Ч. 4
https://uborshizzza.livejournal.com/4839899.html Помимо сложной судьбы подруг, в книге содержится некоторое описание политической обстановки 50-80-х годов в Италии. Она характеризовалась постоянной борьбой неофашистов с коммунистами. Неофашистов потихоньку поддерживали США, коммунистов - СССР.
Нужно иметь ввиду, что это для нас фашизм - зло, а итальянцы в свое время добровольно выбрали Муссолини, и там до сих пор полно его поклонников.
70-е годы из-за этого называли даже «свинцовыми 70-ми». В 70-е чуть было не произошел фашистский переворот.
На левом фланге не было единства. Коммунисты были травмированы разоблачением культа личности Сталина. Часть из них в итоге перешла к социалистам всех мастей, а часть ушла в террористические «Красные бригады». В 90-х годах «Красные бригады» были разгромлены.
Все это нашло отражение в романе. Квартал, где жили Лилы и Лену, управлялся фашистами. Главного фашиста дона Акилле убили, а в его убийстве обвинили плотника-коммуниста. Коммунист умер в тюрьме, его жена повесилась, а сын Паскуале вначале стал коммунистом, а потом членом «Красных бригад». В 90-х его посадили по обвинению в многочисленных убийствах произошедших за эти годы в квартале: убийство матери и сыновей Солара, убийстве фашиста-аптекаря Джино (Лену одно время с ним встречалась), убийстве колбасного фабриканта Бруно. Но он ли всех их убил, так и осталось неизвестным.
А выдала Паскуале его соратница и любовница, дочь профессора Гилиани, Надя. Но до этого они лет 10 прятались от властей. Как-то Надя сказала, что Лену и Лила - отродья люмпен-пролетариата, но Лила хотя бы не притворяется милой, как Лену. То есть,несмотря на самые левые убеждения, Надя презирала бедняков.
Тот парень, который был любовником Лену в университете, Франко, сильно пострадал от рук фашистов: ему выбили глаз, переломали кости. Он от этого так и не оправился. Франко говорил, что неравенство, эксплуатация человека человеком, присвоение капиталистом прибавочной стоимости теперь считается свободой и демократией, что пролетариат вымирает. Он не хотел на это смотреть и покончил с собой.
Вся семья Айрота примыкала к левым, причем, отец был коммунистом, а дети больше тяготели к социалистам. Сестра Пьетро давала в своей квартире приют всем гонимым, сама преподавала в университете, помогала бедным студентам, но в 90-х бросила работу. Лену спросила ее, как же она теперь живет, на что та ответила: «Ведь я же из богатой семьи».
В 90-х профессора Айроту чуть не посадили за коррупционные сделки, хотя он сам денег не брал, но помогал другим.
Характерна карьера выходца из народа Нино. Вначале он был социалистом и спорил с профессором Айротой о желательной скорости перемен. Нино был за постепенность, Айрота его критиковал. Нино удалось добиться того, что он стал депутатом парламента, но в 90-е его посадили за взятки. Благодаря хорошему адвокату он вышел из тюрьмы, но порвал с левыми, а стал правым политиком и оказался в сенате.
Вот ведь какие страсти кипели в Италии, а мы на это как-то не обращали внимания.
Почему же левые проиграли? Плохую услугу им оказало развенчание культа Сталина и распад СССР. А еще прав был Франко: пролетариат исчез, а именно он был основным носителем коммунистических убеждений. Лавочники же всегда тяготеют к фашизму.
Сейчас кажется, что все в Италии живут зажиточно. Но так ли это? Если посмотреть на судьбы героев тетралогии, то этого не скажешь. Из всех в люди выбилась одна Лену. Все остальные умерли раньше срока в бедности или же их убили.
Может быть, права Лила, что социальный прогресс невозможен?
Все же в 50-60-х годах в Италии на фоне плана Маршалла произошло экономическое чудо: ВВП рос на 5% в год, и быстрее было только у Японии. В романе это отмечено мимоходом - в 50-х годах в квартале был бум открытия новых магазинчиков, мастерских.
В 70-е темпы роста замедлились. Рабочие начали проявлять недовольство, устраивать забастовки, но работодатели стали нанимать для борьбы с ними неофашистов. Эти сцены мы видели на примере колбасного завода, где работала Лила.
Интересной была ситуация с образованием. Оно не менялось с 1923 года. Но как раз, когда Лену окончила лицей, в университеты начали на бесплатной основе принимать детей рабочих и крестьян. Это вызвало конфликты с преподавателями: их нагрузка очень увеличилась, они не хотели идти навстречу бедным студентом, которые не имели начальной хорошей образовательной базы. Преподаватели ставили плохие оценки, студенты возмущались. Одним из таких преподавателей был муж Лену. Она с ним на это постоянно спорила, говоря, что бедным студентам нужно дать шанс.
Альдо Моро (возглавлял 4 правительственных кабинета) провел новую реформу образования: он ограничил количество учащихся вузов, повысил требования к поступавшим. Также он заигрывал с фашистами. За это его и убили члены Красных бригад в 1978 году.
О смерти Моро тоже упоминается в романе. Это случилось в разгар романа Лену и Нино: они так были заняты друг другом, что почти не заметили главного политического события 70-х.
Большим событием для Италии было появление противозачаточных таблеток. До этого итальянские семьи были многодетными. Лену и Лила были одними из первых, кто стал принимать таблетки. Это было в 1967 году.
Думаю, что итальянцы найдут в книге больше примет времени. Я же так и не поняла, как они из массовой бедности перешли к массовому благополучию. Но дети Лену все равно считают Италию глубокой провинцией и жить в ней не хотят.
Лила никогда не выезжала из Неаполя, а Лену бывала и за границей и жила в Пизе, в Милане, во Флоренции, в Турине. Обо всех этих городах сказано совсем немного - итальянцы привыкли к своим достопримечательностям и не замечают их. О Флоренции она пишет, что ей там не нравится цвет домов, но она любит гулять вдоль Арно. В Пизе она тоже гуляла вдоль Арно, а сама Пиза ей надоела. В Турине холодные зимы (в Норильск бы ее).
Лила только на старости лет стала изучать Неаполь, а Лену после того как вошла в круг интеллектуалов, побывала в неаполитанском археологическом музее.
Так что, если кто-то хочет увидеть картины Италии в этом романе, то он прогадает. Да и образ Неаполя, в общем-то, не складывается, хотя ему посвящено несколько страниц. Описание, похоже, взято из путеводителя.
Но вернемся к главной теме романе: взаимоотношений подруг.
Лену - блондинка, носит очки. Лила - брюнетка, красавица. Лену большую часть жизни сидит на диете, Лила худа, как щепка, часто забывает поесть. Лену - старательная, способная. Лила - гениальная. Лила страдает психическим заболеванием. Лену отличается завидной психической устойчивостью.
Кто из подруг добился большего? Конечно, Лену. Она на 100% реализовала свои способности. К 66 годам она имеет имя в литературе, квартиру в Турине, 3-х дочерей и внуков за границей, дога, с которым прогуливается в парке; у нее все еще иногда случаются любовные интрижки с мужчинами моложе нее.
Как далеко она ушла от квартала, где родилась! В квартале все вечно грызлись друг с другом, мужчины дрались и могли убить за взгляд на их сестру или жену.
А Лила осталась в квартале, в той же квартире, где родилась.
В жизни Лену не было таких трагедий, как у Лилы: она не теряла ребенка, ее не били, не насиловали, не унижали, она не жила в страхе. И большую часть жизни она общалась с образованными и воспитанными людьми.
А Лила большую часть жизни боролась со злом в лице Солана. Она пыталась принести в квартал что-то хорошее: в частности, организовала там компьютерную фирму.
Лену завидовала подруге, а Лила хотела, чтобы Лену достигла успеха. Но ей не все нравилось в подруге. Лену показала ей свой второй роман, а Лила, прочтя его заплакала - он показался ей бездарным, и она расценила это как свое поражение.
Зато публике романы Лену нравились, как и ее рассуждения о феминизме и социализме. Правда, к 2002 году ее забыли, но повесть о пропаже ребенка подруги вновь заставила ее вспомнить. А уж какого успеха она добьется, когда опубликует тетралогию!
А, может быть, Лену стоило посвятить жизнь подруге, помочь ей бороться с ее демонами? И тогда Лила чем-нибудь да облагодетельствовала бы человечество, и Лену осталась бы в истории вместе с ней.
Читатели спорят по поводу подруг, но, по-моему, авторская позиция по этому поводу выражена ясно: Лила тут неудачливый Моцарт, а Лену - добившийся признания Сальери.
В целом я бы не назвала «Неаполитанский цикл» очень хорошей книгой, хотя его и хвалят. Больше всего он похож на романы Дины Рубиной. Если вам по душе такое творчество, то романы должны понравиться.
Скоро выйдет сериал по этим романам.
А пока
https://uborshizzza.livejournal.com/4840374.html
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)