В ЖЖ очень любят предъявлять претензии к старым советским фильмам: к «Иронии судьбы», к «Москва слезам не верит». К этому я уже привыкла как к неизбежному злу.
Но вот умер Николай Караченцов, и блогер Германыч разместил огромный пост про фильм «Старший сын», в котором Караченцов сыграл заглавную роль.
Германыч не может понять, почему авторы фильма вслед за драматургом Вампиловым, по пьесе которого поставлен фильм, сделали главного героя, Бусыгина, положительным героем.
Бусыгин же - аморальная личность. Судите сами: он вкрался в чужую семью, выдав себя за незаконно рожденного сына главы семейства Сарафанова. Пользуясь этой выдумкой, он ест-пьет на халяву, кормит своего случайного знакомого Сильву. Мало того, он разрушил отношения дочери Сарафанова с ее женихом-курсантом военного училища, потому что сам положил на нее глаз.
Да разве это хорошие поступки? Даже Сильва лучше Бусыгина - ему было неловко обманывать Срафанова и он, в конце концов, раскрыл семейству глаза на безобразия этого «сына».
Но вместо того, чтобы сказать спасибо, хорошего парня Сильву гонят вон.
А как могла дочь Сарафанова Нина предпочесть своего правдолюбивого жениха вруну Бусыгину? Ведь жених был совершенно прав, когда раскрыл, что Сарафанов-старший играет на похоронах, а не в филармоническом оркестре, где он раньше работал. Сарафанова оттуда уволили, но он стыдился этого и скрывал этот факт от детей. А дети знали, что отец больше не работает в филармонии, но поддерживали ложь отца, делая вид, что он по-прежнему ходит в филармонию.
Германыч негодует на то, что правдивый жених был изгнан из дома, когда настойчиво стал доказывать, вопреки просьбам остановиться, что видел Сарафанова, играющего в оркестре на похоронах.
«Кругом в этом фильме нелогичность и несправедливость» - негодует Германыч.
Другие блогеры тоже возмущаются нелогичностью и даже аморальностью старых фильмов: как можно было выбрать пьяницу Лукашина вместо правильного Ипполита? Как можно было большой начальнице Кате влюбиться в пьяницу и простого рабочего Гошу, который, к тому же, еще заявлял, что все в доме будет решать он на основании того, что он - мужчина?
Вот ведь бред.
В жизни и искусстве ведь все происходит только по правилам и очень логично, разве нет?
Когда я все это читаю, я просто балдею. Неужели такие люди в самом деле существуют? Что, не было тысячелетий искусства? Что логичного, например, в том, что троянцы внесли огромного деревянного коня за неприступные стены Илиона? Как они не смогли догадаться проверить, что у коня внутри? Ну и так далее.
Искусство должно быть логично. Вот пример.
Click to view
Увы, товарищ Огурцов не умирает в ЖЖ-истах.
Почему все было так нелогично в пьесе Вампилова «Старший сын»? Потому что сама жизнь нелогична. К моменту появления Бусыгина жизнь семьи Сарафановых зашла в тупик. Отец потерял работу. Ему было стыдно признаться, что из него не получилось хорошего музыканта - ведь музыка была для него всем.
Уныние отца, его неудачи (еще его бросила жена) тяжело влияют на детей. Они его любят: ведь мать и их бросила, а он всего себя посвятил им, но им надоела такая жизнь.
Нина готова выйти замуж за парня, которого она не любит, лишь бы уехать из города. Васенька бунтует против авторитета отца. Запрещает то и се, а сам-то кто?
И вот появление нового человека все меняет. Нарыв прорывается.
Сарафанов вынужден признаться самому себе и детям, что он - неудачник. Он думает, что дети не будут его любить, раз он - неудачник.
Но Бусыгин говорит ему важные слова: «Где же еще нужен музыкант, как не на свадьбах и похоронах»? И Сарафанов понимает, что его любит хотя бы этот внезапно появившийся сын. А вслед за этим он понимает, что его дети его любят и всегда любили, но не знали, как об этом сказать.
Зачем Нине нужен муж-правдолюб? Он не гибкий, он не понимает людей. Она бы с ним была несчастлива, да и не любит она его. Правильно его выгнали.
И Васеньке нужен старший товарищ, который объяснит, что к чему. Отец его уже не все понимает в современной жизни.
Бусыгин - ангел-спаситель этой семьи.
А что хорошего в Сильве? Вначале согласился морочить голову людям вместе с Бусыгиным, потом стал его разоблачителем. Стукач обыкновенный.
Почему роль дали Караченцову? Потому что он был харизматичный и добрый, хотя и взбалмошный. Ведь Бусыгин тоже добрый - за это его и полюбил зритель.
Вообще-то пьеса и фильм не о Бусыгине - она о Сарафанове. Маленький человек находится в отчаянье: его бросила жена, его отлучили от настоящей музыки, дети его не уважают. Ему кажется, что он никому не нужен, что жизнь прожита зря. И вдруг появляется "старший сын", и этот сын - удачный, он студент мединститута, и он понимает и уважает Сарафанова. Сарафанов ухватился за него, как за последнее оправдание своей жизни. Казалось бы, он должен испытать ужасное разочарование, когда выясняется, что это не его сын. Но этого не происходит: минуты надежды на лучшее оказалось достаточно, чтобы жить дальше. И дети, оказывается, его любят, да и нет ничего стыдного в том, чтобы нести музыку туда, где она нужна - простым людям на свадьбы и похороны.
Посыл пьесы в том, что иногда добрая ложь лучше злой правды.
Что касается общей унылости пьесы, то это потому, что Вампилов ощущал грядущие тектонические сдвиги. Он чувствовал, что в советской жизни что-то сломалось.
И, да, жизнь - нелогична. А настоящее искусство - зеркало, отражающее жизнь, но дающее надежду на лучшее. Такими являются и пьесы Вампилова, и спасибо ему за это.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Блогосфера)