В «Новой газете» Юрий Батурин публикует шуточные законы о реформировании науки. Напоминает шутки из сборника «Физики шутят». Но это не совсем шутки.
Автор - тот самый Батурин, который состоял в гайдаровской команде реформаторов, а потом отошел от дел и стал космонавтом.
Вот здесь полная версия, а я даю некоторые цитаты оттуда.
https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/12/23/79039-osnovy-teorii-reformirovaniya-nauki «…Теория реформирования науки, ныне считающаяся классической, развита такими мыслителями, как М.Е. Салтыков-Щедрин («О средствах к совершенному наук упразднению, с таким притом расчетом, чтобы от сего государству ущерба не произошло и чтобы оное, и по упразднению наук, соседей своих в страхе содержало, а от оных почитаемо было, яко всех просвещением превзошедшее».
Определение 1. Реформа
Реформа - преобразование формы.
Определение 2. Наука как инструмент
Наука - инструмент поиска неизвестного.
Следствие 1
Реформа науки - преобразование формы инструмента поиска неизвестного.
Определение 3. Наука как знания
Наука - совокупность знаний человечества.
Наблюдение 1
Никакая реформа не может изменить закон Ньютона.
Следствие 2
Реформа науки не меняет знания.
…
Постулат 1
Цель изменения формы инструмента поиска неизвестного - неизвестна.
Постулат 2
Неизвестная цель несознаваема.
Наблюдение 2
Если цель известна, то из этого не следует, что она сознаваема.
Лемма 1
Цель реформы науки всегда несознаваема.
Доказательство не приводится в силу тривиальности.
Теорема 1
Реформа науки сводится к внесению изменений в поиск неизвестного с несознаваемой целью.
Доказательство немедленно следует из определения 2, следствия 1, постулатов 1 и 2 и леммы 1.
Определение 4. Реформатор науки
Реформатор науки - некто, вносящий изменения в поиск неизвестного с несознаваемой целью.
Правило безошибочности реформ науки
Если цель реформирования науки неизвестна реформатору, то он никогда не ошибется.
Следствие 4
Науке неизвестны реформаторы науки, которые бы сознавали, что они делают.
Эвристический прием условно известной цели
Для непротиворечивого описания деятельности реформатора неизвестная ему цель может считаться условно известной, если реформатор в состоянии рассуждать о целеполагании.
…
Определение 5. Научная некомпетентность
Научная некомпетентность - непостижимая уверенность в том, что наука не сложнее бухгалтерской ведомости на выдачу ученым условной заработной платы.
Примечание 1
Заработная плата считается условной, если она пренебрежимо мала по сравнению с ценой получаемого результата научной деятельности.
Оговорка о точечных изъятиях из некомпетентности
Научная некомпетентность может содержать в себе отдельные включения как научной компетентности, так и мнимых значений воображаемой компетентности (точечные изъятия).
Определение 6. Воображаемая компетентность
Воображаемая научная компетентность - мнимая величина, характеризующая способность реформатора мысленно ориентироваться в проводимых им реформах.
Наблюдение 3
Если цель реформирования науки неизвестна реформатору, то результат реформирования науки зависит только от несознаваемой научной некомпетентности реформатора, но не от воображаемой научной компетентности.
Наблюдение 4
Результат реформирования науки не зависит от точечных изъятий из несознаваемой научной некомпетентности реформаторов.
…
Закон полета научной некомпетентности
Высота полета мысли пропорциональна несознаваемой научной некомпетентности реформатора.
Ограничение закона полета научной некомпетентности (по общему правилу)
Высота полета мысли реформатора науки не может превышать уровень полета, характерный для высших сил.
…
Определение 8. Глубина реформы
Глубина реформы - неубывающая функция глубины мысли реформатора науки.
Определение 9. Бездумная реформа
Бездумной называется реформа науки, проводимая с отрицательной глубиной мысли.
Определение 10. Отрицательная глубина
Отрицательная глубина мысли - высота ее полета.
Тезис Ивана Филоверитова, бывшего смотрителя чухломских училищ:
«Реформа есть такое действие, которое человеческим страстям сообщает новый полет».
Следствие тезиса Ивана Филоверитова и теоремы 1
Реформа науки есть такое действие по внесению изменений в поиск неизвестного с несознаваемой целью, которое страстям ученых сообщает новый полет.
….
Определение 12. Успешная реформа
Успешной реформой науки называется такая реформа, результат которой нравится реформатору.
Наблюдение 6
Реформатору нравится тот результат реформирования науки, который одобряют высшие силы.
Наблюдение 7
Результат реформы науки нравится реформатору, если старшинство его ранга растет при по-прежнему несознаваемой цели реформирования.
Следствие 6
Если реформатора не меняют, потенциал его некомпетентности еще не исчерпан.
Определение 13. Наука сегодня
Переходное состояние науки - непродолжительный период между двумя циклами неосознанного ее реформирования, когда цель реформирования уже становится условно известной реформатору, но еще остается несознаваемой им.
…
Правило двухшагового успеха
Всякая действительно успешная реформа науки осуществляется в два шага: на первом переходное состояние выдается за финал реформы, на втором - наука подвергается дальнейшему реформированию с повышением старшинства ранга реформатора.
Правило четности
При использовании двухшаговой схемы реформа науки оказывается безусловно успешной после каждого четного шага.
…
Реформа науки оказывается успешной тогда и только тогда, когда, минуя переходное состояние, она приводит к повышению ранга реформатора при условно известной ему, но так и неосознанной им цели реформирования.
…
Закон наихудшего результата
Наихудший результат реформ достигается в области максимальных значений несознаваемой научной некомпетентности реформатора.
Закон прогрессивной некомпетентности
Никакой реформатор не бывает столь некомпетентным, чтобы он не мог освоить новый способ ухудшить ситуацию.
Закон регрессивных достижений
Результат реформы науки никогда не бывает настолько удручающим, чтобы его нельзя было ухудшить путем смены реформатора.
…
Определение 14. Реформометрия науки
Реформометрия науки - применение критериев заблуждения и оценочных показателей незнания, основанных на измерении публикационной активности и цитируемости в базах данных, созданных не в целях поддержки и не в интересах отечественной науки.
…
Первая аксиома отчетности
Ничто так не тормозит научную деятельность, как отчеты.
Вторая аксиома отчетности
Чем больше времени ученый тратит на заполнение отчетных форм, тем меньше времени он тратит на научную работу.
Основополагающая гипотеза реформирования
Полный успех реформы науки достигается, когда все ученые будут без остатка тратить свое время на отчеты о том, что они в науке так и не успели сделать.
Наблюдение 9
Тратить время ученых на бессмысленные огромные отчеты глупо.
…
Общетеоретический вывод
Голос науки о реформах научной деятельности будет услышан тогда и только тогда, когда окажутся исчерпаны все так и неосознанные шаги по ее реформированию.
Альтернативная эмпирическая версия общего вывода
…Либо когда жареный петух клюнет в известное место, и наука вновь понадобится.
Алгоритм В.И. Вернадского как следствие общего вывода о голосе науки
«Организация научной работы должна быть предоставлена свободному научному творчеству русских ученых, которое не может и не должно регулироваться государством. Бюрократическим рамкам оно не поддается. Задачей является не государственная организация науки, а государственная помощь научному творчеству нации»
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Политика)