Фильм «Жена»

Jan 05, 2019 01:13


Посмотрела сегодня фильм «Жена» (режиссер Бьёрн Рунге). Там играет Джонатан Прайс (его Воробейшество из «Игры Престолов») и Гленн Клоуз.

Сюжет таков: жена всю жизнь писала романы за мужа, а потом он получил Нобелевскую премию.

Джоан и Джо Кастлеман познакомились в 1958 году. Он был молодым профессором, она - начинающая писательницей. Джо вел литературный кружок, Джоан его посещала.

Она показала ему свой рассказ, он его одобрил, но нашел ряд недочетов. Джо был женат, и у него была маленькая дочь, но это не помешало ему начать ухаживать за талантливой ученицей.
Он как бы задумавшись, процитировал при ней красивую цитату про падающий снег из «Улисса», потом подкинул ей скорлупку от грецкого ореха, на которой написал ее имя - что-то типа «Прекрасной Джоан».

Скоро они поженились.

Больше всего на свете Джоан любила писать книги, но она сомневалась, что сможет стать знаменитой. Во-первых, одна пожилая и сильно набравшаяся писательница сказала ей, что женщине невозможно пробиться в мире, где все определяют мужчины. Писателю необходимы читатели, а без читателей писать нет смысла.
Во-вторых, она как-то услышала разговор нескольких издателей в издательстве, где работала секретаршей. Они обсуждали, что нечего печатать. Есть у них рукопись романа, и вроде все в нем неплохо, но не цепляет, а все потому, что писала женщина. Вот бы найти неизвестного молодого гения, и, желательно, еврея. Тут Джоан и сказала им, что знает одного такого.

Джо бросил преподавание, чтобы написать роман. Первой его прочла Джоан, и книга ей не понравилась: герои неживые. Она взялась его переработать. В итоге роман стал бестселлером.

С тех пор Джоан стабильно выпускала романы под именем мужа. Книги принесли им достаток: хорошую квартиру, потом дом, домик у моря, возможность путешествовать. Они вырастили сына и дочь.

Джоан писала, а Джо готовил, занимался с детьми, общался со СМИ и издателями. Он постоянно хвалил Джоан, благодарил, подбадривал.
Вместе с тем, Джо часто изменял жене. Он делал это при каждом удобном случае и, большей частью, с домашней прислугой.
При этом Джо не выдумывал ничего нового, а использовал цитату из Джойса и скорлупку от грецкого ореха.
Джоан эти измены бесили, но куда ей было деваться? Не писать она не могла, заявлять, что Кастлеман - это она, было уже поздно: ей бы не простили обмана. Поэтому Джоан извлекала из этих измен и обид творческое вдохновение: большинство ее романов были про измены. Публика же любила читать про измены.

Муж одно время пытался как-то вмешиваться в процесс творения, но потом понял, что это не его дело, и перестал «свои» романы даже читать толком.
Вместе с тем, он каким-то образом считал себя крупным писателем.

Мы застаем героев уже в самом конце их жизни. Они очень стары. Джоан выглядит бодрее (она и моложе), Джо же пьет таблетки по часам, у него вшит водитель ритма, и он на диете. За всем этим следит Джоан. По существу она превратилась в няньку или сиделку при муже.

Вот с этим как раз проблемы. Актерам, играющим главные роли, примерно 70 лет. Это вовсе не такая глубокая старость, как они изображают.
С другой стороны, события происходят в 1992 году. Сколько лет могло быть героям в 1958? Ему, допустим, 30, а ей - 25. Следовательно, в 1992 году им должно быть 64 года и 59-60 лет. Так почему же они такие дряхлые?

Но вернемся к сюжету. Джоан и Джо знали, что писатель Кастлеман выдвинут на Нобелевскую премию, и что вероятность ее получения высока.
Но вот известие получено.



Джо радуется, а вот Джоан испытывает сложные чувства. С одной стороны, она рада, что ее труд получил признание на самом высоком уровне, с другой стороны, ее злит, что хвалить будут Джо, а не ее.
Со своей стороны Джо испытывает чувство вины за то, что все лавры достаются ему, но это тогда, когда они вдвоем. А на людях он подчеркивает, что его жена - простая домохозяйка, но он очень благодарен ей за то, что она избавляет его от бытовых хлопот, позволяя полностью сосредоточиться на творчестве.



В Стокгольм с супругами приехал их сын, которому примерно 27 лет. Он тоже хочет писать. Сын не знает, кто в их семье настоящий писатель, и пытается заслужить похвалу отца. Отец с ним строг.

Творческое семейство преследует журналист, имеющий задание написать биографию Кастлемана. Джо его гонит вон, а Джоан иногда удостаивает внимания. У будущего биографа есть теория, что романы пишет Джоан. Он сделал такой вывод, прочитав и сопоставив ранние рассказы мужа и жены, которые он раскопал в архивах.

В Стокгольме Джоан продолжает злобствовать. Неисправимый Джо вздумал приударить за девушкой-фотографом. Он цитирует Джойса, пишет на скорлупке ее имя, но девушку это не впечатляет.
Зато впечатляет Джоан - как она его только не испепелила взглядом, найдя пресловутую скорлупку, непостижимо.

Но нужно сжать зубы и терпеть, что за твои романы хвалят не тебя. Нужно продолжать следить за здоровьем мужа. Единственное условие - он не должен благодарить ее в своей нобелевской речи, ну, разве что совсем чуть-чуть, чтобы не отличаться от других. Почему? Ей не нужны подачки.

Джоан с отвращением выдерживает все нобелевские штучки: они живут в огромной номере, утром лауреату приносят завтрак в постель и поют «Санту Лючию», а на голове у певицы закреплены горящие свечи.

Джоан убегает от этого ужаса прятаться в туалет.
Она не идет на репетицию церемонии награждения, где лауреатов учат кланяться на три стороны света.

Она не может сдержать сарказма, когда муж поучает сына, что писать очень-очень трудно. «Да, ты уж перетрудился», - говорит Джоан.

Джоан тошно слушать, как муж в миллионный раз повторяет свои коронные «экспромты» и проверенные шутки про его еврейскую мамочку (между прочим, из России).

На нобелевском обеде король спрашивает Джоан, чем она занимается: «Я делаю короля», - отвечает она.
Достойный ответ, но на самом деле она не хочет делать короля - она сама хочет быть королем.

И вот Джоан сидит за столом, а ее муж читает нобелевскую речь. Он начал речь с того, что стал благодарить жену, говорить, что без нее просто сидел бы и смотрел на чистый лист бумаги. Этого Джоан уже выдержать не могла - она ушла.



Джо бросился за ней. В лимузине, который вез их в отель, он пытался вручить ей свою медаль, но она не взяла, и он выбросил медаль в окно. Но ее подобрали и отдали ему обратно.

В отеле Джоан стала собирать чемодан и сказала, что пришлет к нему своего адвоката, чтобы обсудить условия развода.

Тут Джо стало плохо, и он умер прямо у нее на руках.

В самолете Джоан сидит рядом с сыном. Она обещает после похорон рассказать обо всем ему и дочери. Сама же все это время читает незаконченную рукопись своего сына и любовно поглаживает чистый лист бумаги. Видимо, теперь она будет писать за сына.

Честно говоря, конфликт надуманный: в наше время нет никакой дискриминации женщин-писательниц, и в 60-х не было. Допустим, Джоан страдала легкой формой социофобии и не хотела сама общаться с читателями, с издателями - но почему ее тогда так злило, что писателем считают ее мужа, а не ее?

Вот уж крайняя степень стервозности: все шло, как она сама хотела, а все равно недовольна.

И ведь ей ни капельки не стыдно, что она фактически убила своего мужа. То бегала за ним с будильником и таблетками, а то устроила ему такой скандал, что его сердце остановилось. Она ведь знала, насколько он болен.
В общем, творческие люди - не самые приятные люди. Но зато хорошие романы пишут.

Многие считают, что Гленн Клоуз получит за этот фильм «Оскара». Играла она хорошо, но, когда была моложе, играла лучше. Но тогда ей премии не дали. Может, сейчас дадут?


В верхнее тематическое оглавление

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)

Критика

Previous post Next post
Up