Чтобы попасть в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, можно ехать с Рижского вокзала до станции Новоиерусалимской. Это около 1 часа 20 минут со всеми остановками.
Это в 60 км от Москвы.
Электричка ходит 2 раза в час.Можно ехать и до Истры - тогда поездов еще больше. Но я советую - до Новоиерусалимской.
Сойдя с поезда, нужно выйти на Волоколамское шоссе - тогда попадаешь на тропу паломника.
Идти там примерно полтора км. под горку. Дорога очень приятная.
Далее нужно перейти реку Истру.
Вдали виден монастырь. Его заложил патриарх Никон в 1656 году. Никон был патриархом с 1652 по 1666 год.
Никон родился в крестьянской семье, рано лишился матери. Мачеха, о его словам, неоднократно пыталась убить мальчика, но бог его спасал. Он сам пошел учиться в монастырь, проявил большие способности, но тогда постриг не принял, а по настоянию отца женился. Монахом он стал, когда от эпидемии умерли все его дети. Жену он тоже уговорил уйти в монастырь.
Никон попал в Москву к патриарху Иосифу и пришелся по душе царю Алексею. Тот любил разговаривать с ученым монахом. Когда Иосиф умер, то Никона избрали патриархом, чтобы угодить царю.
Никон взял с царя обещание, что тот не будет вмешиваться в церковные дела. Он также настоял на том, чтобы в Москву перенесли прах митрополита Филиппа, имевшего конфликт с царем Иваном Грозным.
Но потом между Алексеем и Митрополитом возник такой же конфликт, как у Филиппа и Ивана Грозного.
Никон удалился в новый Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. В 1666 году его отстранили от патриаршества и сослали в Ферапонтов Белозерский монастырь; после смерти Алексея Михайловича был переведён под более строгий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.
Царь Федор Алексеевич велел вернуть Никона из ссылки. Тот направлялся как раз в Новый Иерусалим, но по дороге умер. Это было в 1681 году.Никон завещал похоронить себя в приделе Иоанна Предтечи Воскресенского собора, там, где в Иерусалиме погребён Мелхиседек (придел Адамовой главы (придел Мелхиседека).
Мелхиседек - священник, который жил в Иерусалиме во времена Авраама. Встретил Авраама хлебом и солью, когда тот прибыл в Иерусалим. Образец идеального священнослужителя.У него не было ни земного отца, ни матери, ни предков, у жизни его нет ни начала, ни конца; уподобляясь Сыну Божию, он остается священником навсегда. Уже по этому завещанию Никона ясно, какого он был о себе мнения.
В обвинениях, по которым Никон был лишен сана, фигурирует и строительство Новоиерусалимского монастыря.
"1. Никон досадил (обидел) царя, когда оставил паству и удалился в Воскресенский монастырь, лишь по причине, что царский чиновник ударил слугу патриарха.
2. Никон не смирился и не стал каяться, а совершал хиротонии в новом месте, строил новые монастыри, которые назвал «неподобающими словами и суетными именованиями»: Новым Иерусалимом, Голгофою, Вифлеемом, Иорданом, тем самым он ругался божественным и глумился святым, прославляя себя патриархом Нового Иерусалима, похищая разбойнически, и если была бы у него сила, то отнял бы и третью часть царства.
3. Анафематствовал патриархов Паисия и Макария, приехавших его судить, назвав их Анною и Каиафою, а царских послов, которые к нему были посланы, чтобы вызвать его на суд, назвал Пилатом и Иродом.
4. Никон написал личные письма патриархам, в которых писал про царя Алексея, что царь «латиномудренник, мучитель и обидник, Иеровоам и Озия» и то, что Российская церковь в латинские догматы впала, больше всего обвиняя в этом Паисия Лигарида.
5. Никон без соборного рассмотрения сам лично лишил епископа Павла Коломенского сана, свирепея, стащил с Павла мантию, и того «в язвы и наказания предаде тяжчашие», отчего Павел лишился ума и бедный погиб: или был растерзан зверями, или в реку упал и погиб.
6. Своего духовного отца Никон два года немилостиво бил и ему наносил язвы, после чего патриархи сами видели духовника Никона «всеконечно расслабленным»"
Теперь к вопросу о том, зачем Никон переименовывал подмосковные речки и холмы в библейские топонимы.
Он считал, что раз Святая Земля в Палестине осквернена арабами, а Византии больше нет, то единственная Святая Земля - это Россия. Поэтому логично перенести все, что есть ценного в Палестине, под Москву.
Сказано - сделано. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере - холм Фавор. На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха (до середины XIX века назывался «отходной пустынью»), в котором были размещены две церкви - Богоявления и апостолов Петра и Павла (освящены в 1662 году). Был также основан небольшой женский монастырь - Вифания, названный по городу, упомянутому в Новом Завете.
Сейчас от этого мало, что осталось.
Вот уж кого нельзя было назвать ортодоксом, так это Никона. Он вовсе не нуждался в исторических привязках - Палестина для него не реальное место, а идея.
Монастырь окружен мощными стенами. Крепостные башни получили палестинские названия: Гефсиманская, Сионская, башня Давидов дом, Иноплеменничья, башня Варуха, Ефремова, Дамасская
Но враги тем не менее смогли взорвать монастырь. Случилось это в 1941 году.
Западный вход с Елизаветинской надвратной башней.
Храм Рождества Христова с трапезными палатами. То есть, в пределах одного монастыря - вся земная жизнь Христа от рождения до смерти. И воскресение, конечно.
Воскресенский собор (1656-1685) создан по образу и подобию Храма Гроба Господня. Те, кто были в Иерусалиме, скажут, что сходство небольшое. Но ведь Храм Гроба Господня со времен Никона и по наше время подвергался изменениям. Известен пожар 1808 года, когда сгорел деревянный шатёр над Анастасисом и была повреждена кувуклия. Однако в 1808-1810 годах ротонда была восстановлена с участием архитекторов из разных стран. В 1860-х годах был сооружён полусферический купол над ротондой из металлоконструкций, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времён Константина Великого. Храм Гроба Господня также пострадал от землетрясений 1927 и 1934 годов.
Об иерусалимском храме строители могли судить по его деревянной модели, которую в 1649 году привёз в Россию патриарх Паисий и по обмерам палестинской святыни, приведённым в иеромонахом Арсением.
В 1941 году собор лишился куполов, колокольни, шатра, но помещения до уровня второго яруса сохранились. С 1942 года началась научная реставрация. В 1975 году была возведена глава центральной части собора. Критике подверглась форма купола, представлявшая собой нечто среднее между шлемовидной и луковичной, тогда как старый купол был шлемовидным, отмечалось искажение формы креста. Было также выявлено увеличение высоты главы по сравнению с довоенной более чем на 0,5 м. В 1982-1983 годах реконструированы керамические подвески и наличники (убранные ещё во время ремонтных работ XVIII века) большой главы. Таким образом, глава получила архитектурную керамику, подобную украшениям XVII века, а не декор XVIII-го, сохранявшийся до её разрушения. В 1983 начались работы по восстановлению шатра. Решение выполнить конструкцию из металла не оспаривалось, но многие специалисты выступали против увеличения высоты шатра на 2 м, предусмотренного проектом. В 1991, 1992 и 1993 годах были смонтированы соответственно окна-люкарны первого, второго и третьего ярусов.
В 2007 году премьер Медведев велел ускорить работы. Все было закончено к 2016 году. Теперь уже никакой критики не было. Зачем люди 65 лет делали макеты и спорили по поводу каждого кирпича? Вот тщета человеческих усилий! Не надо было этих заморочек! Никон тоже не заморачивался. Восстановление провели, наконец, по-никоновски ударными темпами. Все было закончено к 2016 году. Теперь уже никакой критики не было. Но зато богато.
Я была здесь в 2011 году - колокольню еще не восстановили.
Отличительной чертой собора стала архитектурная керамика, украсившая его интерьеры и фасады.Большое символическое значение имеет керамический фриз, получивший в литературе названия «репьи», «павлиний хвост», «павлинье око». Последние два наименования наиболее удачно передают характер рисунка, напоминающего цветок граната - символ мученической смерти или глаз на пере павлина - символ Воскресения Христова.
Красивые зеленые изразцы на верхнем этаже - это паперть Голгофской церкви.
Церковь святых равноапостольских Елены и Константина. Снаружи видны только главы, а сама церковь с ее приделами углублена в землю.
Внутри Воскресенского собора.
В 2011 году, когда я ездила сюда на экскурсию, ничего этого не было - только серые стены. Но на более ранних снимках видны сильно поврежденные старые фрески, остатки плитки. Все это было замазано, а потом сделано заново.
Кувуклия - место над пещерой, где лежало тело Христа. Там внутри есть камень, на котором сидел ангел, когда в пещеру вошли жены-мироносицы.
Говорят, что наша Кувуклия больше похожа на ту, что сгорела в 19 веке, чем та, которую можно видеть сегодня в Иерусалиме.
Только в этом храме каждое воскресенье служат пасхальную службу.
Выглядит все грандиозно, но Никон мечтал о большем: хотел, чтобы в соборе было 365 приделов по числу дней в году. Вот размах был у человека!
Кто обеспечивал все это великолепие? Простые крепостные крестьяне, которых согнали на строительство и обложили податями. Перед секуляризацией церковных земель Новый Иерусалим владел 13 935 (по другим данным - 16 287) душами мужского пола и 22 000 десятин земли. И это в 18 веке. При Никоне крепостных было больше, потому что он забрал земли и крестьян у Иверского и Крестового монастырей.
Плита миропомазания.
Любопытно, что в Кувуклию стоит большая очередь, и у плиты много людей. И люди ведут себя так, будто это подлинная плита и подлинная пещера. Но никто этим не заморачивается, и копия подобна подлиннику, как список с чудотворной иконы подобен ей самой.
В 2016 году были археологические работы в Храме Гроба Господнего в Иерусалиме. Наука до сих пор не может ни подтвердить, ни опровергнуть предположение о том, что плита, почитаемая христианами всего мира, служила местом погребения Христа.
Двуглавый орел над южными вратами.
Изразец с рогом изобилия. В разрушенном храме изразцы были из мастерских нашего Измайлово.
Голгофа:
Вид с балкона Голгофской церкви.
Камень из пустыни, где молилась Мария Магдалина. Он вмонтирован в стену, когда спускаешься из Голгофской церкви по спиральному спуску. Там внизу придел св. Магдалины. А подняться в Голгофскую церковь можно с другой стороны - по Жалостному пути. Правда хорошее название? Хотя, это обычная лестница.
Надвратная церковь. Церковь входа Господня в Иерусалим.
Интерьер надвратной церкви
Вид со стен
Вид на гостиницы "Восток" и "Запад" - красное и желтое здания.
За гостиницами есть остановки автобусов, которые ходят до Истры. Можно уехать на электричке в Москву. Ехать до вокзала близко.
Я не успела хорошо осмотреть всю церковь Воскресения, другие церкви, окрестности. Есть еще 2 музея. Так что смотреть-не пересмотреть.
Можете сравнить Новоиерусалимский храм с храмом Гроба Господня в Иерусалиме.
https://uborshizzza.livejournal.com/137657.html
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Прогулки по Москве)