог попасть в места, где родился. Но на самом деле он не мог попасть на территорию Австро-Венгрии потому, что уклонился от службы в армии.

В приюте Джованни тоже чудил. Когда он должен был в первый раз идти на причастие, то настойчиво сопротивлялся. Он отбыл наказание, наложенное на него за это, и сбежал. Его схватили и вернули обратно, и он оставался в учреждении, пока ему не исполнилось пятнадцать лет. Его начальники соблаговолили согласовать свои методы воспитания с его характером. При этом они стали лучше ладить с ним. В конце концов, он осуществил свое желание, которое долгое время лелеял, и его отдали в обучение художнику. Учился он в Академии изящных искусств ди Брера в Милане. В 20 лет, не окончив курс, Сегантини, бросил учебу. Но он всю жизнь учился сам, пробовал разные техники, а также писал пьесы.

В 23 года Сегантини влюбился в сестру своего однокурсника. До этого он романов не имел.
Он попросил разрешения ее нарисовать в облике средневековой дамы с соколом.


Беатриче (Биче) Бугатти была из состоятельной семьи, на ней даже хотел жениться композитор Пуччини, но она выбрала художника.




Они жили вместе, имели 4-х детей, но так и не венчались. По-видимому, художник не любил церковь. В 30 лет Сеганини решил, что нужно жить в горах. Вместе с женой и детьми они пешком добрались до Швейцарии. Но переходы через альпийские перевалы так утомительны, что, несмотря на вечную нехватку денег, они все-таки взяли экипаж. Проезжая деревню Савоньин (Savognin), Джованни воскликнул: «Мне не нужно другого места! Я останусь здесь!», тут семья и прожила восемь лет. Потом семейство перебралось в Малойю (Maloja того же кантона Грубюнден).
Сегантини предпочитал писать на натуре. Во время написания «Альпийский триптиха» - «Природа»- «Жизнь» - «Смерть» у него началась лихорадка. Писал он это время как раз «Жизнь». Это были огромные, в 4 метра картины.



Лучше всего удалась "Смерть". Почему "Смерть"? Родители привезли откуда-то мертвого сына, хоронить. Может быть, на войне погиб.



Ночью Сегантини встал и, несмотря на жар, неоднократно выходил на улицу в метель. На следующий день он поплелся к картине, которая стояла в небольшом отдалении от шалаша, и попытался работать. От слабости он заснул, его разбудили, и с трудом удалось проводить его домой. Но отказывался вызвать врача, хотя у них уже был телефон. Умирающий, вокруг которого собралась его семья потребовал, чтобы его кровать развернули к оконцу: он хотел видеть горы. Ему шел 42-й год. Сегантини умер 28 сентября 1899 на горе Шафберг, Понтрезина в Энгадине. Причину смерти я точно не знаю: читала в одном месте, что перитонит, но, с другой стороны, о болях в животе не упоминают. Пневмония?

В Швейцарии, в Сент-Морице есть музей Сегантини. Жива его правнучка.

Теперь, давайте перейдем к его картинам.
Самая известная, как я уже сказала, «Злые матери». Но этой картине предшествовала другая «Наказание похоти» или вариант «Преисподня для сластолюбивцев».
В буддистской мифологии художник обнаружил учение о том, что женщины, которые жертвуют свою жизнь чувственности, вместо того, чтобы посвятить себя материнству, приговариваются за это после смерти к скитанию и парению над пустынными снежными полями. Парящие женщины приговорены к мукам долговременного бездействия; именно бесконечно однообразное движение над пустынной поверхностью увеличивает впечатление вечного наказания.
Поэтому он нарисовал широкое снежное поле, на котором глаз не находил спокойного места, с темной цепочкой гор на ближнем и ослепляюще-белой на заднем планах. Над безотрадной поверхностью неподвижно парят призрачные, мертвенные тела женщин. Они проплывают мимо друг друга, задевая боками, цепляясь волосами. Жуть, правда?



Что касается «Злых матерей», то здесь еще присутствует и вечно голодный младенец. Он вечно просит молока, но в груди его замерзшей от безразличия матери нет ни капли.

Нет ли в этой картине тайной обиды самого художника на мать, которая рано его покинула?


Но если есть плохие матери, то есть и хорошие. Похоже,что эта мать и ее дитя мертвы, но они вечно вместе, и она вечно дарит ему свою любовь.



Однажды, когда Сегантини намеревался подняться на внешний хребет одной из высоких гор в Альпах, в тот момент, когда до вершины оставалось лишь несколько шагов, он отчетливо увидел, как на фоне сияющего голубого неба выделялся большой цветок. Лежа на животе на склоне горы, художник рассматривал милое чудо, которое одиноко стояло полностью освещенное на фоне неба. И тут случилось так, что цветок перед его глазами словно превратился в гиганта и в его воображении получил привлекательные человеческие формы. Большой стебель превратился в согнутую ветвь, и из этого возник полный грации образ сидящей румяной молодой женщины со светлыми волосами, держащей на коленях голенького ребенка; а ребенок держал в руках яблоко темно-красного цвета, соответствовавшего цвету крепкого стебля, выросшего из цветка. Тогда Сегантини нарисовал это видение и назвал его: «Da un fiore dell’ alpe», «О цветке Альп». Позже он переименовал картину в «Плод любви».



Вот еще символические картины





Помимо символических картин, Сегантини писал в духе реализма, пуантилизма.
Вот еще тема материнства. Эти картины называются "Две матери".





Еще он писал пастухов, овец, горы, священников, натюрморты, портреты.












На этом видео в хорошем разрешении можно посмотреть больше картин этого художника.

image Click to view




В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))

ИЗО

Previous post Next post
Up