Есть такие книжные герои, с которыми жалко расставаться при прочтении книги. К таким относится и Адриан Моул из цикла книг Сью Таунсенд.
«Тайный дневник Адриана Моула, начатый в 13 с половиной лет» (1982)
«Страдания Адриана Моула»(1985)
«Признание Адриана Моула»(1989)
«Адриан Моул: Дикие годы»(1993)
«Адриан Моул: Годы капучино»(1999)
«Адриан Моул и оружие массового поражения»(2004)
«The Lost Diaries of Adrian Mole, 1999-2001»- не было официального перевода на русский язык(2008)
«Адриан Моул: Годы прострации»(2009)
Сью Таунсенд родилась в 2.04.1946 года в городке Лестер. Ее мать была кондуктором, а отец почтальоном. Сью - старшая из пятерых дочерей. Она оставила школу в 15 лет, провалив переводной экзамен. В 18 лет вышла замуж, родила троих детей. Когда муж захотел стать хиппи и ушел из семьи, одна поднимала детей. Работала дворником, почтальоном и пр.
Затем Таунсенд встретила инструктора по гребле и проводника Колина Бродвея и вскоре сама стала инструктором по гребле на каноэ. Колин - отец её четвертого ребенка, дочери Лиззи. С ним она прожила до конца жизни.
В 33 года Таунсенд начала писать книги. Вначале ее увлекла драматургия. За первую свою пьесу «Брюхоранг» в 1981 году Таунсенд получила премию от лондонской телекомпании «Темз Телевижен».
Настоящую известность и большие деньги принес Таунсенд первый роман из цикла дневников Адриана Моула. Читатели сразу полюбили этого персонажа.
А в 1991 году Таунсенд объявили классиком английской литературы.
В 1999 году у нее диагностировали сахарный диабет в тяжелой форме. Болезнь сопровождалась резким ухудшением зрения. В 2001 году писательница ослепла, а умерла она 10 апреля 2014 года после инсульта.
Кроме цикла о Моуле, Таунсенд писала и другие вещи. Я читала еще «Мы с королевой». Вроде бы, и смешно, но мне не понравилось. Не знаю, почему.
Зато цикл о Моуле пришелся по душе сразу. Первые 2 книги я прочла, когда их только перевели на русский, в 2003 году. Про третью не помню. Последние две читала пару-тройку лет назад, а «Годы капучино» недавно.
В книгах Таунсенд много политической сатиры. Может быть, поэтому читать книгу «Мы с королевой» мне было скучно. Там тот сюжет, что королевскую семью свергли, их имущество национализировали, а самих поселили в социальное жилье и выдали социальное пособие. Но книга написана в 1992 году. В ней Диана - ветреная жена бывшего принца Чарльза. Чарльз любит свою жену, пытается быть крутым. Это так не соответствует тому, что произошло с ними дальше, что неинтересно.
В «Дневниках Адриана Моула» тоже много имен популярных в годы их написания политиков, журналистов, актеров и др. Кого-то я знаю, кого-то нет. Там высмеиваются выборы и только что принятые постановления правительства. Короче говоря, эти книги должны бы были устареть и быть мало интересны жителям России, но этого с ними не случилось из-за фигуры главного героя.
Таунсенд говорила, что Моула она писала со своего сына, но мне кажется, что в нем много и от самой писательницы.
Во всяком случае, он родился в один с ней день - 2 апреля - и в ее родном Лестере.
Родители Моула - простые люди. Отец - рабочий, мать до рождения Ариана тоже работала на фабрике. Они живут в небоьшом доме. Отец часто теряет работу, семья живет на социальные пособия.
В жизни Моула был период, когда он один растил двух сыновей и жил на пособие.
Адриан не смог сдать экзамены, чтобы получить высшее образование. Однако, он считает себя интеллектуалом и эстетом и пишет стихи, пьесы, романы. Единственное отличие от Таунсенд то, что его произведения бездарны, и их никто никогда не напечатает.
Адриан - романтик и старается придерживаться твердых нравственных принципов. Он всегда осуждал своих родителей-бэби-бумеров, считая их несерьезными и сексуально озабоченными.
Родители меняют любовников, сходятся и расходятся. В результате у Адриана есть сводный брат и единоутробная сестра. Сестра растет в их доме, а с братом Моул практически не видится.
Родители же считают, что Адриан уже родился стариком.
Комический эффект достигается за счет необыкновенной доверчивости и наивности Моула, тем более, что дневники он пишет как бы только для себя и не стесняется выражаться прямо.
Моул верил, что Клинтон не занимался сексом с Моникой Левински. Он верил в то, что Стивен Фрай хранит обет целомудрия и так далее.
Фишкой Моула являются его письма знаменитостям. Он писал Маргарет Тетчер и тому же Стивену Фраю.
Вместе с тем, Моул - очень добрый. Он помогает многим, кто встретился на своем пути. Но при этом он фантастический неудачник.
Вот, например. В 30 лет Моул потерял работу и был вынужден вернуться в родительский дом, где ему не были рады. Там и так уже воспитывали его трехлетнего сына от жены-нигерийки, которая вернулась в Африку, чтобы участвовать там в большой политике.
В добавление к этому выяснилось, что у него есть 12-летний сын. В 18 лет Адриан потерял невинность с местной давалкой, с которой гуляли многие. В 30 лет у нее было 4 детей от разных мужчин, вот она и решила узнать, кто отец ее первенца. Ее адвокат (а там у всех есть адвокаты, даже у самых нищих) нашел этих мужчин, и они согласились сделать тест ДНК. «Повезло» Моулу.
Адриан сразу принялся опекать ранее незнакомого ему ребенка. Родители Моула были этим недовольны, тем более, что они переживали собственные драмы. Но тут Адриану оставил в наследство домик один одинокий старичок, которого он пожалел и пригласил на Рождество.
Домик - маленький и нуждался в ремонте, в частности, нужно было провести канализацию, починить крышу. Но это был собственный дом! Моул начал в нем жить вместе с сыновьями. Но надо же так случиться, что Адриан привлек внимание одной пироманки, и она сожгла его дом. А Адриан не успел его застраховать.
С женщинами Адриану тоже не везло. Его вечной любовью была одноклассница Пандора. Пандора стала депутатом парламента от партии лейбористов, вела роскошную жизнь, меняла мужчин. С Алраном у нее оставались дружеские отношения, но обычно у нее не было времени с ним поговорить.
Не считая Шарон, от которой родился старший сын, Адриан был очень разборчив с дамами. Он не заводил случайных связей и требовал от женщин разговоров о литературе и политике. Его доброта привлекала к нему не совсем нормальных психически девушек. Много сил уходило, чтобы отбиться от их назойливости.
Тем не менее, Адриан дважды женился на красавицах. Первая, негритянка, от него быстро ушла, оставив ему на воспитание сына, которого забрала только лет через 10 - некогда ей было заниматься воспитанием принца.
Вторая красавица ушла от Моула к богатому мужчине, забрав с собой дочь.
Адриана не интересовали деньги. Он работал в библиотеке, в книжном магазине, и 8 лет проработал шеф-поваром, но это был особый случай.
Сью Таунсенд высмеивает разные аспекты жизни Британии с 80-х по 2000 годы.
В «Адриане Моуле и оружии массового поражения» главный герой начинает жить в кредит. Ему везде навязывают кредиты, и он их набрал на огромную сумму. Очень хорошо показано, как происходит погружение человека в долговую кабалу. Вначале все очень приятно: навязывают какой-то совершенно не подходящий тебе по цене товар, убеждают, что ты его достоин. Так Моул стал обладателем огромного лофта на берегу Темзы и холодильника, который следит за ассортиментом и сроком годности продуктов.
Жить в лофте оказалось неуютно. Моула терроризировали лебеди. Да-да, милые птички оказываются очень агрессивными, когда кто-то селится вблизи их владений. Холодильник будил Адриана по ночам сообщениями, что срок годности йогуртов окончился, и нужно немедленно купить новые.
И таким образом Моул задолжал огромные деньги, которые потом вынужден был выплачивать годами.
А в «Годах капучино» Моул работал в элитном ресторане, куда люди записывались за месяц вперед. Ресторан назывался «Чернь», а держал его аристократ-мизантроп. Концепция ресторана была такая: жри, что дают. Плюс к этому туда не пускали разные категории людей: геев, собачников, некурящих… Моул не умел готовить, но его задача заключалась в том, чтобы купить замороженные продукты и разогреть их. Остальные работники были такие же.
Ресторан закрыла санитарная инспекция за то, что один из работников мыл ноги в раковине для мытья посуды, а у него был грибок.
Читать про приготовление блюд на кухне этого дорогущего ресторана весело. Один раз ресторан посетил великий ресторанный критик. Он заказал сосиски. Его рецензия, напечатанная потом в газете, гласила: "Мне принесли нечто, напоминающее говно. Оно выглядело как говно, оно пахло как говно, если подумать, то это и было говно". Эта рецензия отравила Моулу жизнь. Ее прочли даже в Нигерии.
Кстати, на волне популярности ресторана Моул получил предложение записать несколько кулинарных передач, а также написать кулинарную книгу с рецептами приготовления потрохов.
Оба шанса он просрал. В передаче его затмил приглашенный начинающий комик-индус, который стал после этого шоу звездой, а книгу написала вместо Моула его мать, потому что ему грозили санкции за срыв контракта в 60 тыс. фунтов.
Из романов Сью Таунсенд вырисовывается любопытная жизнь англичан. Можно годами не работать всей семьей, а выбивать многочисленные пособия, как делает энергичная и жизнелюбивая мать Моула в первых 2-х книгах. Можно ходить в школу и не научиться читать, как не научился читать старший сын Адриана.
Для посещения врача нужно записываться за месяц.
Впрочем, сейчас мне все это уже знакомо, а раньше было удивительно.
Книги Сью Таунсенд кажутся очень добрыми, но чем дальше, тем больше в них звучат трагические нотки. У Моула был школьный друг, который стал геем. Что же, какая же комедия нынче без геев? Но в последних романах друг ослеп. И разве смешно читать о мытарствах слепого гея: как он нашел себе такого же, как он, слепого партнера, как у них жил, а потом издох пес-повыдырь, а Моул помогал закопать его труп на пустыре? Мне было не смешно, хотя писательница явно рассчитывала на другую реакцию. А писала она это (диктовала), когда сама ослепла. ,
Самая смешная, на мой взгляд, книга «Адриан Моул и оружие массового поражения». Да, Моул там влезает в долги, но расплата еще впереди, а пока он счастлив, и даже в любви ему везет.
Самая грустная - последняя книга, «Годы прострации». Моулу - 40 лет. Он выплачивает долги. Жена ему изменяет, а потом уходит от него. Дочка легко зовет папой отчима. Младший сын редко пишет из своей Африки, где он живет в своей нигерийской аристократической семье. Старший сын пишет чаще: он служит в армии, потому что ничего больше не умеет.
А Адриан узнает, что у него - рак простаты. Вначале он бодрится: он с детства уверен, что все будет хорошо. Ему делают химию, на процедуры его возит мать. Отец к этому времени уже умер.
Химия не помогает. Адриану делают операцию.
И тут к нему приезжает его школьная любовь, Пандора. Она - видный политик, много раз была замужем, но детей не завела из-за занятости, чувствует, что жизнь идет мимо нее. Пандора ложится с Адрианом в постель, исполняя мечту всей его жизни. Так они и лежат, прижавшись друг к другу.
Видно, что, когда Сью Таунсенд писала эту книгу, она уже думала о смерти.
Что остается от жизни, от надежд, от успехов? У Моула осталась мама и школьная любовь. Больше он никому не нужен. Выживет ли он? Теперь мы не узнаем.
Адриан Моул был незадачливый человек, и если что и оставил на свете, так это троих детей, которые прекрасно обходятся без него. Но его жизнь также важна, как и жизни других людей. Она звучит, как грустная еле слышная мелодия.
Вот какое чувство вызвал у меня последний роман об Адриане Моуле.
Как жаль, что у нас нет такого героя. А англичанам повезло, что у них была Сью Таунсенд.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)